Найти в Дзене

У человека серьезная болезнь, но он не может получить лекарство. В Словакии победили "анахронизм".

Конец 2021 года. В Словакии по нижеописанным причинам принимают реформу, затрагивающую организацию работы министерства здравоохранения. Что из неприятного предстояло почувствовать людям после этих изменений?

С принятием поправки, которая меняет порядок назначения рецептов на выдачу лекарств между врачами и сторонними экспертами разгорелись дебаты. Согласно новому закону, теперь врач общей практики не может выписать рецепт на лекарство. Такое право остается лишь за узкими специалистами.

Ранее пациент мог обратиться к своему участковому врачу, терапевту, а тот на основании обследования у врача-специалиста мог без ограничений назначать рецепты на лекарства, процедуры и диеты. Причиной к принятию реформы стала «перегруженность» врачей общей практики. По словам бывшего министра здравоохранения, а вместе с тем и одного из авторов проекта, Марека Крейче, граждане посещали врачей общей практики слишком часто.

С изменением, предполагалось, что нагрузка на участковых врачей снизится. Однако проблема, по сути своей, не ушла. Теперь нагрузка кратно легла на врачей узкого профиля, а некоторые пациенты месяцами могут ждать прием у того или иного врача, а затем, только после очередного обследования, и рецепта на лекарство, которое раньше брали у врача общей практики.

Девочка с ДЦП не может получить лекарства

Героиня статьи, Елена, имеет 14-летнюю дочь, страдающую от ДЦП. С января текущего года, а уже, к слову, апрель, предпринимает тщетные попытки записаться на прием к неврологу, чтобы дочь осмотрели и выписали необходимые лекарства. «До сегодняшнего дня сделать мне это не удалось. Врач, или кто там должен записывать, не берет трубку, или абонент вовсе не доступен. На сообщения, в том числе и на почте, не отвечают», - говорит Елена. Поскольку диагноз дочери Елены поставили до начала 2022 года, то она еще попадает в разряд исключений, и лекарства на протяжении текущего года ей еще может выписывать ее педиатр.

В данный момент Елена вынуждена искать другого невролога для своей дочери. Это, однако, является сложной задачей, поскольку врачей не хватает.

Схожая история у Екатерины. У нее тоже дочь болеет ДЦП. Для набора веса ее дочь регулярно принимает в пищу специальные пудинги, которые ей выписала гастроэнтеролог. И когда возникла необходимость в очередном рецепте для покупки лекарства, врач сказала, что сперва вновь нужно пройти обследование. Прием можно назначить лишь через полмесяца. Как ей получить рецепт на специальную еду и диазепам, который также назначен ее дочери, Екатерина пока не знает.

Следующий пример. Сюзанна. Ее матери необходимо использовать прокладки от недержания мочи, которые до сих ей без проблем выписывал терапевт. В их случае проблема состоит в том, что врач-уролог, который теперь должен выписать рецепт, не выдает эти рецепты в электронном виде. Ввиду чего, возникает необходимость матери ежемесячно лично являться к врачу, что прямым образом сказывается на Сюзанне – она всегда должна срываться с работы и ехать в город, в больницу, по сути, лишь за рецептом.

С жалобами пациентов часто встречается фармацевт Елена. «Каждый день я сталкиваюсь с тем, что у пациента нет рецепта на лекарства, и они звонят терапевту, который не хочет им выписывать рецепт, а, хотя, мог бы. Пациенты не могут достучаться до врача-специалиста. Нам, фармацевтам, ничего не остается, кроме как дать лекарства под честное слова, что покупатель позже принесет рецепт». - говорит Елена.

Пациенты вынуждены бродить по коридорам.

Далеко не все врачи в Словакии по тем или иным причинам пользуются возможностями ведения электронной системы. Глава ассоциации по защите прав пациентов, Мария Левеева, говорит, что проблема того, когда пациенты вынуждены слоняться од одной двери врача узкого профиля к другой стоит остро уже с января.

Система не была готова к таким изменениям. Больше всех пострадали пациенты. У многих
врачей-специалистов не настроена электронная система, как в аптеках и медицинских страховых компаниях. Больше всего страдают, естественно, пенсионеры. Вместо консультации и выписки рецепта у терапевта они вынуждены бегать по врчам-специалистам.

Все не так однозначно. Внутренний спор

Глава ассоциации врачей общей практики Моника Палушкова, заявляет, что разделение ответственности и возможности выписывать рецепт лишь положительно сказывается на ситуации. Моника говорит, что Словакия была последней страной цивилизованного мира, где существовал такой «анахронизм». По ее словам, пациент может написать, либо позвонить врачу-специалисту, и тот еще до следующего обследования выпишет ему электронный рецепт.