При фараоне Аменхотепе IV и его предшественниках происходили значительные изменения в положении аристократии и жрецов. Их позиции постепенно ослабевали, ведь правители в своей политике предпочитали опираться не на знать, а на выходцев из чиновников, земледельцев, воинов и даже рабов. Правда, жрецы все-таки жили неплохо. В храмовое хозяйство шли широким потоком награбленное в походах богатство и рабы. Но имущество «служителей богов» не соответствовало их все уменьшающейся политической роли. Ещё недавно очень влиятельное жречество не могло смириться с этим.
Когда между жрецами и фараонами разразился конфликт, он попытался сразу же уничтожить старую знать, мешавшую ему, и получить богатства фиванских жрецов, так как правителю были нужны деньги на содержание небогатых чиновников и воинов. С этой целью Аменхотеп IV в противовес храму Амона-Ра, верховного египетского Бога, поддержал культ солнечного диска Атона.
Фараон взял себе новое имя Эхнатон, что означает «полезный для Атона», и перенёс столицу в специально построенный город Ахет-Атон (Горизонт Атона). Все богатства фиванских храмов теперь свозились сюда в дар новому богу.
Народ не поддержал Эхнатона. Прежние верования оказались ближе и понятнее простым египтянам. Старая знать и жрецы не были уничтожены. Перед смертью Эхнатон обьявил о восстановлении поклонения старым богам и возвращении фиванским храмам их богатств. Двор нового фараона Тутанхамона возвратился в Фифы, а Ахет-Атон занесло песками пустыни.
Реформа Эхнатона не удалась, но это был первый опыт замены многобожия культом единственного Бога, попытка укрепить центральную власть и ликвидировать угрозу нового развала государства, к чему подчас стремились аристократы и жрецы.
#История #история древнего мира #исторические факты #исторические события #исторические личности #история древнего мира #история древнего египта #египет #египетские боги #древний египет