Найти тему

Марк Ананченков: "Cancel culture: как Россию пытались отменить"

Понимание такого феномена, как «cancel culture» или же, в дословном переводе, «культура отмены», претерпевает изменение в российском общественном дискурсе и обращает на себя всё больше внимания после выступления президента России В.В. Путина, который простой игрой слов изменил подход и восприятие этого термина.

Впервые о «культуре отмены», как о некоем инструменте достижения социальной справедливости, начали говорить еще в период борьбы афроамериканцев против расовой дискриминации и сегрегации в 1950-1960-х годах.

В современном же мире понятие «культура отмены» видоизменилась с внедрением новых информационных технологий, развитием социальных сетей и средств массовой информации. Cancel culture стала инструментом борьбы против тех, кто не соблюдает установленные правила игры в глобальном мироустройстве. Такая практика активно начала применяться с 2010-х годов и затрагивала многих публичных личностей. Наиболее ярким и показательным примером применения такой технологии стал конфликт с английской писательницей Джоан Роулинг, чьи книги были распроданы в количестве более пятисот миллионов экземпляров. С массовыми обвинениями и угрозами Дж. Роулинг столкнулась из-за поста в своём аккаунте в твиттере, который сочли оскорбительным по отношению к гендерным меньшинствам.

Механизм «культуры отмены», который должен был служить защитой гражданских прав каждого человека, отказался от этого правила и сошёл в крайности шаблонных обвинений и невозможности доказать свою невиновность. Попытка же кого-либо отстраниться от такой практики сводится к стиранию и «отмене» этого человека. Тем самым, мы получили новый институт давления и подчинения с одной абсолютной моралью, где право на ошибку нет.

В российском же дискурсе этот феномен приобрел новую окраску и оформился в более глобальную проблему – «отмену культуры цивилизации». Сам процесс «отмены» шёл параллельно с вестернизацией на протяжении долгого времени, однако крайне выраженную форму он получил после введенных санкций в области культуры. Если до этого механизм санкционного давления на Россию был направлен на политическую и экономическую сферы, то сегодня эта борьба перешла на более высокий уровень, где есть четко поставленная цель – отменить более чем тысячелетнюю историю и культуру одной страны. Ещё задолго до спецоперации началось постепенное стирание России с международных спортивных турниров – запрет на выступление под российским флагом и гимном, давление на российских спортсменов. В Прибалтийских странах и на территории Украины было свойственно ограничение на использование русского языка, запрет показа некоторых советских кинофильмов.

Точкой бифуркации всего процесса отмены культуры русской цивилизации стало переименование картины французского импрессиониста Эдгара Дега «Русские танцовщицы» в «Украинских танцовщиц». До этого во многих странах были отменены концерты наших отечественных музыкантов, из программ исключены композиции великих русских композиторов, Амстердамский Эрмитаж разорвал соглашение с Эрмитажем в Санкт-Петербурге, картины русских художников были сняты с европейских выставок и отправлены обратно в Россию.

Попытки Запада отменить русскую культуру объясняются просто: Россия не собирается играть по установленным правилам игры старого миропорядка и предлагает новую альтернативу, опираясь на свою многовековую историю и культуру, известную всему мировому сообществу. Уже сейчас становится очевидно, что историческое и культурное наследие России слишком велико, чтобы каким-либо образом его «отменить».

-2

Марк Ананченков, политолог, колумнист экспертного клуба "Дигория"

#культура #россия #культура отмены