Подписывайтесь на канал и Поехали!
1.Станция Rådhuset, Стокгольм, Швеция
Во второй половине 1960-х — первой половине 1970-х годов Стокгольмская туннельбана развивалась особенно активно. Значительная часть трасс самых свежих Красной и Синей линий метрополитена прошла под землей, что вынудило строителей работать в тяжелых условиях. Им пришлось фактически вырубать тоннели и станции на глубине 25—35 метров в скальном основании, на котором стоит город. Сложность задачи компенсировалась получившимся в конечном итоге результатом.
На большинстве «скальных» станций 1970—1980-х годов было решено сделать горную породу главным декоративным элементом их оформления, а для придания подземным метровокзалам индивидуальности — отдать их в распоряжение современным художникам и скульпторам, сумевшим сформировать достойную оправу для сурового скандинавского антуража. Каждой станции удалось придать свое лицо, сохранив общий уникальный стиль, хорошим примером которого является, например, станция «Ратуша» в центре шведской столицы.
2.Станция Olaias, Лиссабон, Португалия
Минимализмом единым европейские метрополитены, разумеется, не ограничиваются. В 1998 году к открытию в португальской столице Всемирной выставки «Экспо-1998», посвященной океанам, в эксплуатацию были сданы и шесть новых станций местной подземки. Все они схожи в своем оформлении благодаря обращению к современному искусству, но даже на таком фоне станция «Олайяш» выделяется.
Архитектор Томаш Тавейра, объединившись с несколькими художниками, предложил применить на «Олайяш» сразу два, казалось бы, диаметрально противоположных декоративных подхода. С одной стороны, колонны станции облицевали металлическими панелями ржавого цвета с имитацией заклепок, отчего возник дизельпанковский образ второй половины XIX века с его промышленной революцией, с другой — этот образ жестко контрастирует с яркой отделкой стен станции и агрессивными, практически супрематическими конструкциями в его фойе. В итоге получился динамичный контраст старого и нового, консервативного и актуального, находящегося одновременно и в борьбе, и в неразрывном единстве.
3.Станция Arts et Métiers, Париж, Франция
До середины 1990-х это была обычная старая парижская станция, открытая еще в 1904 году рядом с Национальной консерваторией искусств и ремесел и потому получившая название «Искусства и ремесла». Но в 1994 году к 200-летию учреждения ее было решено реконструировать, превратив в не слишком типичный для метро Парижа объект искусства.
Бельгийский художник Франсуа Шуйтен разработал концептуальный проект, который должен был напомнить французам и гостям города произведения Жюля Верна. Станцию обшили медными листами, за импровизированными иллюминаторами разместили фрагменты экспозиции Национальной консерватории, расположенной над «Искусствами и ремеслами». На потолке устроили стилизованные колеса и шестеренки, а все это вместе стало напоминать аттракцион, настоящее чрево «Наутилуса» из романа «Двадцать тысяч лье под водой».
4.Станция Wilhelminaplein, Роттердам, Нидерланды
Еще один образец модного современного подхода к архитектуре метро. Станция была открыта в 1997 году, и ее авторы из студии Zwarts & Jansma Architects, очевидно, вдохновлялись творчеством британской суперзвезды Захи Хадид.
Изогнутые «текущие» формы, светлая колористика, перфорация потолка и стен крупными круглыми отверстиями — оказывается, образ фантастического корабля, бороздящего просторы Вселенной, можно создать и такими, относительно скромными средствами.
5.Станция Toledo, Неаполь, Италия
Неаполь, мягко говоря, не самый богатый и безопасный город Италии. Пытаясь избавиться от во многом навязанного ему имиджа, неапольский муниципалитет разработал программу Stazioni dell’arte («Станции искусства»). В соответствии с ней заказы на оформление новых и реконструкция старых метровокзалов, первые из которых появились еще в 1993 году, отдавались известным архитекторам и художникам. Результат не заставил себя долго ждать.
Например, станция Toledo, открывшаяся в 2013 году, немедленно получила престижную архитектурную премию LEAF как «Лучшее общественное здание года» и неоднократно возглавляло список красивейших метровокзалов мира. Действительно, достигнутый мозаиками эффект завораживает, но самое главное, что на этом власти Неаполя не останавливаются. Следующую станцию Duomo у кафедрального собора, строительство которой уже ведется, проектирует знаменитый Максимилиано Фуксас.