Найти тему
Жанна Швыдкая

Почему слова Ф. М. Достоевского о ненависти освобожденных славян оказались пророческими? Какая роль уготована России?

«… не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!» - Ф. М. Достоевский.

Когда в 1877 году Россия пришла на Балканы освобождать славян от пятивекового ига Османской империи, то прояснился любопытный факт. С одной стороны, народы Балкан мечтали о свободе и независимости, обращались с этой просьбой и к Европе, и к Англии, и к России. Откликнулась только Россия: собрав армию и позвав лучших сынов своих, отправилась за братьев-славян русскую кровь проливать. Вот только придя на земли балканские столкнулась с тем, на что не рассчитывала. Что же произошло?

Свидетелем событий тех лет стал Федор Михайлович Достоевский. Свои мысли об этом он изложил в «Дневнике писателя». Сегодня, полтора столетия спустя, они стали пророческими. Конечно, понять и принять их сможет не каждый, настолько глубокими и откровенно прямолинейными они являются. Чтобы избежать искажений - привожу цитаты максимально полно.

1. Освободители? Нам и без вас хорошо

Еще до объявления Россией войны Османской империи, российские уважаемые газеты писали, что, вступив в войну, придется кормить в том числе умирающее от голода болгарское население, на что тут же были выделены деньги. Что же оказалось?

«…вдруг мы увидели прелестные болгарские домики, кругом них садики, цветы, плоды, скот, обработанную землю, родящую чуть не сторицею, и, в довершение всего, по три православных церкви на одну мечеть,— это за веру-то угнетенных! «Да как они смеют!» — загорелось мгновенно в обиженных сердцах иных освободителей, и кровь обиды залила их щеки. «И к тому же мы их спасать пришли, стало быть, они бы должны почти на коленках встречать. Но они не стоят на коленках, они косятся, даже как будто и не рады нам! Это нам-то! Хлеб-соль выносят, это правда, но косятся, косятся!..»

Потом уже стало понятно, что косятся от того, что видят в русских, вместо турок, новых господ, и как братьев-славян вовсе не воспринимают.

2. Освободили, потом бросили и отступили. Месть турка за цветы и хлеб-соль

После того как Россия совершила первый молодецкий натиск на Балканы – неожиданно ретировалась. Вновь вернулись турки и жестоко расправились над теми, кто русским хлеб-соль подносил.

«Эти красивые домики, эта посевы, сады, скот — всё это было разграблено, обращено в пепел и стерто с лица земли. Не десятками и не сотнями, а тысячами и десятками тысяч истреблялись болгары огнем и мечом, дети их разрывались на части и умирали в муках, обесчещенные жены и дочери были или избиты после позора, или уведены в плен на продажу, а мужья — вот те самые, которые встречали русских, да сверх того и те самые, которые никогда не встречали русских, но к которым могли когда-нибудь прийти русские,— все они поплатились за русских на виселицах и на кострах» - описывал события Достоевский.

Когда русские вновь вернусь в оставленные ранее селения, то страшная картина турецкой мести населению поражала. До болгар, наконец, дошло, что турки не благодетели, а берут то, что считают нужным, а когда понимают, что потеряют – выжигают дотла, чтобы противнику не досталось.

Достоевский писал, что если же турецкий паша, отдавший приказ изничтожать болгар, попадет в плен к русским, то видя, как деликатно с ним обращаются после того, как «брату твоему родному вчера еще нос отрезать позволил», еще больше презирать начинает русских, а деликатность принимает за слабость.

3. Родовое презрение как предчувствие будущего

Тут же, в оправдание зверств турок, корреспондент газеты "Daily News" англичанин Форбес, очень уважаемый и обстоятельный журналист, написал, что турки имели право так сделать - "имели полное право" истребить болгар, как только русская армия перешла Дунай. Как такое возможно в цивилизованной Европе?

«…он, конечно, бы так не выразился, если б вместо болгар дело шло о французах или об итальянцах. Он потому только выразился так, что это были всего только славяне-болгары. Какое же после этого у них у всех в Европе родовое, кровяное презрение к славянам и славянскому племени! Считаются всё равно что за собак! Допускается возможность и разумность прирезать всех до единого, всё племя, с женами и детьми» - писал Достоевский.

В чем же причина подобного презрения? Может это страх неизбежного славянского будущего?

«Тут именно, именно причиною какая-то западно-европейская гадливость ко всему, что носит имя славянства. Этих болгар можно заваривать кипятком, как гнезда клопов в старушечьих деревянных кроватях! Нет ли тут именно какого-нибудь инстинкта, предчувствия, что все эти славянские восточные племена, освободясь, займут когда-нибудь огромную роль в новом грядущем человечестве, вместо сбившейся с правого пути старой цивилизации» - писал Достоевский.

4. Сколько славян не освобождай, все равно в Европу смотрят

Не смотря на активную поддержку этой войны в русском обществе, Достоевский призывал не обольщаться в отношении освобождаемых. Он понимал, что не к России, а в Европу их мысли устремлены, и что попросят они у европейских стран «ручательство и покровительство их свободе» от России-освободительницы. Ни за что на свете не признают славяне «эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их» и даже потом «о турках станут говорить с большим уважением, чем об России».

«…они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее» - писал Достоевский, и далее:

«Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации»

Достоевский предупреждал, что России надо быть готовой к тому, что славяне эти пройдут длинный путь европеизма, «прежде, чем постигнут хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества».

Конечно, в трудную минуту, все эти славянские народы непременно обратятся за помощью к России, потому что «Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство…Не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море".

5. Зачем России кого-то освобождать? Все воротятся в родное гнездо

Россия всегда осознавала и будет осознавать, что именно она является центром славянского единства.

«…выказав полнейшее бескорыстие тем самым Россия и победит, и привлечет, наконец, к себе славян; сначала в беде будут прибегать к ней, а потом когда-нибудь, воротятся к ней и прильнут к ней все, уже с полной, с детской доверенностью. Все воротятся в родное гнездо".

Не скоро это произойдет. Достоевский писал, что России долго еще придется бороться с «ограниченностью и упорством славян с их дурными привычками, с их несомненной и близкой изменой славянству ради европейских форм политического и социального устройства, на которые они жадно накинутся».

«А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия, служа славянам бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению, в великое целое. Тогда только скажет всеславянство свое новое целительное слово человечеству... Выше таких целей не бывает никаких на свете. Стало быть, и «выгоднее» ничего не может быть для России, как иметь перед собой эти цели, всё более и более уяснять их себе самой и всё более и более возвышаться духом, в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества.

Будь окончание нынешней войны благополучно — и Россия несомненно войдет в новый и высший фазис своего бытия...» - предсказывал Достоевский.

Эти идеи высказаны Ф.М. Достоевским в 1877 году*. Спасибо Вам, Федор Михайлович, из 2022 года.

Продолжение следует.

*Источник информации: Ф.М. Достоевский «Дневник писателя», 1877 г.

Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни".  Музей политической истории. Санкт-Петербург
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни". Музей политической истории. Санкт-Петербург

Ранее на канале на эту тему:

1. "Не всегда война бич, иногда спасение" - о чем говорил Достоевский? Почему военная победа России обернулась ее поражением?

2. «С кем вы, мастера культуры?» Почему происходит преклонение российской интеллигенции перед Западом?

Жанна Швыдкая, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Жанна Швыдкая, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Уважаемые подписчики! Мой канал – просветительский. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - вы можете сказать спасибо и поддержать канал через платежный сервис Тиньков банка по этой ссылке (сумма любая). Это очень важно для существования канала : https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.

#история #психология #философия #общество #писатели #пророчества #достоевский #война #книги #славяне