Возможно я странный. Меня это никогда не беспокоило, куда больше меня занимал тот факт, что я родился в одной стране, а вырос в другой. И вот чем старше я становился, тем больше меня привлекала так называемая советская античность. Хотя казалось бы ну какая тут античность когда до того периода истории рукой подать? Ведь я же помню всех этих советских инженеров и учителей. Я помню пионерские галстуки и октябрят. Вот весь тот удивительный мир, который абсолютно незнаком современному поколению, для меня являются частью собственной идентичности. Возможно, по этой причине я с недоверием отношусь к людям, которые бездумно ругают Советский Союз.
Историю ругать бессмысленно, тем более ту, которая уже осталась в далёком прошлом, и вернуться не может. Не сомневаюсь, что многие люди из поколения моих родителей с удовольствием отмотали бы обратно плёнку и снова очутились бы в условном 1981 году. Я бы и сам туда заглянул не без любопытства, но это невозможно. И всё что нам осталось на память это произведения искусства, на которые мы теперь не обращаем внимания. А обратив, даже не задумываемся, для чего всё это делалось.
И вот действительно – для чего? В годы, когда создавались все эти мозаики и барельефы, советская власть была живее всех живых, но художники и скульпторы стремились как-то зафиксировать своё видение искусства в простом строительстве. В том строительстве, которое сейчас точно ничем подобным не украшают. Проще всего объяснить это тем, что сегодня принято экономить. Но разве в Советском Союзе не умели считать деньги? Умели и считали, но для различных украшений их всё же выделяли. И делалось это для того что бы советский человек видел, что не только деньги имеют значение. Важна была идеология несущая людям свет науки. Важна была идеология, где ценность представлял пролетариат, а не какие-то выдуманные звёзды. Можно как угодно относиться к той эпохе, но несомненно, что и образование, и наука, и в целом труд стояли во главе всего.
Сейчас же когда я смотрю на эти украшения зданий и помещений, меня не покидает ощущение, что их создавали люди какой-то другой расы что ли. Какие-то титаны и исполины. И глядя на всё то, что в целом умудрилась сделать советская власть, я не преувеличиваю. У нас действительно была какая-то невероятная эпоха сверхлюдей готовых делать великие вещи.
Проще всего вспомнить и БАМ, и полёт человека в космос и выведение спутников на орбиты, но всё большое состоит из малого. И я уверен, что всё величие той эпохи выстраивалось, в том числе и с помощью подобного декора. Ну, где они там эти спутники и космонавты? Они далеко, а барельефы и мозаики вот они. Бери и смотри. Парадокс же в том, что сейчас, по-моему, никому и в голову не приходит создавать нечто такое. Ведь если убрать всю эту поэзию лозунгов, то всё равно на выходе мы имеем нечто красивое. И эта красота спокойно работает и без идеологии. Даже сегодня спустя несколько десятилетий после распада Советского Союза я каждый раз останавливаюсь глядя на то, что создавали люди из другой эпохи.
Да, призыв к пролетариям всех стран теперь не в моде. У нас точно такой же капитализм, как и везде, но мне по-прежнему странно ощущать себя представителем страны, которую мы потеряли.
В прошлое вернуться невозможно и склеить разбитые осколки нельзя. Однако беречь то культурное наследие, что у нас сохранилось, стоит обязательно. Впрочем, я видел в разных городах, как постепенно осыпаются мозаики с торцов пятиэтажек. Я видел, как покрываются плесенью барельефы на каких-то домах. И постепенно видимо старая цивилизация моего детства будет всё дальше уходить в прошлое.
И уже мои дети скоро будут спрашивать, показывая на лики Ильича – а что это за мужик? И мне нечего будет им ответить. Потому что сейчас уже и не так уж важно, что это за мужик и в чём смысл его трудов. Просто он представитель какой-то загадочной Атлантиды, символы которой разбросаны повсюду до сих пор.
Вопрос в том долго ли осталось этим символам. Тревогу я тут бить по этому поводу не собираюсь, нет в этом смысла, но мне печально от того что на смену советскому искусству не пришло ничего взамен. И сильно сомневаюсь я, что придёт.
Дело ведь не только в идеологии. Дело ещё в ощущении времени. В Советском Союзе существовал основательный подход ко всему, а сейчас через пару месяцев после сдачи дома от него начинает отваливаться штукатурка. И при таком подходе может быть действительно и не стоит пытаться заниматься искусством. В конце концов, можно любоваться на остатки более высокоразвитой цивилизации.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.