Профессор Шпроль зашёл в аудиторию и сел у окна. На улице было уже темно - конец ноября. Я сидела за одним столом с итальянцем, который просил называть его Иваном (он очень любил русский язык и пытался его учить со мной).
В тот день на занятии, мы разбирали историю Польши. Две польки подготовили доклад о Разделе Речи Посполитой.
Девочки неуверенно начали рассказывать историю, по очереди показывая картинки.
"Что вы такие неуверенные? - спросил Шпроль, - вы разве стесняетесь истории своей страны?"
Девочки замотали головами и скромно ответили: "нет".
"А вот у нас многие стесняются истории своей страны, - подчеркнул профессор, - а ведь Европа, хотя и вела междоусобные войны среди своих народов, имела и много достижений, которыми теперь пользуется весь мир. Например, демократия. Я уже молчу про великих учёных или культурных деятелей"
Шпроль оседлал своего любимого конька и начал рассказывать о "перевоспитании" в ФРГ немцев. Как, в отличии от ГДР они совсем забыли принципы немецкой нации, её настоящих героев.
"Вы посмотрите, во что вы одеты? В джинсы. Что вы пьёте? Коку-колу. Вы жуёте жвачку и смотрите "терминатора". По другому это называется культурная оккупация"
Европейцы сидели притихшие и только изредка переглядывались друг на друга. Профессор Шпроль был из Потсдама, марксистом и большим поклонником русской и немецкой культуры. Вместе с тем, он очень любил любую другую национальность и уважал тех, кто мог себя противопоставить "мультикультурной" технологии ЕС.
"В основе любой культуры лежит нравственное начало, традиции и обычае не дают возможности нациям само разрушаться"- говорил Шпроль.
После бесед с немцами, как они ненавидят свою национальность, обвиняя во всех смертных грехах холокоста, профессор Шпроль показался мне совсем "своим", таким родным, как если бы я не слушала его немецкой речи, но он говорил бы на чисто русском в моём провинциальном городочке. И что же вы думает? Оказывается, по молодости, во времена СССР он и вправду был в моём ВУЗе. Это я узнаю чуть позже, а вот в тот день он поразил меня своими мыслями, которые отзывались восторгом в моей душе.
Семинар закончился, но мы не хотели расходиться (прямо, как у меня дома это было на моём родном историческом факультете). Итальянцы, французы и я обступили профессора и продолжали дискутировать на тему индивидуальности европейских наций. Только англичане и поляки торжественно покинули аудиторию, после объявления конца занятия. Французы больше склонялись к тому, что США помог Европе после Второй мировой войны. А кока-кола и джинсы, это "издержки". Итальянцы аккуратно припомнили мультикультурные ценности. И тут Шпроль задал им неожиданный вопрос: "А как в Италии среди обычных людей относятся к гомосексуализму и однополым бракам? У Вас же рядом папа Римский"
Иван ответил: " у нас очень много верующих. Однополые браки среди знакомых моих не приветствуется, у нас любят много детей. И у нас ещё девушки должны девушками замуж выходить, а разводы бывают не часто"
Вот это поворот, после немцев с их толерантностью, итальянцы выглядели просто "нацистами". Я переспросила: " У вас нет гражданских браков? Девушки с парнями не живут до брака?" Иван ответил: "нет, что ты, это не приемлемо, мы ведь католики! У нас так не принято. Только через церковь." А Шпроль добавил: "а вы заметьте, как много мигрантов итальянцев по всей Европе. Это лучше миграции арабов. Ведь культура итальянцев - европейская. И везде они мигрируют семьями. Мигрируют не только в Европе, но и в США. Этим мне итальянцы нравятся."
Ещё бы, мне итальянцы тоже очень понравились. А ещё они любят Достоевского и Толстого, Чехова и Пушкина, читают Булгакова и Тургенева. С ними можно говорить часами, даже если общим друг для друга является совсем чужой язык - немецкий. Но ни что так не сближает, как христианские ценности. Хотя, со Шпролем нас объединяло советское детство". Наверное, поэтому он так негативно относился к влиянию капиталистической мультикультурной политики США.
Рассказ основан на реальном событии 2003 года. Чтобы получать информацию о новых публикациях подписываемся на Telegram.