ХАРАКТЕР

Характер — это общее качество психики в целом, совокупность  ряда ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие.
Характер — это общее качество психики в целом, совокупность  ряда ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие.-2

Сущность характера
Характер — это общее качество психики в целом, совокупность ряда ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие.

Характер состоит в разной направленности психики, в разном отношении к окружающему миру и людям, в разной их активности. Во взаимоотношениях человека с окружающей действительностью в его деятельности формируется и выявляется бесконечное
множество различных индивидуально-психологических особенностей. Многие из них бывают несущественны, как, например, плохо развитые вкусовые ощущения (если, конечно, речь идет не о Дегустаторе). Другие индивидуальные особенности, хотя и очень ценные, могут оказаться кратковременными, скоропреходящими, например, вялость и медлительность после болезни. Третьи (допустим, плохая механическая память) могут не влиять на отношение человека к окружающему и даже не сказываться на его деятельности, компенсируясь другими чертами.

Но существуют и такие индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются достаточно устойчиво и представляют собой существенные черты всего его поведения. Таковы, например, осторожность, выдержанность, спокойствие, впечатлительность. Трудная переключаемость внимания может в связи с определенным отношением к окружающему и с известным поведением стать рассеянностью.

Некоторые из этих общих черт непосредственно связаны с
шим или меньшим развитием и особенностями определенных психических процессов. Таковы, например, внимательность, рассеянность, наблюдательность, легкомыслие, критичность, фантазерство, ловкость, медлительность, веселость, раздражительность, трусливость, решительность, упрямство, настойчивость.

Однако каждая из особенностей психических процессов становится чертой характера только тогда, когда она в сочетании с другими особенностями личности начинает определять свойственны»
данному человеку образ действия и отношения к окружающему.

Именно к таким чертам характера относятся общительность, молчаливость, откровенность, недоверчивость, скромность, хвастливость, вежливость, требовательность, аккуратность, небрежность трудолюбие, осторожность, завистливость, хитрость, честность и т. д.

Вместе с тем характер не представляет собой простой суммы
отдельных особенностей личности. У каждого человека число отдельных характерологических черт может быть чрезвычайно велико, а количество оттенков каждой из них необозримо. Так, аккуратность имеет оттенки: пунктуальность, педантичность, чистоплотность, опрятность, подтянутость и т. д. Однако какие-то свойства всегда будут ведущими и именно по ним можно охарактеризовать человека. Кроме того, надо учесть, что не у всех учащихся действия поступки определяются свойственными им личными особенностями.
Поведение некоторых из них зависит только от внешних обстоятельств, от хорошего или плохого влияния на них товарищей. О таких людях говорят как о бесхарактерных, т. е. лишенных внутренней определенности.
Таким образом, под характером следует понимать не любые отдельные индивидуальные особенности человека, а индивидуально-своеобразное сочетание существенных особенностей личности, отличающих данного человека как члена общества, выражающих его отношение к действительности и проявляющихся в его поведении и поступках.

Изучить характер человека — значит с точки зрения его психологических особенностей ответить на вопрос: что же в нем главное?
Черты характера лучше всего изучать, объединяя их по группам, которые в известной мере повторяют группы отношений направленности личности, но в характере выражены более отчетливо.
Первая группа — наиболее общие черты характера, образующие основной психический склад личности.

Таковы, например, важнейшие черты: принципиальность, последовательность, мужество, честность, дисциплинированность, активность.
Другие группы черт характера составляют те группы отношений, о которых уже было сказано в главе о направленности личности: отношение человека к другим людям, к самому себе и к труду, обучению, если те или иные из разобранных там свойств личности выражены настолько отчетливо, что проявляются в различных видах деятельности

Как бы стержень характера составляет
воля: ее особенности,
переходя в свойства личности, образуют существеннейшие черты
характера. Поэтому обычно выражения
«человек сильной воли» и
«человек с сильным характером» звучат как синонимы.

Тем не менее воля и характер не тождественны. Воля непосредственно
связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, настойчивостью, решительностью.

Но сила не исчерпывает всего характера — он имеет свое содержание, направляющее эту силу. Отдельные привычки и темперамент также могут входить в характер. Но трудолюбивым или нерадивым, честным или мошенником может оказаться человек любого темперамента, с различными особенностями внимания или памяти и с разным опытом.


Характерологические качества, обозначаемые одним и тем же
словом, часто психологически не одинаковы, особенно, если они
проявляются в различных условиях. Так, выдержанность мастера
в роли педагога и его «выдержанность» во время пожара — весьма различны по своей психологической структуре. Говоря о человеке с сильным характером, окружающие могут с достаточной достоверностью предполагать, как он поступит в определенных обстоятельствах.

О нем так и говорят: «Он не мог поступить иначе — таков его характер».
Черты характера Все черты характера — это черты личности, но черты личности становятся чертами характера, только если они отвечают
трем
требованиям:

отчетливо выражены,
тесно взаимосвязаны
и проявляются обязательно в разных видах деятельности.

Бывает, человек в обыденных ситуациях выглядит как сильный характер — проявляет большую твердость и настойчивость, например, во всем, касающемся его быта и личных дел, но он же может обнаружить полную бесхребетность, когда дело коснется принципиальных вопросов. В то же время другой человек, кажущийся «бесхарактерным» из-за податливости и мягкости в личной жизни, неожиданно раскрывается как непреклонный, твердый характер, как только перед ним встают важные для него вопросы большого дела.

И хотя оба эти человека формально обладают как будто твердым характером, но все же у первого по существу мелкий, ничтожный, а у второго — более или менее значительный характер. Значительность и ценность характера определяется, таким образом, тем, насколько существенное для данного человека существенно объективно, в какой мере лично значимое является и общественно значимым.

Иначе говоря, большой и значительный характер — это большая определенность в больших делах. А там, где есть такая определенность, она неизбежно скажется и в малом. В истории психологии вплоть до настоящего времени были многочисленные попытки дать классификацию типов характеров, однако до сих пор эти попытки не увенчались успехом. Обилие классификаций объясняется, с одной стороны, разнообразием и многогранностью черт характера, а с другой — различием признаков, положенных в их основу. Поэтому ни одна из предложенных классификаций не свободна от недостатков и не имеет широкого распространения, хотя при беглом ознакомлении некоторые подкупают своей кажущейся убедительностью.

Так, была попытка подразделить характеры на интеллектуальные, эмоциональные и волевые.
Действительно, в разговоре часто, желая сжато охарактеризовать
того или иного человека, говорят: «Он — человек чистого рассудка»; «Он живет настроением сегодняшнего дня»; «Не человек, а кремень».

Среди классификаций характеров есть и связывающие их с конституцией человека, т. е. с типичными для него особенностями строения тела и др. Однако подобные «классификации», распространенные среди некоторых психологов, ставят психологические свойства личности в полную зависимость от врожденных биологических особенностей организма.

Формирование характера
В характере каждой личности всегда есть черты, отражающие
своеобразие ее жизненного пути, поэтому характер человека —
сгусток его биографии. Но вместе с тем в любом характере в еше
большей степени представлены черты, отражающие качества, общие для людей конкретно-исторической эпохи. Типичное и индивидуальное в личности всегда находится в единстве и взаимопроникновении, и это единство должно лечь в основу формирования личности и характера.
О формировании характера говорят:

«Посеешь поступок— пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу».

Формировать личность — значит стремиться формировать характер. Но надо понять и обратную закономерность, формировать характер учащегося — значит формировать нужные ему черты личности. Многие из формируемых личных качеств учащегося могут и не стать чертами его характера, но если эти качества полезны, они так или иначе найдут свое выражение в его характере. Так, аккуратность, даже не ставшая чертой характера, обязательно будет способствовать формированию дисциплинированности как черты характера. Вместе с тем характер должен формироваться в виде не отдельных его черт, а закономерно связанной структуры.

Поясним это на такой черте характера, как дисциплинированность, рассматриваемой как сознательное подчинение своих действий требованиям закона, права и морали общества, а также указаниям и распоряжениям руководителей. Дисциплинированность, если она стала чертой характера, неразрывно связана с настойчивостью, силой воли, принципиальностью, инициативностью, сообразительностью, общим культурным развитием и отношением к труду. Только формируя каждую из этих черт в отдельности и все их вместе в их взаимосвязях, можно воспитать у учащегося дисциплинированность как черту характера. Дисциплинированность нельзя воспитывать унижением личности учащегося, потому что исполнительность, проявляясь многократно, "может стать чертой характера только в связи с одновременным развитием у учащегося чувства собственного достоинства и осознания своей положительной значимости в коллективе. Поэтому в тех случаях, когда из-за недостойного поведения учащегося ему требуется сделать строгое замечание, надо сначала в индивидуальной беседе сказать о его положительных поступках или чертах характера, а потом — о нарушении установленного в училище или общественного порядка.
Формирование дисциплинированности также тесно связано с
развитием самостоятельности в учебной и производственной деятельности. Дисциплинированность обеспечивает успешность самостоятельной работы, а самостоятельность, требуя дисциплинированности, вместе с тем ее укрепляет. Развитие самостоятельности учащегося требует кропотливого учета особенностей каждой стадии обучения. Такой учет приводит к постепенному исключению из инструктажа готовых данных, что побуждает учащегося к самостоятельному выполнению трудовых задач.

Взаимное воздействие людей при длительном общении часто накладывает значительный отпечаток на их характер. Общность дела, одинаковость требований профессии создает общность и некоторых черт у многих представителей тех или иных специальностей, обозначаемую как профессиональный характер, отчетливо видный при сравнении, например работника торговли, шахтера и монтажника-высотника.
Общение с другими людьми создает предпосылки и для самовоспитания характера. Воздействуя в процессе общения на окружающих и в свою очередь подвергаясь воздействиям с их стороны, человек познает других людей и на практике испытывает значение различных черт характера. Познание других людей приводит к практической оценке их характерологических особенностей и тем самым к самооценке и самокритике, что служит условием и мотивом для осознанной переделки своего характера, регулируемой моральными убеждениями человека.
Основной критерий оценки характера человека — общественная
ценность его поведения и поступков. Поэтому общая и важнейшая
задача формирования характера учащихся — воспитание у них
требованиям осваиваемой будущими молодыми рабочими профессии. Характер проявляется и формируется в поступках человека.

Отсюда важное правило воспитания характера: одними словами, объяснениями, указаниями и уговорами, не реализующимися в делах и не служащими образцом, руководством для последующих действий, сформировать характер нельзя. Но нельзя и недооценивать слово как силу, воспитывающую характер человека. Слова, дающие знание как руководство к действиям, помогающие создать идеал как цель деятельности и самосовершенствования, призывающие и стимулирующие деятельность и, наконец, способствующие
правильной оценке общественного значения сделанного, — такие
слова необходимы для формирования характера. Характер человека, несомненно, обусловливается объективными обстоятельствами жизненного пути, но сами обстоятельства создаются и изменяются поступками человека; поступки и обстоятельства жизни, обусловливающие эти поступки, глубоко взаимосвязаны. Характер не врожденное и не фатально предопределенное качество личности, он создается, формируется и преобразуется в течение жизни. Человек сам
участвует в выработке своего характера и сам должен всегда нести ответственность за него. Характер нельзя рассматривать в качестве самостоятельной, как бы пятой стороны структуры личности. Характер есть сочетание внутренне наиболее взаимосвязанных и наиболее стойких индивидуальных особенностей четырех основных сторон личности, особенностей, определяющих деятельность человека как члена общества.
Следовательно,
формировать личность учащегося — значит прежде
всего формировать его характер и развивать способности