ПАМЯТИ МАРИ ФРЕДРИКССОН (1958-2019)
Группа Roxette подарила поклонникам ошеломляющий концерт в Магнитогорске
Впрочем, обо всём по порядку. Зал-таки заполняется почти под завязку: продано более пяти тысяч билетов, заказные автобусы привезли фанатов группы из Челябинска и Уфы. Особое удивление - обилие молодых людей до 30 лет. В назначенный час - в половине восьмого - свет на сцене гаснет. Слева в темноте появляется хрупкая фигурка под руку с музыкантом группы. Фотографы выдыхают: "Это она!" Мари медленно подводят к микрофону, она намертво вцепляется в стойку. Резко зажигается свет всех софитов, в уши ударяет до боли любимая музыка. Под Sleeping In My Car и оглушительный рёв фанатов концерт начинается.
Но первую песню почти не слышу, пожирая глазами едва узнаваемые черты любимого лица. Это она - и не она. Худая, почти прозрачная, испещрённое морщинами лицо, редкий от химиотерапии волос. Когда-то летавшая по сцене, сейчас Мари стоит неподвижно. На глаза наворачиваются слёзы. После двух песен покидаем место дислокации почти без сожаления. В партере намеренно садимся подальше - чтобы не видеть, как изменила болезнь всегда юную Мари.
И вот тут, вдалеке от "подробностей", любимые мелодии закручивают в вихрь восторга. Тот же молодой задор Пера Гессле, прыгающего по сцене не менее лихо, чем двадцать лет назад. Превосходный звук, достигнутый с помощью прекрасного оборудования из Перми и Москвы, а также демонтажем стёкол на хоккейной площадке. Но главное - вокал Мари Фредрикссон. Какой же это голос, братцы! Воистину, он нисколько не изменился, а перенесённые страдания лишь сделали его более пронзительным.
Зал поёт вместе с кумирами. Секторы и партер традиционно скромно-сдержанны, а вот фан-зона отрывается по полной. Единственный неудобный момент: исполняя Spending My Time, в определённый момент Мари Фредрикссон направляет микрофон в сторону зала, музыка становится тише. А зал… слов не знает. Но музыканты справились с неловкой паузой буквально за секунду.
И ещё до слёз тронули последние минуты концерта. Кумирам город хлопал стоя. Они счастливо улыбались, говорили, что это был замечательный вечер… Потом, поблагодарив публику, Пер обнял Мари и, бережно поддерживая, тихонько повёл со сцены. И зал снова взорвался овациями.
Без блёсток и конфетти
Это был ошеломляющий концерт, несмотря на то, что обещанного шоу не было. Не было танцовщиков, блёсток и залпов конфетти. Не было и обещанных огромных экранов по бокам основной сцены и проекции зрелища на видеокуб под куполом. Но, во-первых, подписывая договор о концерте почти год назад, никто не предполагал, что будет сложная обстановка на Украине и резкий рост курса доллара и евро. Хоккейный клуб, и так окупивший концерт Roxette "в ноль", не мог понести дополнительных затрат. Да и по отношению к Мари огромные экраны и крупный план на них были бы просто неэтичны. Зато шоу сполна отработали музыканты. Особенно запомнились красавица бэк-вокалистка Деа Нурберг и гитарист Кристофер Лундквист. Как и в других городах, он обратился к организаторам с просьбой дать ему ноты одной из местных песенок, чтобы исполнить их на сцене. К примеру, во Владивостоке зрители визжали от восторга под знакомые аккорды "Владивосток-2000" группы "Мумий Тролль" в исполнении Лундквиста. В Магнитогорске отыграть местной заставкой решено было Final Countdown шведских земляков команды Europe - как гимн магнитогорского "Металлурга". Было ещё предложение исполнить "Братьев по судьбе" Александры Пахмутовой - но хоккейный клуб сделал по-своему. Честное слово, многие зрители "фишку" не поняли.
И в заключение - снова о Мари Фредрикссон. Ожидали, что она отработает в полсилы, и были заранее готовы простить ей это. Думали, что репертуар будет подобран так, чтобы давать ей максимальный отдых. Однако Мари, намертво вросшая в сцену босыми ногами, отработала два часа не моргнув глазом. Более того, это Перу Гессле удалось отдохнуть, убежав со сцены, когда Мари под аккомпанемент рояля спела две композиции. Несколько раз не сдерживалась: "Зачем она стоит? Разве нельзя было дать ей барный стул хотя бы для исполнения медленных композиций?" Потом поняла: Пер Гессле - вовсе не тиран, "выжимающий" из Roxette последние соки, и он не использует Мари ради выгоды. Когда Фредрикссон лечилась от рака, он, чтобы не терять времени и денег, вполне законно мог поменять вокалистку и дать Roxette новую жизнь и новый голос. Но не сделал этого - ждал свою соратницу ровно столько, сколько ей было нужно, доказав тем самым свою порядочность и человечность.
А вот работа и мировые турне нужны самой Мари. Огромные физические нагрузки, эмоциональное истощение - всё это стократ восполняется любовью публики. Это наркотик, действующий сильнее любого обезболивающего. И дай бог, чтобы он спасал Мари ещё долгие годы. Антон Чайка на вопрос: какое впечатление оставила у тебя Мари? - ответил строчкой из стихотворения Николая Тихонова: "Гвозди бы делать из этих людей. Крепче бы не было в мире гвоздей".
Автор: Рита Давлетшина
Фото: Евгений Рухмалёв
По материалам газеты "Магнитогорский металл от 15 ноября 2014 года
Р.S. Мари Фредрикссон скончалась 9 декабря 2019 года. После её ухода Пер Гессле распустил группу Roxette, считая, что только Мари была достойна занимать это место в легендарной группе...