Найти в Дзене
История и культура

Космонавты-художники - редчайший случай на Земле

Космическое искусство — направление современного искусства, возникшее как отклик на освоение человеком космоса, зародилось в конце 1950-х годов. Это и произведения живописи, и архитектура, и фотографии. Работы художников сконцентрированы вокруг тематики астрономии и космонавтики, это очевидно и понятно. Часть из них (большая) в космос не летала, а меньшая - космонавты по своей основной профессии. Направлений два: реалистичное и импрессионистическое представление, для которого астрономические объекты являются источником вдохновения, но которое не стремится обеспечить точное представление деталей, фантастика, одним словом. Например, эта картина очень нравилась мне в отрочестве: Вряд ли получится найти первого "космического художника", но у истоков этого жанра явно стояли иллюстраторы фантастики написанной еще в 19 веке. Особо отметим художников, которые, кроме фантазий, видели космические полеты непосредственно. Например, Пол Калли стал единственным художником, приглашенным зафи

Космическое искусство — направление современного искусства, возникшее как отклик на освоение человеком космоса, зародилось в конце 1950-х годов. Это и произведения живописи, и архитектура, и фотографии.

«Столпы Творения» — скопления («слоновьи хоботы») межзвёздного газа и пыли в туманности Орёл, примерно в 7000 световых лет от Земли, впервые зафиксированные на фотографии космическим телескопом «Хаббл»
«Столпы Творения» — скопления («слоновьи хоботы») межзвёздного газа и пыли в туманности Орёл, примерно в 7000 световых лет от Земли, впервые зафиксированные на фотографии космическим телескопом «Хаббл»

Работы художников сконцентрированы вокруг тематики астрономии и космонавтики, это очевидно и понятно. Часть из них (большая) в космос не летала, а меньшая - космонавты по своей основной профессии.

Дейнека А. «Покорители космоса».1961 год. Изначально картина задумывалась как эскиз для мозаичного полотна для московского Дворца съездов.
Дейнека А. «Покорители космоса».1961 год. Изначально картина задумывалась как эскиз для мозаичного полотна для московского Дворца съездов.

Направлений два: реалистичное и импрессионистическое представление, для которого астрономические объекты являются источником вдохновения, но которое не стремится обеспечить точное представление деталей, фантастика, одним словом. Например, эта картина очень нравилась мне в отрочестве:

Стартовая площадка орбитальной космической станции. Автор - Юрий Швец. Он больше трудился для кино, художником-постановщиком, и его труд виден в прекрасных фильмах Клушанцева, но и картины вполне могли вам попадаться.
Стартовая площадка орбитальной космической станции. Автор - Юрий Швец. Он больше трудился для кино, художником-постановщиком, и его труд виден в прекрасных фильмах Клушанцева, но и картины вполне могли вам попадаться.

Вряд ли получится найти первого "космического художника", но у истоков этого жанра явно стояли иллюстраторы фантастики написанной еще в 19 веке.

16 сентября 1872 года издан роман  «Вокруг Луны» с иллюстрациями Альфонса де Нёвиля и Эмиля Байяра.
16 сентября 1872 года издан роман «Вокруг Луны» с иллюстрациями Альфонса де Нёвиля и Эмиля Байяра.

Особо отметим художников, которые, кроме фантазий, видели космические полеты непосредственно. Например, Пол Калли стал единственным художником, приглашенным зафиксировать процесс облачения в скафандры астронавтов "Аполлона-11" перед стартом. В 1962 году Калли попал в число первой группы художников, отобранной для участия в Художественной программе НАСА. Калли выполнил рисунки посвящённые достижениям в освоении космоса. Вместе с сыном Крисом Калли вернулся к теме освоения космоса в 1994 году, создав пару почтовых марок в честь 25-летия полёта «Аполлона-11» и первой высадки человека на Луну.

Почтовая марка по рисунку Калли, посвящённая первой высадке человека на Луну, выпущена 9 сентября 1969 года
Почтовая марка по рисунку Калли, посвящённая первой высадке человека на Луну, выпущена 9 сентября 1969 года

Космонавты — люди редкой профессии, пока еще. Их работа связана риском для жизни. Такая особенность! В остальном - обычные люди. И увлечения - как у всех. Кажется, что космонавты абсолютные рационалисты. Но это только кажется. Фантастические эмоции, совершенно особые переживания наедине с космосом пробьют барьеры рационального у любого человека. Возможно, поэтому космонавты и берутся за кисти.

Алан Бин. Одинокая звезда.
Алан Бин. Одинокая звезда.

Профессионалы от мира художников по разному оценивают творчество космонавтов. Это понятно и непрофессионалам: на вкус и цвет... Одно точно: краски и ощущения космоса космонавты видели и прочуствовали на себе. Потребность выдать эти эмоции - породила картины космоса: реальные и фантастические.

Одним из первых художников-космонавтов был второй пилот корабля «Восток-2» Алексей Леонов – первый человек, вышедший в открытый космос.
Одним из первых художников-космонавтов был второй пилот корабля «Восток-2» Алексей Леонов – первый человек, вышедший в открытый космос.

Безусловно, Алексей Архипович Леонов, являлся самым известным художником-космонавтом. А его творческий дуэт с Андреем Соколовым стал классикой и эталоном космической живописи. Авторы не ограничивались реализмом, а создавали и фантастические картины.

"Люди грядущей планеты", триптих
"Люди грядущей планеты", триптих

В основе многих работ А.Леонова лежали зарисовки, сделанные на корабле. Космонавту брал в полет цветные карандаши, чтобы в деталях запечатлеть фантастическую палитру космоса.

Утро в космосе.  Алексею Леонову первому из космонавтов удалось заметить в космосе, а затем изобразить момент, когда огненно-красный диск Солнца только что поднялся из-за горизонта. Над солнцем на короткое время появился необычайный по красоте ореол, по форме напоминающий старинный русский кокошник. Первый эскиз этого рисунка космонавт сделал цветными карандашами на странице бортжурнала на космическом корабле «Восход-2».
Утро в космосе. Алексею Леонову первому из космонавтов удалось заметить в космосе, а затем изобразить момент, когда огненно-красный диск Солнца только что поднялся из-за горизонта. Над солнцем на короткое время появился необычайный по красоте ореол, по форме напоминающий старинный русский кокошник. Первый эскиз этого рисунка космонавт сделал цветными карандашами на странице бортжурнала на космическом корабле «Восход-2».

Картины Леонова в 1970-х были очень известны в СССР. А после того, как в 1977 году вышла книга «Солнечный ветер», их узнали почти все советские школьники. Произведения Алексея Архиповича Леонова регулярно экспонируются на выставках, они есть в некоторых региональных музеях, несколько раз продавались на международных и российских аукционах.

Ценовой рекорд принадлежит картине со стартом «Союза-19», которая в 1996 году была продана на Sotheby’s за $9 200 (с учетом комиссии). Писали, что в последние годы Алексей Леонов отошел от космической тематики в творчестве. Он продолжал рисовать и заниматься живописью, но больше пейзажной. Мне посчастливилось увидеть его пейзажи в Москве, в музее космонавтики. Вот они:

Интересная деталь: на картине "Автоматическая стыковка" Леоновов - корабли "Союз", облик которых он знал отлично, изображены несколько искаженно. Почему? Вероятно, та самая "военная тайна": внешний вид "Союза" был, на тот момент, засекречен. Судите сами:

А.А. Леонов. Автоматическая стыковка.
А.А. Леонов. Автоматическая стыковка.

Пишет картины и еще один наш космонавт Владимир Александрович Джанибеков. Мало кто летал в космос пять раз, причем все пять командиром экипажа! Джанибеков лётчик-космонавт, Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, президент Международной ассоциации «Космонавтика – человечеству».

Владимир Александрович в мастерской
Владимир Александрович в мастерской

Он разносторонний человек, кроме главной профессии космонавта, его интересует техника, экология, новые виды энергии, полёты на воздушных шарах. И ещё музыка, поэзия, литература и изобразительное искусство.

В. Джанибеков. Гагарин перед стартом. 1988
В. Джанибеков. Гагарин перед стартом. 1988

Первые уроки рисунка, композиции и живописи были получены в Суворовском училище и в Музее изобразительных искусств, куда в свободное время бегали мальчишки-суворовцы. В авиационном училище, а затем в отряде космонавтов был художником-оформителем.

В. Джанибеков. Салют-7. Полночь. 1984.  Джанибеков участвовал в спасении станции «Салют-7» и нарисовал эту картину по собственным впечатлениям. Подробнее об этой сложнейшей операции вы можете прочитать в книге напарника Владимира, Виктора Савиных, «Записки с мёртвой станции».
В. Джанибеков. Салют-7. Полночь. 1984. Джанибеков участвовал в спасении станции «Салют-7» и нарисовал эту картину по собственным впечатлениям. Подробнее об этой сложнейшей операции вы можете прочитать в книге напарника Владимира, Виктора Савиных, «Записки с мёртвой станции».

Прославленный космонавт  является автором трех десятков картин, иллюстраций научно-фантастической книги «Встреча двух миров». Кроме того, картины Джанибекова выставлены в Музее космонавтики.

В. Джанибеков. Экипаж космического корабля.
В. Джанибеков. Экипаж космического корабля.

Алексей Леонов и многие другие космонавты мечтали поучаствовать в экспедиции на Луну, но эта честь выпала американскому астронавту Алану Бину. Алан Бин (1939) в 1969 году участвовал в высадке на Луну в составе экипажа Apollo 12. Ходил по поверхности спутника Земли, собирал образцы грунта в Океане Бурь, летал на «Скайлэб».

Алан Бин в мастерской. Его работы выставляют музеи на профильных космических выставках, продают галереи, а их ценовой уровень составляет около $45 000.
Алан Бин в мастерской. Его работы выставляют музеи на профильных космических выставках, продают галереи, а их ценовой уровень составляет около $45 000.

Рисует он неплохо, видно, что нашел свой стиль, но несколько однообразно — все время Луну, да гуляющих по ней астронавтов. В статье на вики о нем есть ссылка на онлайн-галерею его работ, можете полюбопытствовать и еще.

Бин А. Флаг.
Бин А. Флаг.

Удачно сложились обстоятельства - Бин оказался неплохим художником. Он посвятил свою зрелость живописи космической тематики и использовал несколько техник, которые сам же и изобрёл.

А. Бин, «Рок-н-ролл в Океане Бурь». Обратите внимание на отпечаток башмака скафандра, в левом, верхнем углу.
А. Бин, «Рок-н-ролл в Океане Бурь». Обратите внимание на отпечаток башмака скафандра, в левом, верхнем углу.

Для текстурирования холстов Бин использовалнастоящие куски космических кораблей или подошву скафандра, в котором ходили по Луне. А еще он добавлял в краски пыль с лунной поверхности. Зачем? Вероятно так ему хотелось, но скорее всего так картины лучше продавались.

На этом о художниках-космонавтах все.

Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков