Найти тему
Utopia P2P Экосистема

Неудачная блокировка социальных сетей на Шри-Ланке

В начале апреля на Шри-Ланке начались протесты с требованием отставки президента Готабхайи Раджапаксе (Gotabaya Rajapaksa). Чтобы предотвратить распространение информации о митингах, на территории всего государства заблокировали социальные сети. Несколько дней спустя правительство отменило ограничения. Разберем ситуацию детальнее и поймем, почему властям пришлось отказаться от радикальных мер.

Остров вне сети

Шри-Ланка переживает сильнейший экономический кризис за последние 70 лет. В стране происходит резкая инфляция, а также наблюдается острая нехватка топлива и товаров первой необходимости. 22-миллионное население государства выражает недовольство и выходит на протесты, требуя отставки правительства. Стражи порядка разгоняют акции, применяя слезоточивый газ и водометы. Около 50 человек уже получили травмы.

В самом начале месяца правительство стремилось ограничить распространение информации путем блокировки таких социальных сетей, как Twitter, WhatsApp, YouTube, Facebook и Instagram. Однако несколько дней спустя власти отказались от блокировки интернета. Она оказалась мало эффективной, так как жители страны активно пользуются VPN и mesh-сетями.

Распространенные практики

Блокировка социальных сетей на Шри-Ланке — один из многочисленных примеров отключения интернета в политических целях. Впервые подобная ситуация произошла в 2009 году в Синьцзяне, регионе на северо-западе Китая. Жители Синьцзяна провели около года без сети и обмена текстовыми сообщениями.

Следующее длительное отключение сети настигло Камерун: англоговорящие регионы государства не имели возможности пользоваться интернетом с января 2017-го по март 2018 года. В 2019 частичная или полная блокировка сети произошла в Судане, Бангладеш, Конго, Габоне и Зимбабве.

Как правило, отключение интернета проводилось в свете протестов или выборов и приводило к негативным последствиям для всего государства. Например, 28-часовое отсутствие связи в Габоне вылилось в экономические потери в 1 миллион долларов. Однако в 2022 году пользователи сети уже знают, как поступить, чтобы избежать личных и финансовых проблем. Они активно подключаются к VPN и mesh-сетями. Разберем, как устроены подобные системы.

VPN и mesh-сети

VPN (Virtual Private Network) — это виртуальная частная сеть, позволяющая пользователям обходить локальные ограничения. В настоящий момент существуют тысячи подобных сервисов. Обычно VPN применяется на мобильных устройствах для использования социальных сетей в регионах, где они заблокированы. Однако сервисы такого формата часто оказываются небезопасны и малоэффективны: VPN-приложения нередко замедляют работу интернета, отслеживаются властями, блокируются, а также подвергают пользователей риску кибератак.

Mesh-сети — это самонастраивающиеся сети, узлы которых подключаются к максимально возможному количеству других узлов в рамках конкретного сервиса. Они работают даже при полном отключении глобального интернета, так как пользователи формируют отдельную децентрализованную цепочку, каждое из звеньев которой невозможно отследить за счет высокоскоростного шифрования данных. Таким образом, ключевые преимущества mesh-сетей включают в себя конфиденциальность, анонимность и эффективность.

Utopia — яркий пример такого функционала. Пользователи данной web 3.0 экосистемы могут безопасно обмениваться письмами, сообщениями и файлами, создавать каналы, анонимно просматривать веб-страницы во встроенном браузере, а также совершать транзакции, которые невозможно отследить.

Заключение

Блокировка интернета приводит к серьезным экономическим и социальным последствиям. К счастью, полное отключение сети уже невозможно, ведь такие бесплатные сервисы, как Utopia, всегда доступны для пользователей во всем мире.