Невероятная история о защитнике сине-бело-голубых, чемпионе СССР 1984 года, Анатолии Давыдове.
Футболист резко пришел в себя в больничной палате. Перевязанная бинтами голова разрывалась от боли и роящихся вопросов. Кто он и где? Какой сейчас год? А главное — какой счет? Свое имя Анатолий Викторович Давыдов вспомнил почти сразу, но остальное возвращалось по частям.
Он вспомнил, что на дворе восемьдесят пятый и только вчера страна отпраздновала День Победы. Но и сегодня слово «победа» почему-то казалось особенно важным. В тот год руководство московского ЦСКА, закончившего прошлый чемпионат на последнем месте, решило спасать команду самым примитивным образом. Каждого стОящего молодого футболиста союза просто-напросто призвали в армию.
Но при чем здесь это? Давыдову уже тридцать один, и он проводил свой десятый сезон за сине-бело-голубых. А ЦСКА... ЦСКА — соперник в четвертьфинале Кубка Союза! Свежесобранную армейскую команду возглавлял Юрий Андреевич Морозов, совсем не чужой Ленинграду человек. Так что матч против действующего чемпиона был для них принципиален по многим причинам. Что и говорить, в «Зените» настрой тоже был запредельным.
И это чувствовалось. Несмотря на прохладный пасмурный день стадион имени Кирова заполнила сорок одна тысяча человек. На поле клочья земли разлетались как искры при каждом столкновении. Еще тяжелый весенний газон был далек от идеального состояния. Из-за множества кочек мяч дробил и футболисты предпочитали перепасовываться верхом.
Поэтому приходилось много бороться в воздухе. Особенно не повезло Давыдову — по позиции ему в соперники достался литовский нападающий Вальдас Иванаускас. Мало того, что широкоплечий юноша был молод и дерзок, он к тому же оказался выше зенитовца на целых 12 сантиметров. Однако защитник старался не уступать ни в чем.
И вот в одном из эпизодов случилось неизбежное. Армеец взмыл в воздух за мячом после очередного навеса в штрафную, Анатолий Викторович поспешил на перехват. И уже через секунду в немыслимом прыжке на большой скорости оба футболиста столкнулись головами. Удар. Сотрясение. Как подкошенные оба рухнули на газон. А дальше — темнота.
Наконец память вернулась к Давыдову. В палате не было часов, и он не мог понять сколько здесь пробыл. Но одно было ему совершенно ясно — ребята на него рассчитывают! Нужно было как можно скорей вернуться на стадион, иначе второй тайм начнется без него и он подведет команду.
Медлить было нельзя. Улучив удобный момент, Анатолий пробрался через все отделение к выходу. Он опасался, что доктора слишком быстро заметят пропажу и заставят его вернутся, поэтому прежде чем покинуть больницу, он нашел запись о своем поступлении и вырвал последний лист.
Наконец, преодолев безразличного больничного охранника, футболист вышел на улицу. Но район казался незнакомым. Где он? В какой стороне стадион? Просить помощи у редких прохожих Давыдов не решился — слишком странным был его внешний вид. Отекшая перевязанная голова и испачканная футбольная форма не располагали к общению.
Время стремительно убегало, шансы успеть таяли, а беглецу становилось только хуже. В пасмурный весенний день он замерзал на невском ветру, а голова болела все сильнее. Он понял, что не справится без помощи. На счастье, впереди показался ГАИ. «Ленинградский милиционер всегда поможет», — промелькнула в голове спасительная мысль.
Из последних сил Давыдов подбежал к постовому и сбивчиво принялся объяснять, что он — футболист «Зенита», что произошла неприятность, но теперь все в порядке и ему срочно нужно вернутся в игру, что команда на него рассчитывает и что вообще-то просто некрасиво забирать всех лучших в армию. Милиционер в полной растерянности наблюдал за странным мужчиной с распухшей головой.
Сложно представить, какое решение он собирался принять: отвезти гостя на стадион или в центр психиатрической помощи. Но все решил случай. Даже прежде, чем милиционер успел объяснить, что матч уже давно закончился, Анатолий Давыдов окончательно выбившись из сил, вновь потерял сознание и упал на асфальт.
Когда сознание вернулось и футболист открыл глаза, вокруг все уже было спокойно. Он лежал дома, в собственной постели, над ним заботливо склонилась жена. Он тут же попытался встать, чтобы снова поспешить на стадион, но она уверенно пресекла попытку. «Матч закончился» — услышал Давыдов. «Желудков забил второй, вы победили». Только осознав сказанное, он наконец успокоился, расслабился и с легкой улыбкой заснул.
К сожалению, травма не прошла даром. Больше года после случившегося Анатолия Викторовича мучили сильнейшие головные боли, не позволявшие даже нормально спать. Еще долго он жалел, что сбежал из больницы, не получив нужного лечения. Но в то же время, он понимал, что не мог поступить иначе, ведь был уверен, что ребятам нужна помощь.
После всего случившегося легендарный защитник пропустил всего один матч и вскоре вернулся на поле. А «Зенит» встречался в полуфинале Кубка СССР с донецким «Шахтером». Но это уже совсем другая история.