Найти в Дзене
Alex Krayn

Мотоциклы. Мировая энциклопедия. ABC (1912-1923).

All British Company (ABC) была основана неподалеку от автодрома Бруклендс в Вейбрилже. Перед тем как начать в 1912 году выпуск мотоциклов компания занималась производством авиационных двигателей. Гренвилл Брэдшоу, чьё имя ассоциировалось с множеством других проэктов на протяжении многих лет, был главным конструктором компании. Лес Бейли уговорил его произвести некоторые детали для усовершенствования своего 350- кубового мотоцикла Douglas. По заказу компания изготовила цилиндры, верхнеклапанное газораспределение, поршни и шатуны. В конце года усовершенствованная машина установила на близлежащей гоночной трассе новый рекорд скорости для мотоциклов данного класса - 116 км/ч. Одновременно с этим компания объявила о выпуске нового плоского двухцилиндрового двигателя с верхним клапанным газораспределением объёмом 494 см3, монтируемого в линию с рамой. Оба цилиндра также располагались в линию друг с другом. Для создания подобной конструкции один поршень был оснащен обычным шатуном, другой-
Английская компания ABC изготавливала мотоциклы 1912-1923 гг.
Английская компания ABC изготавливала мотоциклы 1912-1923 гг.

All British Company (ABC) была основана неподалеку от автодрома Бруклендс в Вейбрилже. Перед тем как начать в 1912 году выпуск мотоциклов компания занималась производством авиационных двигателей. Гренвилл Брэдшоу, чьё имя ассоциировалось с множеством других проэктов на протяжении многих лет, был главным конструктором компании. Лес Бейли уговорил его произвести некоторые детали для усовершенствования своего 350- кубового мотоцикла Douglas. По заказу компания изготовила цилиндры, верхнеклапанное газораспределение, поршни и шатуны. В конце года усовершенствованная машина установила на близлежащей гоночной трассе новый рекорд скорости для мотоциклов данного класса - 116 км/ч.

Одновременно с этим компания объявила о выпуске нового плоского двухцилиндрового двигателя с верхним клапанным газораспределением объёмом 494 см3, монтируемого в линию с рамой. Оба цилиндра также располагались в линию друг с другом.

Для создания подобной конструкции один поршень был оснащен обычным шатуном, другой-двумя. То есть у ко- ленчатого вала были три нижних шатунных шейки. Мотоцикл оснащался внешним маховиком и зубчатой передачей к распределительному валу и магнето. Шариковые и роликовые подшипники использовались как в распределительном, так и коленчатом валах.

К 1913 году компания выпустила несколько машин. Две из них участвовали в гонках серии Senior TT, но также неудачно как и другие мотоциклы с двигателями АВС. В начале 1914 года Компания улучшила свою репутацию, после того как Джек Эмерсон на мотоцикле с двигателем компании установил новый рекорд для машин с объемом двигателя 500 см3 на трассе Бруклендс. Вскоре после этого компания представила две новые модели - «ТТ» и «Туризм». Обе модели оснащались плоским двухцилиндровым двигателем, но в «ТТ» использовались верхние клапаны, в то время как у «Туризма» был верхний выпускной и боковой впускной клапана. Трансмиссия, представлявшая собой цепь с трехступенчатой коробкой передач Аrmstrong, при обычном креплении на заднем колеcе являлась ступичным механизмом. Компания АВС же использовала ее в качестве промежуточного вала. 0бычная рама была оснащена плоскими пластинчатыми рессорами. Эту особенность конструкции Брэдшоу использовал и на более поздних моделях.

Еще до начала первой мировой ны компания переехала в Уолтон-на-Темзе (графство Суррей). Оборонный заказ ограничивался лишь производством двигателей для различных служб. Однако компания все же находила время и на производство небольшого количества мотоциклов. В 1915-16 годах эти машины оснащались четырехступенчатой кулисной коробкой передач собственного производства и подрессоренной рамой. Для своего времени это были довольно замысловатые модели.

В 1919 году была выпущена по- следняя, собранная фирмой Sopwith Aviation, pacположенной в Кингстоне- на-Темзе (графство Суррей), модель компании. Ее конструктором по-прежнему являлся Брэдшоу. Машина была оснащена плоским двухцилиндровым 398-кубовым верхнеклапанным двигателем, в блоке с четырехступенчатой кулисной коробкой передач. Двигатель был легкий и вполне современный, с ходом поршня значительно короче глубины стальных цилиндров, на которых были закреплены чугунные головки с выступающими противовесами. В картере располагался цельный коленчатый вал с шатунами, нарезавшимися до установки и крепежа креплений роликов. Шатуны обеспечивали ход коротких поршней из легкого сплава. Магнето с зубчатым приводом устанавливался поверх картера двигателя. Топливная смесь подавалась единственным карбюратором через нагретый выхлопными газами коллектор.

Двигатель приводил коробку передач посредством конической зубчатой передачи, которая свою очередь приводила цепь к заднему колесу. Он размещался в двоиной, достаточно широкой для формирования противоударных стоек раме. На этих стойках устанавливались защитные щитки для ног, спускавшиеся до подножек. Переднее колесо было подвешено на балках с пластинчатой рессорой, заднее же вращалось в шарнирной вилке с двойными пластинчатыми рессорами. Большей частью подобная конструкция была революционной для своего времени, но такие недостатки, как, например, ненадежное клапанное газораспределение, отложили появление модели на рынке и лишь подтвердили высокую себестоимость производства.

Мотоцикл ABC 1919 года выпуска
Мотоцикл ABC 1919 года выпуска

Одновременно с этим компания выпускала модель Scootamota, лучшую из ряда скутеров, появившихся вскоре после первой мировой войны. Опять же сконструированная Брэдшоу модель имела одинарную трубчатую раму без подвески, 16-дюймовые спицованые колеса с внешними ленточными тормозами на каждом. Двигатель размещался над задним колесом. Но вместо плоского двухцилиндрового двигателя периода военных лет устанавливался одноцилиндровый двигатель объемом 124 см3. Цилиндр размещался в задней части, а магнето закреплялся спереди картера двигателя вместо переднего цилиндра. В первоначальной компоновке предусматривалась клапанная система «выпуск — впуск». Но в конце 20-х годов стали применять верхние клапана, а трансмиссия представляла собой цепной привод заднего. Бензобак размещался над двигателем. Седло крепилось к стойке перед двигателем так, чтобы ездоку не приходилось стоять при езде. Представленная компанией АВС модель производилась и продавалась жителем Лондона Гилбертом Кэмплингом с Альбермарл-стрит вплоть до 1923 года.

-3

В то время как Scootamota неплохо продавалась во время бума, фирма Sopwith испытывала трудности и, успев выпустить порядка 3000 машин, была ликвидирована в 1921 году. Eе исчезновение предопределило и конец марки. Компания АВС прекратила свою деятельность в 1923 году.

ABC Scootamota образца 1919 года
ABC Scootamota образца 1919 года

Однако ее двухцилиндровые двигатели продолжали выпускаться по лицензии французской компанией Gnome & Rhone с начала двадцатых годов. Компания выпускала доработанную версию двигателей объемом 494 и 398 см¼ вплоть до 1925 года.

#motorcycle #motorrad #мотоцикл