Ибо всякой вещи есть свой срок и приговор,
Ибо зло на совершившего тяжко ляжет;
Ибо никто не знает, что еще будет,
Ибо о том, что будет, кто ему объявит?
Нет человека, властного над ветром,
И над смертным часом нет власти,
И отпуска нет на войне.
Все из праха, и все возвратится в прах...
Экклезиаст.
На бытовом уровне христиане обычно не разделяют ад и геенну огненную. А многие даже удивятся, если им скажут, что между этими понятиями имеется какая-то разница. Но образованные в религиозном плане люди их отличия объясняют так: ад – это нечто вроде следственного изолятора, в который попадают души в ожидании страшного суда. Геенна огненная – то, что ждет грешников в конце времен, когда Всевышний отделит их от праведников.
Идея преисподней является общей для трех авраамических религий – иудаизма, христианства, ислама. И в каждой из них огонь упоминается, как обычное времяпрепровождение мятущихся душ. Тем не менее, придумали это, по всей видимости, евреи, поскольку родственные учения также используют еврейское слово «геенна».
Что же оно означает и почему это так cтрaшнo?
Само слово «геенна» является греческим произношением ивритского слова «гихана». А оно, в свою очередь, означает «долина Еннома» или, правильнее, «долина сыновей Еннома». Предполагается, что некогда ей владел человек, которого звали именно так. В первые эта небольшая местность упоминается в Книге Иисуса Навина, во время описания племенных границ. Именно здесь заканчивались владения колена Иуды и начинались земли колена Вениамина. Территориально это к юго-западу от старого города в Иерусалиме, скорее всего. Дурная слава долины была связана с тем, что тут, вероятно, проводились человеческие жертвоприношения – а именно подносили младенцев богам Ханаана.
Евреи далеко не сразу стали строгими единобожниками. И расположение такого объекта вблизи от городских ворот столицы является показательным. Бывали здесь и иудейские цари – по крайней мере, Азаз, двенадцатый царь иудейский, который принес сюда двух своих сыновей. Тут находился Тофет – святилища Ваала и Молоха, двух ханаанских божеств, которые требовали себе человечинки.
Тем не менее, у нас не существует достоверных доказательств, что их таким образом почитали евреи. Слова «провели детей между огней» могли описывать обряд инициации, а не процедуру их физического уничтожения. По крайней мере, находок костей, как это было в финикийских Тире и Карфагене, в долине Еннома не найдено до сих пор. Впрочем, это могло быть связано с деятельностью пророка Иеремии, который выпросил у тогдашнего правителя приказ сделать служение Ваалу и Молоху делом запретным. Библейское писание говорит, что Тофет в то время был разрушен.
В дальнейшем долина (точнее, овраг, поросший деревьями и травой) считалась у жителей Иерусалима местом нечистым. Во временем тут стали сжигать мусор – первоначальное назначение было забыто, но «огненная» репутация даже усилилась. По традиции считается, что к долине Еннома примыкает поле горшечника, которое купили за тридцать сребреников Иуды, чтобы погребать там странников.
После основания государства Израиль долина была частью нейтральной зоны, до тех пор, пока не был поставлен под контроль Западный берег реки Иордан. В то время там действовала канатная дорога, которая доставляла припасы и помогала вывозить бойцов. Сейчас там располагается парк. В общем, теперь историческая геенна огненная – довольно приятное место.
Впрочем, у этого понятия есть и альтернативная трактовка. В близкие к эпохе жизни Иисуса времена геенной называли печь, где пекли лепешки. На ад непохоже, но тоже довольно горячо.
#евреи #израиль #христианство #иудаизм #иерусалим