О пользе изучения языков
Было почти десять часов вечера, когда в институте закончились занятия на ФОПе - факультете общественных профессий. И пока первокурсница Женя доехала на трамвае до улицы, где она снимала угол в частном доме, время подходило к одиннадцати часам. На углу возле церкви было ещё довольно светло, а дальше уже начиналась окраинная улица с почти полной темнотой. Вдоль деревянных домов с глухими высокими воротами шёл деревянный же тротуар. Ставни в домах были наглухо закрыты на тяжёлые железные болты, из окон не пробивалось ни единого лучика света. И хотя улица называлась «Имени 25-летия Октября», света этого самого Октября на ней не наблюдалось. Немного выручала луна, когда выглядывала из-за туч, но Жене было всё равно страшновато. На улице, кроме неё, никого не было, и когда вдруг сзади раздались шаги, она сразу же оглянулась. Неизвестно откуда появившийся, за ней шёл высокий парень в кепке. Женя ускорила и без того быстрый шаг и услышала: «Девушка, куда Вы так торопитесь?» Женя училась на первом курсе инъяза, и в группе им не разрешалось разговаривать между собой по-русски, для практики они должны были говорить по-немецки. И сейчас она машинально (а может, и из- за нервного напряжения) ответила: «Wohin? Ich gehe nach Hause!» «Чего? Чо ты сказала?» - перешёл уже на «ты», видимо, от неожиданности, парень. Женя повторила по-немецки: «Я иду домой!» Правда, она уже не шла, а почти бежала. Парень поравнялся с ней: «А ты чо, нерусская?» «Nein, ich bin russisch!» «А, это же по-немецки ты говоришь! Ну, конечно, интеллигенция!» И Женя поинтересовалась: «Bist du ein Arbeiter?» («Ты - рабочий?») «Ну, арбайтен - это работать, я в седьмом классе учил!» Кто знает, может, больше классов на его счету и не имелось. Женя поняла: парня что называется, заело, он заинтересовался разговором, если это можно было так назвать. Что-то он у неё спрашивал ещё, она ему отвечала, как могла и что могла, иногда несла всякую чушь, лишь бы по-немецки. Они шли в это время мимо проходного двора, а там за воротами она услышала чей-то разговор, и вроде как кого-то оттуда окликнули: «Длинный!» Но парень не отозвался, продолжая разговор с Женей. Они подходили уже к воротам двора, где она жила. Там стояло два дома, но темнота вечером всегда была ещё более плотная, чем на улице, хоть глаз выколи. Женя неожиданно открыла половинку ворот и быстро шмыгнула во двор. Парень хотел, было, зайти за ней следом, но она изо всех сил захлопнула за собой тяжёлую створку, и он еле успел отскочить. Женя встала сбоку от ворот, затаив дыхание, а парень, открыв створку, всматривался в угольную черноту двора, но ничего, конечно, не увидел. Тогда он с угрозой пообещал: «Ладно, я всё равно тут недалеко живу, ещё встретимся!» - и ушёл. Женя долго ждала, пока затихнут его шаги, потом почти наощупь добралась до дома своей квартирной хозяйки и позвонила. Та открыла и впустила её в дом.
На следующий день Женя, приехав с занятий пораньше, узнала от хозяйки, что вчера вечером, примерно в то же время, когда она пришла домой, ограбили на их улице женщину. С неё сняли пальто, отобрали сумочку и часы. Среди грабителей был и высокий парень в кепке. Вскоре Женя сняла другой угол в доме на улице поближе к центру.
Иногда бывшая Женя, а теперь уже Евгения Ивановна, вспоминая тот случай, думает: «Как всё-таки полезно в нашей стране знать иностранные языки! В крайнем случае, хотя бы один и хотя бы чуть-чуть. Wenigstens ein paar Worte». Хотя бы несколько слов.
Автор Тамара Гончарова