Найти тему
сТОПочки

12 Фактов о картине «Венера с Зеркалом» кисти Диего Веласкеса

Венера была римской богиней любви, красоты, желания, секса и многих других романтических штучек. Именно поэтому ещё с древних времён её изображали полностью обнажённой, данная тенденция продолжилась и в эпоху Возрождения.

12 Фактов о картине «Венера с Зеркалом» кисти Диего Веласкеса
12 Фактов о картине «Венера с Зеркалом» кисти Диего Веласкеса

Испанский художник по имени Диего Веласкес (годы жизни 1599-1660) оставил после себя лишь одну обнажённую женщину, а всё из-за того, что испанская моральная полиция (да, была и такая) XVII века не разрешала ему изображать на своих полотнах пошлую наготу.

Это делает «Венеру с Зеркалом» уникальным произведением в его творчестве, поэтому давайте же более подробно рассмотрим некоторые из наиболее интересных фактов об этом замечательном шедевре мастера эпохи барокко.

1 место. Скорее Всего, Она Была Написана во Время Поездки Веласкеса в Италию

Диего Веласкес
Диего Веласкес

Обнажённая натура в мире искусства была довольно распространена в античности и вдохнулась новой жизнью в эпоху Возрождения. В ту пору художники стремились изображать предметы и фигуры такими, какими они были представлены в древней концепции гуманизма. Чаще всего обнажённой изображали Венеру, возможно, это связано с тем, что она была древнеримской богиней красоты и любви. Хотя обнажённая натура часто использовалась и художниками стиля барокко (вспомните, к примеру, сладострастную наготу во многих работах Питера-Пауля Рубенса), испанским живописцам вообще не разрешалось рисовать полностью обнажённые тела.

Диего Веласкес был испанским придворным художником, именно поэтому он и не подвергался надзору со стороны членов испанской инквизиции, однако в большинстве своих работ он всё равно воздерживался от изображения обнажённой натуры. Предполагается, что данное полотно было создано примерно в 1647-1651 годах. А это значит только одно – она была написана за границей, когда в этот период живописец уже второй раз к ряду посещал Италию.

2 место. Полотно Показывает Одну Особенность, Известную как «Эффект Венеры»

«Венера у Своего Зеркала» кисти Питера-Пауля Рубенса
«Венера у Своего Зеркала» кисти Питера-Пауля Рубенса

Картина «Венера с Зеркалом» носит сразу несколько названий, таких как «Туалет Венеры», «Венера у Своего Зеркала» и «Венера и Амур». Многие из этих имён относятся к зеркалу, в которое смотрит Венера, любуясь своей красотой. Мы можем видеть её лицо в отражении зеркала, а она, вполне возможно, способна наблюдать через него за восторженным зрителем.

Этот особый тип эффекта зовётся «Эффектом Венеры», в мире искусства его используют достаточно часто. Ниже представлены некоторые из самых известных произведений, использующих его:

3 место. Было Высказано Предположение, Что Источником Вдохновения для Художника Послужили Сразу Несколько Работ

«Венера Урбинская» кисти Тициана
«Венера Урбинская» кисти Тициана

Для изучения работ самых известных итальянских художников Диего Веласкесу разрешили отправиться в Италию. Он поехал туда со своим верным помощником – Хуаном де ла Парехой. Вместе они не только любовались работами Тициана, Паоло Веронезе и Тинторетто в Венеции, но и прикупили довольно немало картин.

Неизвестно, какая же именно картина вдохновила художника на создание «Венеры с Зеркалом», поэтому было высказано сразу несколько предположений. Поскольку в Венеции он провёл достаточно много времени, справедливо заключить, что он видел «Венеру Урбинскую» (1538 год) кисти Тициана и «Спящую Венеру» (она же «Дрезденская Венера», 1510 год) кисти Джорджоне. Также возможно, что картина была основана на древних скульптурах, таких как «Спящая Ариадна» (ныне находится во Дворце Питти во Флоренции) или же «Спящий Гермафродит» (в настоящее время выставленный в Галерее Боргезе в Риме – столице страны).

4 место. Это Единственная Сохранившаяся Обнажённая Натура Веласкеса, но Он, Вероятно, Написал Ещё Целых Три

«Венеру с Зеркалом» можно смело назвать одной из самых захватывающих картин в творчестве Диего Веласкеса. И не только потому, что это единственная сохранившаяся обнажённая натура из тех, которые он когда-либо создавал, но и из-за её контекста, в котором испанская инквизиция тех времён официально не одобряла изображений полностью обнажённых тел.

Три обнажённые натуры, написанные художником, увы, затерялись в истории. Две картины из испанской королевской коллекции, скорее всего, были утеряны во время сильнейшего пожара 1734 года, уничтожившего весь Королевский Алькасар в Мадриде – столице Испании. Благо, из него всё же удалось спасти его самую известную работу – «Менины» (1656 год). Ещё одна подобная картина находилась в частной коллекции, и в настоящее время её местонахождение неизвестно. Все три утерянных произведения были упомянуты в описях XVII века, они носили следующие названия: «Лежащая Венера», «Венера и Адонис» и «Психея и Амур».

5 место. Название Произведения Отсылает Нас к Тому Месту, Где Оно Находилось в XIX Веке

Национальная Галерея Лондона
Национальная Галерея Лондона

Предполагается, что впервые картина была упомянута в 1651 году, когда она попала в коллекцию Гаспара Мендеса де Аро, 7-ого маркиза Карпио – одного из доверенных лиц короля Испании – Филиппа IV. Затем работа перешла к его потомкам, но в 1802 году она снова была у всех на слуху. На этот раз король Испании – Карл IV – приказал продать сие произведение своему главному министру – человеку по имени Мануэль де Годой.

В конце концов, в 1813 году её перевезли в Англию, где парень по имени Джон Бэкон-Сори-Морритт купил её у местного торговца произведениями искусства. После чего он повесил картину в своей резиденции в Рокби-Парке, графство Йоркшир, что на севере Англии. Именно так работа и получила своё официальное иностранное название. В наши дни она является частью коллекции Национальной Галереи Лондона (Лондон, Англия), которая приобрела её через недавно созданный Национальный Фонд Коллекций Произведений Искусства.

6 место. Насколько Велика Эта Картина?

Картина примерно того же размера, что и работы, на которых она, предположительно, была основана, конечно же, мы о «Венере Урбинской» и «Дрезденской Венере».

Размеры полотна составляют 122 х 177 сантиметров.

7 место. Немного о Маленьком Мальчике

Купидон
Купидон

Маленький мальчик, держащий в своих руках зеркало Венеры – это её сын Купидон. В классической мифологии он также был весьма популярным божеством и часто ассоциировался с любовью и эротизмом.

Присутствие Купидона также позволяет нам идентифицировать обнажённую женщину как Венеру, поскольку в своё время их зачастую изображали вместе.

8 место. Немного об Изображённой Женщине

Женщина, Изображающая Венеру
Женщина, Изображающая Венеру

Личность женщины на этой картине до сих пор так и остаётся неизвестной, но искусствоведы предполагают, что работа всё-таки была написана с натуры. Это в очередной раз подтверждает теорию о том, что Веласкес создал данное полотно, находясь в Италии.

Поговаривают, что использовать обнажённых мужчин-моделей в то время было вполне нормально, но только попробуйте позвать в свою студию женщину-модель, которая по ходу знакомства перед вами разденется – этого испанская инквизиция XVII века позволить попросту не могла. Что ещё хуже, уже готовые картины с изображением обнажённого женского тела часто конфисковывались, а живописцев либо штрафовали, либо высылали из Испании на целый год.

9 место. Пара Слов об Испанских Коллекционерах

«Диана и Актеон» кисти Тициана, Когда-то Входившая в Испанскую Королевскую Коллекцию
«Диана и Актеон» кисти Тициана, Когда-то Входившая в Испанскую Королевскую Коллекцию

Что поразительно в этом испанском чувстве морали того периода, так это то, что коллекционеры произведений искусства зачастую владели шедеврами, созданными иностранными художниками, на которых были изображены ни кто-нибудь, а самые настоящие нарисованные обнажённые женщины.

Эти двойные стандарты позволяли королю Филиппу IV и другим богатым меценатам владеть голыми женскими фигурами и украшать ими свои личные покои во дворцах. У того же Филиппа IV было великое множество написанных обнажённых женских тел Тициана (его лучшие работы вот здесь) и Питера-Пауля Рубенса (его лучшие произведения на этой странице), которые насыщали ими свои работы на мифологические сюжеты.

10 место. Ещё Немного о Наготе

«Маха Обнажённая» кисти Франсиско Гойи
«Маха Обнажённая» кисти Франсиско Гойи

До того, как в 1813 году картина была перевезена в Англию, она находилась вместе с двумя другими работами в коллекции Мануэля де Годоя, одна из которых (да что ж такое!) тоже изображала обнажённую женщину.

Произведения носили названия «Маха Обнажённая» и «Маха Одетая», и принадлежали они кисти испанского художника-романтика по имени Франсиско Гойя (годы жизни 1746-1828). В те времена испанская инквизиция всё ещё действовала, и хотя Гойя был вызван ими на ковёр, впоследствии он всё же сумел восстановить свой титул «Главного Придворного Художника».

11 место. О Цене на Произведение

Джон Бэкон-Сори-Морритт в 1813 году купил «Венеру с Зеркалом» всего лишь за 500 фунтов стерлингов, что в наши дни эквивалентно чуть более 33 000 фунтам стерлингов, согласитесь, довольно скудная сумма для такого влиятельного произведения искусства.

Один из самых примечательных фактов о «Венере с Зеркалом» заключается в том, что английский король Эдуард VII настолько восхищался этой картиной, что менее века спустя лично вложил свои 8 000 фунтов стерлингов на покупку картины для Национальной Галереи Лондона (Лондон, Англия). В настоящее время эта сумма эквивалента более 870 000 фунтам стерлингов.

12 место. О Повреждениях Полотна и Его Влиянии

«Олимпия» кисти Эдуарда Мане
«Олимпия» кисти Эдуарда Мане

В 1914 году картина была очень сильно повреждена, произведение было атаковано суфражисткой по имени Мэри Ричардсон, всё это произошло в стенах Национальной Галереи Лондона. С тех пор она была полностью отреставрирована и доведена до былой славы.

Справедливо заключить, что «Венера с Зеркалом» оказала глубокое влияние и на других художников, среди прочих можно особо выделить Жана-Огюста-Доминика Энгра, Эдуарда Мане и Поля Бодри. Простота обнажённой натуры была отражена в произведении Эдуарда Мане под названием «Олимпия» (1863 год) – одном из многочисленных шедевров, на которые повлияла эта картина.

#стопочки #интересное #интересные факты #художники #картины #искусство #живопись #веласкес #венера #венера с зеркалом