Каждую весну в последние годы вновь становится актуальной тема наводнений, подтоплений, разливов рек. Но сегодня вспомним истории начала XX века на эту же тему, связанных с историей заводов Понизовкиных, подвергавшихся весенним и осенним паводкам.
Страдали не только дома и хозяйственные постройки, размывались дороги, поля, сады и огороды, погибал домашний скот. Людям приходилось добираться до работы или дома на плотах и лодках, что в условиях непогоды нередко приводило к человеческим жертвам. В метрических книгах появлялись такие записи о смерти: «Тело неизвестного человека мужского пола по определению от 25 до 35 лет, найденное на разливе по спаде воды». И тут уже возникали проблемы с погребением.
Похожая на сегодняшнюю ситуацию произошла в 1869 г., когда наводнение случилось осенью, так как Волга не замерзала до декабря месяца. Прибывавшая вода вышла из берегов, затопив низменные луга со стогами сена. Такого разлива Волги и в такое время, в ноябре месяце, по сказанию старожилов, не бывало более 70 лет.
Движение льда и заторы иногда приводили к повреждению укрывшихся в затонах пароходов и барж. Для судов Товарищества «Никиты Понизовкина сыновья» страховым обществом «Якорь» договором было установлено место для зимовки в устье реки Солоницы вблизи Николо-Бабаевского монастыря. 5 апреля 1901 года Солоница вскрылась на сутки раньше Волги. Под напором воды, перепад которой был на 2 аршина (1,42 м) выше уровня в Волге, лёд пришёл в движение и «срезал» пароход «Тамара», который затонул против Николо-Бабаевского монастыря так быстро, что команда едва успела спастись.
В 1915 г. в посёлке Волжского химического завода снова случилось сильное наводнение. Вода в тот год поднялась почти до верха кирпичного забора в его самых низких частях, т.е. около 1 метра, в результате чего пришлось увеличить его высоту на три вершка (13,34 см).
Но в 1926 г. разлив Волги превзошёл и его по своим катастрофичным последствиям. Зима в центре Европейской России в тот год отличалась обильными снегопадами, а в середине апреля установилась тёплая и сухая погода, вызвавшая резкое снеготаяние.
Руководство завода ожидало в том году значительное наводнение и организовало работу по подготовке защитных мер. Был произведён детальный осмотр и ремонт кирпичного забора, возведённого владельцами Понизовкиными ещё 32 года назад, т.е. в 1894 г. Забор имел высоту от 1 до 4 аршин (0,71–2,84 м) в зависимости от конфигурации местности.
Были проверены установленные насосы; заготовлены лодки; приняты меры к спасению каравана судов и моторных лодок. Всё ценное оборудование, главным образом моторы и генераторы, подготовлены к эвакуации. К 29 апреля 1926 г. уровень воды дошёл до максимума, и вода уже переливалась через каменный забор в щели деревянного, пробивалась через грунт, а удары льдин угрожали целостности забора.
4 мая в 5 час вечера часть стены, протяжённостью около 2 саженей обрушилась. Вся территория завода была затоплена к часу ночи 5 мая, а в 2 часа утра 5 мая уровень воды на территории завода и в Волге сравнялся.
На тревожный заводской гудок явились лишь 100 человек, при этом очень многие рабочие были пьяны и не способны к работе. Некоторые проявляли даже злорадство, другие быстро вернулись к своим домам и семьям. Тем не менее прибывшие рабочие принимали возможные меры к спасению завода.
Для спасения 49 лошадей из конюшни, которые уже на 4–8 вершков стояли в воде, со стороны луга теплоходом «Светлана» была подведена баржа, на которую перевели лошадей и перевезли на противоположную сторону Волги. Были и другие позитивные примеры поведения рабочих и служащих. Так в документах о результатах наводнения на заводе было отмечено, что выше всяких похвал вели себя монтёр Фролов А. Ф., Перов П. П., и старший машинист-электрик Соколов А. В. Большим героизмом отличились телефонистки завода, они не прерывали работу, даже когда вода дошла до коммутаторов. Телефонистка Иванова не оставляла своего поста в течение 11 часов.
Наводнения различной силы на Красном Профинтерне наблюдались и в течение последующего десятилетия, особенно в 1934–1936 гг., и прекратились на Волге только после осуществления программы создания новой энергетической базы и строительства Рыбинско-Шекснинского и Углического гидроузлов, которое официально было завершено 30.07.1955 г.
Подпишись, если тебе эти истории интересны или полезны
#понизовкин #красныйпрофинтерн #наводнения #agp21 #ярославль