К началу Первой мировой войны головы солдат и офицеров практически всех армий мира не были должным образом защищены от пуль или осколков снарядов. Конечно, в конце XIX – начале XX века в странах Европы и в России был распространён пикельхельм – остроконечный шлем германского образца, прототипом для которого послужила каска пожарных частей. Пикельхельм носили военнослужащие, полицейские, жандармы. Однако в условиях войны этот вид шлема оказался недостаточно надёжен. Следовало либо усовершенствовать его, либо заменить на более подходящее средство защиты.
Летом 1916 г. Петербург заказал во Франции 2 млн. касок Адриана, но лишь немногим более 300 тыс. единиц были доставлены в Россию к концу 1916 г. В России эти шлемы были известны под маркировкой М1916.
Французская каска Адриана (первый вариант М1915) была разработана генералом армии Огюстом Луи Адрианом в 1915 г. Она защищала бойцов как от осколков снарядов, так и от шрапнели. Шлем состоял из четырёх частей: полусферический свод шлема, передний и задний козырьки (оба с острыми окантованными краями) и гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и усиливающий защитные свойства шлема. Делался шлем из стального листа толщиной 0,7 мм, общим весом 700—800 грамм, варьирующимся в зависимости от размера, которых было три. Кожаный подшлемник состоял из 6—7 скреплённых вверху частей. Подбородочный ремень шириной 0,5 см был изготовлен из лошадиной кожи. Каски, поставляемые в Россию, имели только два отличия от своего французского аналога: фронтальная эмблема (в данном случае российский двуглавый орёл) и цвет – светлая охра. Вес шлема, подшлемник и подбородочный ремень были такими же, как и у касок, поставляемых французской армии. В период войны ими снаряжались в основном ударные части, т.к. тыловые производства не справлялись с нуждами фронта.
Впервые такие шлемы были использованы в ходе масштабного наступления русской армии под командованием генерала Алексея Брусилова на юго-западном направлении, приведшего к разгрому австро-венгерских войск.
После революции Каски Адриана (с заменой орла на большую жестяную красную звезду) применялись в Красной Армии до 1939 г.
В свою очередь, разработка первого русского стального шлема, по решению Генерального Штаба, началась ещё в 1915 г. Прототипом для него послужила каска Адриана образца 1915 г. В 1917 г. заказ на производство шлемов был размещён в Финляндии на заводах Solhberg-Oy и Holmberg. В России шлем был известен под индексом М1917 (Sohlberg), соответственно с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был введён.
Этому помешали революционные события 1917 г. На заводе Sohlberg-Oy успели изготовить только 500 тыс. шлемов, а на заводе V.M.Holmberg – 100 тысяч. В русскую армию была отправлена лишь незначительная часть. На большей части шлемов не был установлен подшлемник, т.к. сделать это планировалось на заводах в России.
Во время Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась белогвардейскими соединениями. В 20-е и 30-е гг. шлем М17 Sohlberg получил распространение в Красной Армии.
Шлем имел три размера купола и шесть размеров подтулейного устройства (53 см., 55 см., 57 см., 59 см., 60 см., 62 см). Окрашивался шлем в цвет хаки. Вес составлял 800-850 гр., толщина стали - 1,2 мм. Внешне он имел некоторую внешнюю схожесть с французской каской Адриана, но в то же время оставался уникальным. Шлем изготавливался из сплава стали и никеля путём штамповки. В верхней части купола шлема располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикреплённой к поверхности шлема тремя клёпками. Подшлемник изготавливался из ткани и крепился с помощью гофрированных алюминиевых полос, так же как на каске Адриана, предназначенных для вентиляции и прикреплённых к поверхности шлема с помощью восьми клёпок. В верхней части подшлемник имел круглое отверстие, размер которого регулировался с помощью шнура. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, его размер регулировался прямоугольной пряжкой. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных металлических колец, прикреплённых к полям шлема двумя парами клёпок.
Разработка нового и, главное, массового шлема для РККА началось в 1934 году. По легенде, образец испытывал сам Будённый, и многие догадываются о приоритетах этого полководца — после ударов златоустовской шашкой шлем порекомендовали доработать и увеличить поля-скатки. Так СШ-36 получил свой узнаваемый силуэт, который часто сравнивают с немецким штальхельмом тех же времён.
Шлем с первых же дней приняли неоднозначно. С одной стороны, продуманное подтулейное устройство, т.е. ремешки и полоски ткани внутри, которые создавали амортизацию головы. Хорошая вентилируемость, возможность подгонки размера. Всё это было современно, удобно и было заметным прогрессом в сравнении с прошлыми образцами.
С другой стороны — масса в 1300 грамм при толщине стенок в 1,1 мм давали так себе стойкость к осколкам и пистолетным пулям. Скаты полей парусили при встречном ветре, а большой выдающийся козырёк мешал обзору. Были вопросы и к качеству стали — стало очевидно, что более прочный и лёгкий сплав и новый форм-фактор решит проблемы.
А ещё сходство с немецкими шлемами, вызывало сложности в определении «свой-чужой» и потенциально могло приводить к ошибкам на поле боя с фатальными последствиями.
Шлем этого типа впервые применяли республиканцы и интербригады в Испании, затем Хасан 1938 и Халхин-Гол 1939 (большая часть фото и кинохроники с этим шлемом была оттуда, отчего и закрепилось название «халхинголка»). В годы Второй мировой большая часть таких шлемов была потеряна вместе с бойцами, которых окружили в котлах 1941 года.
После не очень удачного опыта с СШ-36 конструкторы провели вдумчивую модернизацию — новый шлем при толщине в 1,9 мм весил уже 1250 грамм. Поначалу имел индекс СШ-39, а форму позаимствовали у итальянского шлема М33.
СШ-39 от СШ-40 отличается в основном подтулейным устройством: три дерматиновых лепестка крепились на шести заклёпках вместо трёх, к ним полагалась ватная подушечка для амортизации. Впервые отказались от вентиляционных отверстий — боец полагался на вентиляцию за счёт подтулейного устройства.
СШ-40 уже был толщиной в 1,2 мм и изготавливался из легированной броневой стали марки 36СГН. А ещё в то время впервые стали выпускать шлемы в трёх исполнениях разных размеров. Скорость предела кондиционных поражений (ПКП) шлема составляла порядка 300 м/с (испытание осколком в 1,1 грамм) — это значит, что он хорошо выдерживал мелкие осколки и обстрел пистолетной пулей. Выше показатель в 415 м/с был только у американской М1 времён войны во Вьетнаме.
Шлем этого типа появился в связи с развитием коллективных ВС стран Варшавского договора (был такой во времена СССР противовес НАТО из стран соцблока) и вопросами унификации вооружения и оснащения. Генштаб получил информацию, что немецкий шлем М56 армии ГДР имеет характеристики на 3-6% превосходившие СШ-60.
Сам шлем из ГДР конструктивно был похож на разработки ещё Третьего рейха — на излёте гитлеровской Германии в похожее оснащение планировали переодеть Вермахт. Вместе с автоматом Штурмгевер конструкторы показали новый концепт защитника рейха, но мы все знаем, что история повернулась иначе. Вспомнили об этом проекте, когда понадобилось создавать армию для ГДР, с которой он теперь прочно ассоциируется.
От немцев шлем и позаимствовал большие углы наклона полей, особенно в лобовой части, что повышало отражаемость элементов (прочность, правда, была пониже — осколок 1 грамм на скорости в 250 м/с в 30 Дж энергии) в сравнении с предыдущими моделями.
С середины 1980-х передовые армии начали переходить на шлемы нового образца с повышенной защитой и меньшей массой, изготовленные из кевлара или иных композитных материалов. Для российской армии после первой чеченской компании вопрос тоже стоял ребром — стальные каски были тяжелы и неудобны, а их защитные характеристики в новых условиях были не ахти. Вопрос защиты головы был решён, в основном, для бойцов спецподразделений.
Впервые задумались о создании целого комплекса экипировки Бармица, частью которого должен был стать шлем 6Б6 Борит (титан+арамид). Из-за дороговизны модель оптимизировали до 6Б7 Борит-М на тканево-полимерной основе. Обеспечивает защиту от пуль пистолета ПМ и АПС с дальности 5 м, осколков массой 1 г на скорости 580 м/с., стреловидных поражающих элементов массой 0,87 г на скорости 215 м/с, с энергией до 50 джоулей.
Борит пошёл в серию с 1999 года, но в достаточной степени им оснащали только отдельные подразделения, и даже во Вторую чеченскую войну он не был особенно распространён. Больше всего этот тип примелькался на хрониках пятидневной войны с Грузией в 2008 году — именно во второй половине нулевых и в начале 2010-х этот малоизвестный образец был наиболее распространён.
Эпоха Ратника
НИИ Стали смогли, в свою очередь, создать уже настоящий общевойсковой шлем большой серии из арамидных волокон 6Б27. На момент создания он был уже не типичной «догонялкой» натовских образцов, а во многом превосходил аналоги разных армий.
6Б27 обеспечивает защиту от осколков массой 1 г при скорости 680 м/с. Площадь покрытия защитой 12,7 дм². Для сравнения — аналогичный американский шлем ACH, который заменил кевларовую классику PASGT, имел покрытие 10,6 дм² и стойкость до 670 м/с. Параметр баллистической эффективности 69 против 57 в пользу российского образца.
Этого добились благодаря новой технологии производства — вместо пропитки кевларовых волокон эпоксидными смолами и горячим прессованием использовали прокладку полиэтилена между слоями (их 34!), после чего при нагревании они сливались в единую массу.
Правда, когда российский шлем в заметном количестве стал попадать в войска (начало 10-х), американцы уже переоснащались на ECH, который имел характеристики получше за счёт новых технологий. Вместо арамидного волокна Кевлар и термореактивного связующего новые шлемы стали изготавливать из термопласта, то есть с намного лучшей вязкостью и высокой эластичностью — характеристики улучшились на 35%!
С середины нулевых начался переход уже на шлемы ещё более нового поколения типа IHPS, FAST и MARITIME, которые уже представляют собой не просто шлем, а целый защитный комплекс, который можно комбинировать с огромным количеством моделей средств связи, приборами наблюдения и т. п.
Поэтому в комплекс экипировки Ратник добавили новый шлем 6Б47. От предшественника он отличался новыми рельсовыми креплениями, но, увы, слабо отличался от старых моделей защитными характеристиками — просто более технологичная модификация, не более.
Создание шлема началось с того, что в 1982-1983 году, когда специалистам НИИ Стали попал в руки первый образец броне шлема PSH-77 "Tig" швейцарского производства. Швейцарский шлем PSH-77 "Tig" имел титановый корпус и переговорную гарнитуру. Для PSH-77 "Tig" было изготовлено 4 вида забрал: поликарбонатный-противоударный, поликарбонатный-1-го класса защиты, титановый-поликарбонатный, титановый для крепления прибора ночного видения. Шлем "Алтын" комплектуется титановый-поликарбонатным забралом.
До 190-ых годов в СССР не было на вооружении бронешлемов 2-го класса защиты имеющий защитное забрало для защиты лица. Заказ по разработке нового шлема стал КГБ СССР (после 1990-го года использовался сотрудниками ФСБ РФ) и соответственно с этим он стал поступать в будущем на вооружение бойцов групп «А» и «В», и «С». Уже в 1984 году сотрудники НИИ Стали предоставили первые образцы нового шлема из титана, а также подготовили техническую документацию для его создания. Так как титана не пригоден для ковки заготовки для каски делали методом вытягивания. Первые шлема «Алтын» имели толщину титана в 4 мм и не имели подшлемника из арамидной основы. НИИ Стали делал только забрало и купол, а сотрудники КГБ уже сами производили сборку и установку гарнитуры. В начали 1990-ых шлем получил арамидный подшлемник, а толщина шлема уменьшилась до 3 мм. Шлем «Алтын» долго состоял на вооружение правоохранительных органов, так как имел хорошие характеристики и высокую надежность. Шлем стал первым отечественным шлемом имевший защиту лица с помощи забрала на основе забрала из титана и пулестойкого стекла и обеспечивал защиту по первому классу бронезащиты. полимерным стеклом. Помимо забрала на отечественном шлем появилась переговорная гарнитура. На основе шлема «Алтын» был создан шлем K6-3 и "Маска-1". «Алтын» прошел реальные боевые испытания в Афганистане и Чечне и до сих пор остается на вооружении органов МВД РФ и армейского спецназа.