Что же происходило в Мещере на рубеже перехода от Российской империи к СССР? Казалось бы бесконечные, тихие и унылые дали болот и лесов тем не менее были наполнены индустриальным движением. Первое, что строилось в самом начале 20-го века - железная дорога. Да, на таких грунтах нельзя было строить полноценное полотно, но технологии строительства так называемых узкоколейных железных дорог уже были известны! Небольшая насыпь, малый расход шпал и металла для рельс, лёгкость подвижного состава - всё это дало возможность сформировать пусть небольшую, но уже транспортную сеть по части Мещеры, призванную перевозить жителей многочисленных деревень, грузы и торф, к тому моменту добываемый пока совсем не в промышленном объёме. В тоже время край, естественно богатый торфом, не мог не привлечь взоры промышленников и администрации регионов и ещё задолго до Революции 1917 года был выдвинут проект по строительству электростанции, топливом для которой мог бы быть добываемый здесь же торф. Реализация же этого грандиозного проекта началась именно в 1917 году, а широкое строительство продолжалось вплоть до октябрьских событий! План был продуман и с точки зрения инженерии самой электростанции, и с точки зрения перехода на промышленную добычу торфа и строительство разветвлённой сети УЖД (узкоколейной железной дороги).
И вот Революция!
Казалось бы гражданская война, развал и хаос должны были бы поставить точку на развитии "болотного" региона, ведь дел было много и без этого. Однако работы по реализации плана строительства ГРЭС возобновились вскоре после Октябрьской революции, зафиксировав место Шатурской ГРЭС в качестве одной из первой, ключевой электростанции в рамках плана ГОЭЛРО, которая дала энергию в 1925 году и продолжала оставаться энергетической основой Москвы во время Великой Отечественной Войны.
Шатурская УЖД во времена развитого социализма продолжала расти и развиваться, обрастая всё новыми ветками к торфоразработкам, складскими и технологическими помещениями, испытательным участком и, даже , веткой для подвижного состава на электротяге!
Знаменитые подмосковные торфяные пожары 1972 года не помиловали Шатурскую УЖД, ведь они затронули многие разработки и железнодорожные ветки. Однако, пожар навредил, но не убил узкоколейку. Последнее сделала позже вакханалия девяностых. Шаг за шагом УЖД закрывалась, рельсы и состав подвергался разграблению и, в конце концов, от него остались лишь воспоминания. Найти на сегодня элементы узкоколейки сможет лишь самый пытливый турист, например при помощи гидов Базы "Мещерские леса". В тоже время сохранившиеся местами насыпи бывшей Шатурской УЖД здорово облегчают доступ к самым сокровенным уголкам болот, рассекая их вполне себе проходимыми тропинками а иногда и дорожками!
Начать изучение края с изучения структуры Шатурской УЖД - неплохое и интересное начало. Распростёртая на сотни затерянных километров структура позволяет проехаться и на велосипеде (придётся временами нести на себе), и на более тяжёлой технике (не везде) и при этом увидеть красоты торфяных болот, прекрасную природу и ... остатки былой великой цивилизации... Советской цивилизации !