Ранее мы рассказывали о роли художественных навыков и видения в современном дизайне и как в B&D смотрят на подготовку к творческим испытаниям. А вот как именно они проходят, расскажем на примере вступительных экзаменов профиля «Коммуникационный дизайн».
Профиль отличается тем, что позволяет овладеть как фундаментальными знаниями и навыками в области графического дизайна, брендинга, маркетинга и рекламы, так и актуальными нестандартными профессиональными приемами в области разработки рекламных кампаний и проведения исследований.
Рассмотрим подробнее, какие экзамены ждут абитуриента, который нацелен, например, стать коммуникационном дизайнером, креативным или арт-директором, управлять процессом создания креатива для крупных брендов (подробнее о профессии по ссылке).
Творческое испытание призвано определить как навыки эскизного рисования, так и навыки образного мышления.
1 этап. Просмотр портфолио
В день экзамена абитуриент приносит с собой портфолио с творческими работами и демонстрирует его комиссии.
Творческое портфолио – это комплекс оригинальных художественных работ абитуриента по различным заданиям и упражнениям в области рисования, дизайна и брендинга.
Творческое портфолио иллюстрирует:
- уровень владения абитуриентом основами дизайна, его атрибутами и доминантами
- знание сетки и модульных систем, принципов знакообразования и масштабирования объектов
- умение выражать мысли и эмоции средствами дизайна и применять практически такие понятия, как «образная метафора», «аллегория», «стилизация», «упрощение и обобщение»
Портфолио для поступления, обычно, приносится в папке и распечатанном виде, если речь идет о работах по дизайну, разработке логотипов, айдентики и включает в себя 5-10 работ по каждому виду (общее число не менее 20 работ)
Что важно увидеть в работах абитуриента?
1. Навыки работы с Композицией
Поступающий сам выбирает тему композиции, материалы (карандаш, тушь, акварель, гуашь, темпера) и технику рисования. Работы могут быть представлены как фронтально-плоскостные, рельефные, так и объемно-пространственные.
Формат: А4-А2
Критерии оценки:
- правильный выбор формата листа бумаги (его расположение по вертикали или горизонтали)
- соответствие масштаба предметов формату листа
- передача фактуры материалов
- компоновка в листе c четко выделенным композиционным центром
- компоновка объектов на листе, композиционное равновесие
- светотеневое и живописное решение общей композиции
- образность и оригинальность композиционного решения
2. Уровень владения Рисунком
Абитуриент может принести свои наброски и зарисовки предметов, фигур животных и человека, портреты, пейзаж, рисунки и зарисовки гипсовых геометрических форм и скульптурных бюстов.
Формат: А2
Материалы: карандаш и другие графические материалы. Наброски и зарисовки предметов, фигур животных и человека, портреты, пейзаж, рисунки и зарисовки гипсовых геометрических форм и скульптурных бюстов.
Критерии оценки:
- правильный выбор формата листа бумаги (его расположение по вертикали или горизонтали)
- компоновка в листе с четко выделенным композиционным центром
- компоновка объектов на листе, композиционное равновесие
- светотеневая проработка и передача объектов в пространстве
- учет воздушной и линейной перспективы
3. Стиль Живописи
От абитуриента ожидается увидеть натюрморт из трех-четырех предметов разных размеров (бытовые предметы, фрукты с драпировками). Например, кофейник, чашка, гипсовые формы и яблоко на фоне драпировки.
Формат: А2
Материалы: акварель, гуашь, темпера и др. Натюрморт из трех-четырех предметов разных размеров (бытовые предметы, фрукты с драпировками).
Критерии оценки:
- правильный выбор формата листа бумаги (его расположение по вертикали или горизонтали)
- компоновка в листе с четко выделенным композиционным центром
- компоновка объектов на листе, композиционное равновесие
- детальность проработки объектов
- образность замысла и оригинальность его композиционного и живописного решения
2 этап. Выполнение творческого задания
Непосредственно перед выполнением задания абитуриенту озвучивается одна из экзаменационных творческих тем, например:
- Изобразить пословицу, афоризм или «крылатую фразу» графическими символами без использования букв и цифр;
- Изобразить распорядок дня, пользуясь условными изображениями – символами;
- Нарисовать серию знаков на заданную тему и т.п.
Задание выполняется на листе формата А3, материалы: графитные или цветные карандаши, фломастеры. Время выполнения задания — 1 час.
За это время абитуриент должен продемонстрировать:
- навыки образного мышления
- навыки эскизного рисования
- композиционное решение
- осмысленный подход к поставленной задаче
- способность создавать визуальные образы
- навыки графической визуализации идей
Как подготовиться к творческому испытанию
К подготовке стоит подойти ответственно. Можно как самостоятельно (например, по видео-урокам или учебникам), так и с помощью специальных подготовительных курсов, особенно, если нет базовой художественной подготовки.
Если выбор пал на подготовительные курсы, то лучше всего идти на курсы в том вузе, куда вы планируете поступать – так появляется возможность сразу адаптироваться к внутренней среде и понять, как протекает образовательный процесс, познакомиться с преподавателями. Для преподавателей, к слову, личное знакомство с будущими студентами не менее важно. Они уже знают о навыках слушателей курсов и их способности учиться в вузе дальше. Оценить же уровень незнакомого абитуриента, который только пришёл на экзамен, гораздо сложнее, здесь требуется более пристальный взгляд. Но если талант есть, то в B&D его увидят.