Как часто мы сталкиваемся с ситуацией возврата товара или услуги? Достаточно регулярно, особенно если нам попадается некачественный товар или услуга, на выполнение которой мы рассчитывали, была нам оказана не так, как должна была.
Если мы требуем возврата средств, то продавец товара или услуги обязан нам вернуть денежные средства, как это предусматривает Закон «О защите прав потребителей» (если речь идет о действительно некачественном товаре или услуге).
Главное правило, на соблюдении которого настаивает действующее законодательство – возврат средств покупателю должен произойти тем же путем, что и была оплата. То есть, если Вы расплатились за товар по карте, то и вернуть деньги Вам должны на карту. Если оплатили наличными, то возврат производится также наличными.
По правилам, которые предусмотрены Центральным Банком Российской Федерации для деятельности кредитных организаций, возврат средств при безналичном расчете должен осуществляться на ту же карту, с которой была осуществлена оплата.
Центральный Банк РФ в своем письме №112-Т еще от 01.08.2011 года описал, что главное правило при возврате средств за товар или услугу потребителю должен осуществляться таким образом, который был использован при расчете.
В том случае, если потребитель не может предоставить карту, с которой он производил расчет с магазином или с продавцом услуги, на порядок возврата это не влияет. Потому что банк, который обслуживает магазин, по внутрибанковским правилам должен осуществить взаимодействие с банком, который обслуживает карту потребителя.
Если магазин принуждает потребителя предоставить ту карту, которая была у клиента на момент совершения сделки, то это является незаконным требованием. Потому что магазин в таких расчетах уже участия не принимает, и ему совершенно безразлично, какая именно карта будет предоставлена – магазин отправляет заявку на возврат средств в банк, а уже банк обрабатывает ее и отправляет деньги в банк потребителя.
Единственное условие, которое должно быть соблюдено в этой ситуации – возврат средств должен осуществляться на карту того же лица, которое совершало покупку. То есть муж и жена купили душевую кабину, расплатился за нее муж. Жена предъявить свою карту для возврата средств при сдаче товара не может. А вот муж, даже если он предъявил для оплаты карту одного банка, а потом – для возврата – карту другого банка – может. И магазин не имеет права отказать в возврате.
Если магазин отказывает, в его адрес сначала можно подать претензию, а уже потом обратиться с жалобой в контролирующие органы.