Что мы получим, если смешаем настольную игру «Жизнь», «Карты против человечества» и тв-передачу про ремонт? (по-нашему — «Монополию», «Правду или действие» и «Квартирный вопрос»). Ответ прост — воистину настоящий шедевр от EA — The Sims 3. Будь вы гуру строительства крыш для домов, дизайнер кухонь мечты (со всеми вот этими гранитными столешницами), или жестокий садистичный антиморалист, нашедший в пикселях выплеск своим больным фантазиям (занимаясь вуху со Смертью ну или просто топя симов в бассейне) — игра примет вас любым. И место здесь тоже найдется всем.
https://www.michigandaily.com/arts/creative-chaos-how-sims-3-can-help-manage-anxiety
Девиз франшизы — «Играй с жизнью» — точно отражает всю ее суть. Подобно Божеству игрок ведет своих персонажей — симов — по жизни, и возможности (будь то даже ограбление могил) — воистину безграничны. Только ты решаешь, только ты делаешь. Однако помимо пространства для творчества и анархической свободы мы получаем Возможность. Возможность контролировать жизни и развитие сюжета, возможность выбирать любые исходы. И когда мы теряемся в водовороте повседневности и вечной беготне, разве может быть лучшее средство для обретения контроля, нежели принятие на себя роли виртуального Бога? И эта роль может стать одним из шагов к преодолению стресса и тревожности.
Сколько я себя помню, я всегда страдала от сильного беспокойства, причем по любому поводу. Мелочи, вроде выбора еды на ужин или перехода на красный свет, социальные взаимодействия, по типу необходимости сказать человеку «нет», и многое другое вызывали во мне волну беспокойства. Взросление в вечно суетливом Нью-Йорке только усугубило ситуацию. Я нахожусь в состоянии тревоги практически постоянно — часто, конечно, могу ее подавить. Проглотить волну тошноты, прикусить ногти или впиться ногтями в кожу, чтобы не допустить роста панической атаки. Но иногда тревога сильнее меня, и эта ужасающая тяжесть на груди, невозможность вдохнуть, пузырящаяся желчь в горле, горящие ослепляющие слезы накрывают и пеленой погружают в состояние кошмара. Я живу одна — и как молодой девушке в пустой квартире найти способ успокоить себя во время панической атаки..? Как мне справляться и найти контроль над своим состоянием? Я нашла свой выход. The Sims 3.
Помню как вчера: достаю свой старенький iMac 2007, протираю от пыли, жду целую вечность, пока игра качается, устанавливается, а потом еще вечность, пока загрузится; нервно прислушиваюсь к гулу вентилятора, надеясь, что ноутбук не взорвется у меня в руках. Чудовищная старая машина, которую мне приходилось на коленях уговаривать, чтобы просто поиграть. Перезагружая компьютер и молитвенно скрещивая пальцы во время запуска игры, я ждала с предвосхищением, когда на мониторе появится заветный зеленый ромбик. И будет этот странный звук, а потом «sul-sul»… А потом — главная тема игры…
Играя в игру, я проводила тонны часов с инструментами кастомизации. Настройки, настройки, настройки.. создание персонажа, дома, кухонных тумб. В CASе я иногда делала знакомых, семью, иногда — поп-звезд, а иногда давала волю воображению. Например, мое любимое отродье — зеленый вампир-клептоман по имени Стив. CAS игры позволяет настраивать каждый аспект — от разреза глаз и телосложения до голоса персонажа, деталей одежды. И вся эта детализация, эта проработка позволяли мне успокаиваться, снижать уровень беспокойства и напряжения. Я наслаждалась строительством дома и обустройством комнат, ибо это актуализировало творческие наклонности и позволяло перенаправить энергию в созидание — однажды день я провела, рисуя в Фотошопе текстуру для штор в комнату моего сима. И это просто архирасслабляюще. А тот факт, что в TS3 не нужно думать, чтобы играть — он просто ошеломляющий, ибо сложные системы игры, боевки и стратегии только вгоняют меня в еще большее беспокойство. Чрезмерное обдумывание и копание — моя большая проблема, и ее приятно отпустить через спокойное, мирное творчество в гемплее The Sims 3.
Расслабляющих игр, конечно, много. Но TS3 стоит выше тем, что дает ощущение контроля. Игра дает мне почувствовать, что что-то я могу взять в свои руки, что-то я могу сделать. Панические атаки, приступы беспокойства — мои спутники по жизни, вызванные ощущением беспомощности и нехватки этого самого контроля. Они вызывают жуткие эмоциональные американские горки, настолько выбивающие из колеи, что теряется даже небольшой кусочек почвы под ногами.
А в TS3 игрок контролирует практически все аспекты игры — я имею контроль над виртуальным миром. Я могу управлять временем, действиями моего персонажа и его желаниями, влиять на погоду, на жизни неиграемых персонажей — убивать их, состаривать, делать бессмертными, находить им партнера или наоборот разбивать пары… Чит-коды дают возможность обрести еще большую свободу, а с модами я могу выйти за рамки даже самих сценариев игры, базовых ее алгоритмов. Это, возможно, звучит как помешанность на гиперконтроле. Но я — это то, чем диктует мне быть моя тревожность. Я хочу, очень хочу снова встать на ноги, взять тропический коктейль с дурацкой трубочкой-зонтиком и залипнуть на видосик про острова Фиджи, забыв обо всем. Но моя жизнь — клубок постоянного стресса, и я качусь в нем, а надо мной дамокловым мечем нависают проблемы и обязанности, обрекая мое существование на вечное страдание. И, чтобы остаться на плаву, я прибегаю к тем способам, которые могу себе позволить.
The Sims 3 — не только безопасный и надежный способ справиться с собственной тревогой, но и инструмент обретения контроля и безопасности — того, в чем я нуждаюсь. По моему опыту, использование чего-то простого и даже «детского», по типу компьютерных игр, может быть очень эффективно для решения психологических проблем. Вряд ли разработчики изначально задавались целью использовать игру в качестве терапии; вероятно, ее суть — развлечение. Но что, если игры, модулирующие реальность, не просто имитируют повседневность и отвлекают от рутины, но и помогают игроку справиться со своими проблемами и привести жизнь в порядок?
И этот современный подход про насилие от видеоигр, про игры как трату времени и ресурсов — он в корне несправедлив. Виртуальная реальность, внутриигровые образовательные уроки обуславливают применение видеоигр в образовании, так что мешает использовать их и в терапии? Игры могут помочь людям любого возраста обрабатывать и решать эмоциональные и психологические проблемы. Психическое здоровье и цифровые инновации просто обязаны пересечься.
Итак, когда вы в следующий раз почувствуете, как мир вокруг вас рушится — остановитесь. Сделайте глубокий вдох и возьмите мой совет на заметку. Достаньте свой iMac десятилетней давности или запустите свой компьютер, и сделайте эти шикарные кухни, которыми бы гордились ведущие «Квартирного вопроса».
October 10, 2018
#sims
#sims 3
#симс 3
#саморазвитие
#тревожность
#психология
#панические атаки
#игры