Найти в Дзене
cubewan abides

(книга) Владимир Леви "Искусство быть другим" 1980 - Искусство надувания розовых воздушных шариков

(редакция поста ЖЖ от 20.01.2017) https://ru.wikipedia.org/wiki/Леви,_Владимир_Львович
https://vk.com/club757240 Леви Владимир - Искусство быть другим, скачать с royallib См. аудиоверсию книги 1982 года, начитанную типичным "советским" голосом с характерными драматическими ударениями и интонацией:
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3265981 Нельзя не признать значительность личности Ливи, его вклад в дело популяризации психологии и психотерапии. Я верю, что многие хорошо о нем отзываются не просто так, а вспоминая, как он им помог, и ведь некоторых он буквально вытащил своими произведениями с "того света" - пусть это и не говорит нисколько в пользу кругозора и мыслительной свободы заявляющих такое людей. Леви общался на их уровне, языке, потакая их слабостям и создавая иллюзию осуществления, чего в действительности не происходило. А происходило просто верчение по кругу, бег хомячка в колесе ради продолжения "всеблагого дела" вращения социалистического колеса средней личности...

(редакция поста ЖЖ от 20.01.2017)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Леви,_Владимир_Львович
https://vk.com/club757240

Леви Владимир - Искусство быть другим, скачать с royallib

См. аудиоверсию книги 1982 года, начитанную типичным "советским" голосом с характерными драматическими ударениями и интонацией:
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3265981

Нельзя не признать значительность личности Ливи, его вклад в дело популяризации психологии и психотерапии. Я верю, что многие хорошо о нем отзываются не просто так, а вспоминая, как он им помог, и ведь некоторых он буквально вытащил своими произведениями с "того света" - пусть это и не говорит нисколько в пользу кругозора и мыслительной свободы заявляющих такое людей. Леви общался на их уровне, языке, потакая их слабостям и создавая иллюзию осуществления, чего в действительности не происходило. А происходило просто верчение по кругу, бег хомячка в колесе ради продолжения "всеблагого дела" вращения социалистического колеса средней личности...

Надо отдать должное таланту автора, его чувству ритма и слога, драматического выстраивания повествования - все это сыграло безотказно на ищущем ответы сознании рядового гражданина социалистического общества и он с благодарностью потреблял сей продукт и даже хотел еще. Но все же, основная причина срабатывания подобных поэтическо-психолого-популяристских произведений в то время была лишь в обычном отсутствии выбора и в возможности заявления о себе посредством поддержки государства только действительно талантливым людям. Тогда все решали комиссии и советы в тысяче инстанций предрассудков и в соответствии догмам марксизма-ленинизма. Поэтому автору нужно было прикладывать максимум таланта, терпения, внимательности и хитроумия, чтобы пройти по этому минному полю с минимальными потерями. И это был плюс.

Занятно как парадокс, в наше время происходит обратное возвращение к подобным "простым и ни о чем" образцам поп-психологии при в то же время имеющемся огромном выборе и доступности серьезных и глубоких работ по различным областям знаний.

Но такой выбор пугает неподготовленного человека и он пробуждает чувство неуютности и, возможно, защитного озлобления. Начинает казаться, что вся нынешняя психо-мед-литература такая странная, серьезная и запутанная, только для профессоров, а обычный человек "как бы" ищет простоты, но в действительности - лишь продолжения "шоу" и развлечения.  Ему кажется, что он нашел такую полезную простоту в творчестве Леви...

Не берусь судить о других работах, особенно послесоветского времени, здесь я ссылаюсь исключительно на свои ощущения, возникшие после знакомства с одной книгой "Искусство быть другим". Тем более эта книга - продолжение предыдущей "Искусство быть собой", которую я не читал. Однако, я могу верить своим впечатлениям от характерного стиля Леви, которое и сделало ему славу. Не нужно сомневаться, что в незначительных вариациях этот характер сохранился на протяжении всех его писательских работ.

С первых же слов аудиокниги меня накрыло ощущением озвучки всевозможных науч-поп патриотическо-социальных документалок и учебных фильмов советской эпохи. Словно машиной времени меня перенесло на 40 лет назад. Особенно напрягла подача материала как драматизация, псевдо-запанибратский разговор с читателем. Такой "разговор" лжив в своей сущности, потому что читатель всегда пассивен, от него требуется лишь согласно кивать головой.

Далее присутствуют частые искусственные приемы использования диалогов и разыгрывания сценок, вставки всяких там стенограмм и псевдо-расшифровок подпорченных магнитных записей или не до конца расслышанного диалога. Такие драматические приемы советской эпохи, которые несут в себе лишь ностальгический привкус могут прокатывать сейчас лишь для очень неприхотливого читателя, особенно не знакомого с реалиями соц-прошлого.

Это в итоге способствует образованию у читателя какого-то ватного комка в голове, замазывающего понимание отсутствия у произведения стержня смысла.

В книге присутствует подборка вырванных элементов-эссе из жизни-работы автора в псевдо-игровой назидательной манере под соусом патетического догмата правильного соц-образа жизни и материалистических взглядов. Повторюсь, тут очень много поэтического "эпитетного" пафоса в диалогах, инсценировках псевдо-переписок и групповых встреч - такой псевдо-панибратской "воды" и это наглая иллюзия! Таким образом имитируется приглашение читателя якобы к "диалогу", но единственное, что от него требуется  - это покорное кивание головой в такт синхронно пульсирующей соцалистическо-филистерской идеологии, исходящей от автора... ? или навязанной худ-советом?

Здесь еще ярко заявляет себя факт поощрения у читателя само-индуцируемого процесса "раздвоения личности" под видом игры и ролей, когда происходит подмена как бы укрепления "Я", а в действительности  его размазыванием с окружающими "Я".

Игра в роли - это прямой билет в шизофрению, в потерю цельности, когда ты под каждую жизненную ситуацию представляешь себя кем-то другим. Что же в итоге? Так ведь можно войти в роль маньяка убийцы и затем спокойно оправдать себя содеянным, что это ведь была игра!

Ошибочно предлагать, что нужно (и разве можно?) почувствовать и представить себе как летает пчела, как сидит обезьяна, как радуется собака, а затем типа и выбрать "себя". Все подобные изображения - уже лишь игра фантазии изначально выбранного "Я" на ту или иную тему.

Можно лишь предполагать такие чувства, но чтобы чувствовать, отрешившись от себя, нужно ведь и стать другим, а здесь заключен парадокс. Попытки вывернуться наизнанку не могут ни к чему привести, разве что к подобию встряхивания и "выбивания ковра".

Повсюду присутствует какой-то диалектический материализм подражания внешнему, самообман поддержания иллюзии реальности объективации вне нас, полностью не зависимой от нас. И что следует всем, для общего блага, отрешившись от иллюзии своей личности погрузить свое объективное "Я" вовне и тогда вдруг возникнет всемирная гармония-идентификация...

Много слов посвящено игре, игранию, изображению разных ролей.
"Сильное чувство при изображении и игрании в него осабляется, а слабое усиливается." Игра, как способ преодолеть страхи.

В полный рост идет заигрывание с ослаблением связи с реальностью своего "Я". Ведь именно это и поощрялось "социализмом" как идеологией - размытость своего индивидуального "Я" во множестве других таких же "я", где все "я" - средние маленькие "я", и где нет яркого "Я" по этой причине множественности, которая расфокусирует энергию.
Это как голограмма, которая будучи разломана, сохраняет целиком себя в каждом фрагменте, но гораздо худшего качества.

*****
Фразы и интересные элементы из книги:

Материалистическая бессодержательность "Я" на примере реакции женщины в процессе примерки платьев, ну... это, чтобы себе нравиться.

"Психологический велосипед". Внутренняя игра, отсутствие стабильного "Я".

Интересный момент! Пример замаскированного теста под видом вопроса - Что такое общение? Здесь отвечающие, сами того не осознавая, выкладывали начистоту свои характерные нравственные и социальные черты, потому что вопрос лишен фундамента, основания и участники бессознательно подсовывали вместо него свой.

Забавные рассуждения про поэтическую драмо-ревность Пушкина-Дантеса  как приветствующуюся всеми женщинами. В ревности должна быть патетико-драматическая страсть! А не злоба и обида. То есть, снова накидывается на содержание поэтико-драматическая вуаль по причине отсутствия у книги четкого фундамента содержания.

Верно подмечено: "
Ошибка принятия за ценности другого свои собственные."

Взаимо-заражение бытием. Как найти потерявшегося друга в лесу? - Объяснение эмпатии как перевополощение в чувства и привычки другого и тогда вдруг понимаем его как он сам, но без рефлексии и размышления... наивно так...

Бессмысленное копание в поисках смысла якобы ролей, которые мы все играем.
Роль намекает на игру, но жизнь никогда не игра и пытаться делать из нее игру жестокий самообман.

Интересное высказывание про:

"душа просвечивает в момент смены роли, на границе перехода."

 -
нужно смотреть на себя глазами того, кому нравишься и такой человек сидит внутри нас. Ведь обычно мы смотрим на себя глазами человека, которому не нравимся. Необходимо выпустить того, кто внутри. Поверить и выпустить...

-
включить режим самооценки и роль инкогнито-альтруиста-на-час как лекарство от всех болезней. Это - для себя, но без личной материальной заинтересованности. То, что надо для соц-парада...

******
Еще одна яркая и характерная стилистическая особенность поэтической подачи материала поп-писателей от психологии - это как бы промежду прочим, с горячностью патетики оратора провозглашать всех кругом "гениями" всего подряд, например, гения общения, гения коммуникабельности. Кругом гениальные таксисты, продавщицы бакалеи, милиционеры и даже гениальная учительница начальных классов! Это откровенно пошло-патетическое заигрывание с подменой смысла понятия (
типичный демагогический прием заигрывания и в наше время) ради потакания самолюбию самого непритязательного типичного советского сознания "нас ждет халява в светлом будущем". Филистерский социализм...

В своем корне ошибочная в предпосылках игра в "бабушку и ребенка", когда участники не играют эти роли, а
играют себя, играющих такие роли. И результат получается фальшивым и бессмысленным, потому что они этого по своей наивности не понимают.  Подобные игры - вождение за нос ради целей психотерапии, когда происходит отвлечение внимания от своих проблем вместо того чтобы их осознать и попытаться разрешить, на искусственное переключение на что-то другое. Далее идет бред про игры в черно-белые кресла на случай конфликтов в примитивной социалистической семье. Все это так попахивает НЛП-вщиной...

Размышления про
правду, которую можно и лучше замалчивать - тут по тихому подсовывается свое оценочное мнение по поводу что такое правда для себя.

Интересное замечание про
"барьер страха трусости", когда боишься столкнуться с исходом, не важно победой или поражением.

Про
"обвиняющее состояние."

"Защитить женщину - это духовный долг, а не биологический."

Интересное выражение:
"Сценарий Избиения". (это про поводы "Слышш, Дай прикурить, а?!" для уже желающих побить тебя на улице в темном месте).


"Добро должно быть с кулаками, но их применять по строгой необходимости. Добро должно быть с мозгами."

Плоское иронизирование, ограниченного материалистическими штампами филистера над йогой и подобными медитативными упражнениями на зеленом коврике. Конечно с его точки восприятия это выглядит иронично, но
основа не иронична, а реализация подобного подражанием без мозгов филистером - вот что иронично.

Далее, момент описания со стороны наблюдателя работы психотерапевта, когда доктор подстраивается под каждого пациента. Здесь попытка свои наблюдения подтасовать внутренними интерпретациями о происходящем со стороны.

Напрягло, хотя я и понимаю неизбежность действия сил природы...
успокаивающее поощрение рождения детей в семье инвалидов после несчастных случаев, типа ничего страшного, детки вырастут и привыкнут к своим родителям и все у них будет социализм!... нет, не будет, будет неизбежное пробуждение-осознание (если интеллект позволит), обида на мир и злость, часто бессознательная на тех, кто имеет обычные семьи. Злость, часто выражающаяся в агрессию. Будет еще ревностная защита своей "особой" семьи, часто псевдо-ревностная и агрессивная. Поэтому поощрение здесь нужно давать очень аккуратными дозами.

Наивная критика желания самоубийства от недовольства своей внешностью банальным и, что самое противное, завуалированным указанием на то, что кому-то ведь еще хуже -
это все те самые попытки социалистического размазывания четкого яркого "Я" в безликой однообразной массе не-до-"я", и поэтому начинает казаться, что одно недо-"я" можно ставить в пример другому не-до-"я"... Глобальная ошибка иллюзии равенства при социализме.

И еще подборка зацепивших меня поэтико-филистерских фальшиво-назидательных выражений:

- "Континуум - норма там, где нас нет, здоровье и болезнь абстракции, когда мы идем -норма расступается и на нас летит ненормальное"

- "Старичок Гипноз" (в смысле что он с давних пор открыт)

- "Мы (психологи) рисуем на шуме жизни"

- "Быть пессимистом легче чем изобрести велосипед"

- "Я ощутил, что жизнь и человек открывают нам только те свои стороны, которые мы сами расположены воспринять."

- "правота как способ преломления. Жизнь всецветна, истина многолика"

- "минные поля обид"

- скорее всего как критически ироническое замечание: "Жизнь - бешеная бессмыслица. Что такое? Я не сюда хотел, я не к вам просился, я не выбирал ни мир ни себя, не подписывался на животный страх ни на этот ужас непонятной виновности и все вранье - ваше и мое. Я ничего этого не заказывал, мне все подсунули."

- "но есть аура счастья"

-"надо исследовать светопреломление на границе двух сред, кто этим занимается?"

-"когда тонешь сам, нет никакой необходимости топить ближнего"

И как типично филистерский финал всего этого слово-раздувания:

"Если и черный цвет входит в состав истины, то должны жить на свете и люди, особо к нему чувствительные. Есть эмоциональные дальтоники, видящие только черное. Если им нельзя помочь, значит, это их роль, их удел, их работа. Есть люди, одиночество которых делает не одинокими остальных. Если только их действительно невозможно спасти, возблагодарим их, преклонимся перед ними за то, что они тонут за нас. Великие страдальцы, великие пессимисты среди художников и мыслителей учат нас быть настоящими оптимистами. Мир создан Радостью, и мир к ней придет." 


Книга полна яркой и живой афористичной поэтики, но одновременно плоской и однобокой филистерской романтики социализма..

Это словно процесс надувания розового шарика, а затем  - "эх, жаль нет под рукой нитки, чтобы его перевязать..." И вот, выходящее отверстие зажимается пальцами - впечатлением-читателя, пальцами, которые постепенно уставая, непроизвольно ослабляют зажим и выпускают розовый воздух наружу и шарик мягко сдувается туда, где он был до этого... и финита, покупайте следующие книги про "надувание воздушных розовых шариков" в исполнении Владимира Леви..