Найти тему
ВЕДОГОНЬ - ТЕАТР

ШЕКСПИР В ЖИВОПИСИ

Кого изображали художники в образах шутов, магов и несчастных влюбленных

Влияние Шекспира на мировую литературу неоспоримо, но не только писатели вдохновлялись наследием знаменитого драматурга. Заметный след его пьесы оставили и в изобразительном искусстве. Художники по всему миру создавали на своих полотнах образы шекспировских героев, порой пряча за ними свою вполне реальную историю.

Уолтер Хауэлл Деверелл

«Двенадцатая ночь»

Пожалуй, одной из самых интересных картин, написанных на сюжет комедии «Двенадцатая ночь, или Что угодно», является работа Уолтера Деверелла (1849 г.). Причём известность обрела не столько сама картина, сколько связанная с ней история любви.

Начинающий художник Деверелл долго не мог найти модель на роль Виолы. Пока однажды случайно не встретил «девушку с лицом ангела и глазами Медузы Горгоны». На картине Элизабет Сиддал в образе Виолы с восторгом и обожанием смотрит на герцога Орсино, в роли которого художник изобразил…самого себя! Тайно влюблённый в свою модель Деверелл так и не признался в своих чувствах, а Элизабет в процессе работы полюбила его друга Данте Россетти. Он, кстати, тоже изображён на картине. В роли шута.

Джон Эверетт Милле

«Офелия»

-2

Самая известная и одна из самых знаковых для английской живописи «Офелия» принадлежит кисти Джона Милле. Он работал над ней по 11 часов в сутки, делая зарисовки природы с натуры. Моделью для его Офелии (удивительное совпадение!) стала 19-летняя Элизабет Сиддал. Эта поэтесса, живописец и натурщица оказала огромное влияние на художников-прерафаэлитов. И с Милле ее тоже связывает особая, почти мистическая, история.

Для «Офелии» Сиддал позировала в наполненной ванне по многу часов подряд на протяжении четырех холодных месяцев. Художник подогревал воду свечами и масляными лампами, однако девушка все равно простудилась. Ее отец выставил Милле огромный счет за лечение. В качестве лекарства Элизабет прописали опиум. Через 10 лет после написания «Офелии» девушка умерла от передозировки. Хотя многие поговаривали о самоубийстве…

Ричард Дадд

«Спор: Оберон и Титания»

-3

Самым необычным произведением английской живописи многие искусствоведы считают работу Ричарда Дадда. «Спор: Оберон и Титания» он написал в психиатрической лечебнице, куда художник попал по решению суда после убийства отца. Свое преступление он объяснял волей бога Осириса, а вот его интерпретация шекспировского сюжета на холсте до сих пор вызывает дискуссии.

«В течение нескольких лет после его поступления к нам, - говорится в истории болезни художника. – он считался одним из самых буйных и опасных больных. Он объяснял, что какие-то духи все еще овладевают его волей и заставляют тело делать то, чего он не хотел бы».

Как раз борьбой с внутренними демонами и лабиринтом мыслей Ричарда Дадда объясняют некоторые исследователи огромное количество фантастических существ и подробную декоративность картины.

Люси Мэдокс Браун

«Фердинанд и Миранда играют в шахматы»

-4

Картина на сюжет из V акта шекспировской «Бури» не скрывает каких-то страшных тайн. Интересна она по другой причине: работа британской художницы Люси Мэдокс по сути является семейным портретом.

Прототипом Фердинанда стал ее сводный брат Оливер, талантливый живописец и писатель, умерший в юности от заражения крови. В роли Миранды позировала сводная сестра художницы Кэтрин, а моделью для создания образа Просперо стал Уильям Майкл Россетти, искусствовед, художник, писатель, друг детства и будущий муж Люси.

А вот роль отрицательного персонажа, короля Неаполя Алонзо, на картине досталась отцу художницы. Это и неудивительно. Отношения у них были весьма напряженные и в художественные способности дочери он не верил.

Статья «Неправильный» Шекспир: почему от классика английского театра не стоит ждать реверансов

Статья Театр сквозь века