Найти тему
Альманах "Русло"

Часть 1. РОССИЯ. НАЦИЯ. КУЛЬТУРА. Автор Владимир Замышляев

РОССИЯ. НАЦИЯ. КУЛЬТУРА.

Я написал монографии и сборники научных статей по этим направлениям. Монография «Историко-социальные субъекты культуры» в 2007 году удостоена диплома лауреата на Всероссийском конкурсе «На лучшую научную книгу» (РГНФ). В данном случае я не буду увлекаться научными понятиями, дефинициями. Они в практической жизни мало что значат. Вообще нельзя абсолютизировать любое понятие – оно при многократном повторении утрачивает смысл, превращается в тощую абстракцию.

Фото из интернета
Фото из интернета

   «ЛОГИЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ» европейской философии, по словам А.И. Герцена, не свойственен Русскому Человеку. В России никогда не увлекались софистикой, схоластикой и абсолютизацией рациональных понятий. Прав Ф.И. Тютчев в афоризме «умом Россию не понять», не понять в логике европейского рационального мышления. Поэтому «загадочная русская душа», по определению Европы, остаётся для европейцев непознанной.

   Приведу пример из личного опыта общения с европейцами. Будучи туристами в Болгарии, мы (я и жена) познакомились на пляже «Слынчев бряг» с немцами из ФРГ. При обсуждении вопроса «как у них?» и «как у нас?» немец-турист сравнил поведения своих соплеменников и русских при выборе, что купить, когда у вас в кармане 3 рубля. В разговоре выяснилось, что немец купит на эти деньги килограмм масла, а русский купит бутылку водки. Потом, продолжая общение, мы пригласили немецкую пару, мужа и жену, к нам в гости, в номер отеля. Возник вопрос, чем угостить приглашённых немцев? Замечу сразу: угощение гостей в доме, даже в будни, является традицией русских людей. ГОСТЕПРИИМСТВО – один из кодов национального характера русских: гостям всегда рады, чем богаты, тем и потчуем. При встрече с немцами в номере отеля на столе были фрукты. И в «заначке» бутылка водки. Мы её сразу не предложили, но гость-немец стал как-то странно на меня поглядывать. Немцы знают, как русские угощают гостей. Я достал эту бутылку, у немца сразу засветились глаза. Выпили за знакомство, за дружбу между народами, потом третью… Я остановился. Немец сам взял в руки бутылку водки и налил себе в стакан. И налили мне… в общем, бутылку водки мы распили на четверых, мужчинам, конечно, наливали больше. Немец-гость захмелел и запел песню по-немецки. Время пошло к обеду – надо идти с группой наших туристов в столовую, а я был руководителем группы. Я стал объяснять, что пора на обед и надо расставаться. Немец произнёс фразу: «Руссише демонстрацион», т.е. русские всегда ходят коллективно. Расстались, к сожалению немца. На второй день, на пляже, мы опять встретились. Немец показал на свою голову, сказал: «Дум компф» - «болит голова» - и, подняв большой палец правой руки вверх, произнёс: «А русский водка карошо!».

   НА ОСНОВЕ ЭТОГО БЫТОВОГО СЮЖЕТА МОЖНО СДЕЛАТЬ НЕСКОЛЬКО ВЫВОДОВ: 

1. Люди всех национальностей всегда стремятся к общению.

2. При общении выясняются разные отношения и понятия даже по поводу чего-либо общего.

3. В диалоге общения проявляются разные культуры и хранящиеся в них идентичности (коды национального характера и поведения, то, что называется традицией).

4. Понимание в диалоге межкультурного обмена возникает на основе компромисса (конвенция).

   С этим примером туристического общения я отвлёкся от заявленной темы. Но быт и бытие всегда во взаимодействии. Первое питает второе. Каждое из заявленных мной понятий – «Россия», «Нация», «Культура» - имеют специфическое, особое содержание, но вместе с тем они связаны исторически, поддерживают друг друга, интегрируются.

   Что такое Россия? Что в ней миф и что реальность? Кто это слово считает родным, родословным? Названия многих стран начинаются с этнонима, с самоназвания племени, народа. Как правило, название народа является именем существительным. Французы и Франция, немцы и Германия, испанцы и Испания, китайцы и Китай… А в начале России была Киевская Русь, народ её назывался – русы, русичи, россы, потом великороссы? Никто не говорит сегодня: я – рус ли росс, а называемся русскими, словом прилагательным.

   Народность русы проживает, кажется, в Западной Украине, в Румынии и Венгрии. Права русов на этих территориях ущемлены. Никто за них не борется, а сами они слабосильны. Мы, русские, тоже о них не заботимся. Сколько этнических то Русских сегодня в мире? С октября 2021 года началась перепись населения в Российской Федерации – так называется по Конституции государство с преобладающей численностью русского населения. Государство – тоже сложное понятие, не тождественное численности населения, этноса (народа). Общая численность русских в РФ, называемых государствообразующим народом, на 2010 год составляла 111 016 896 человек. К базовому показателю 1989 года их численность сократилась на 8,849 млн.чел. Или на 7,38% человек, что почти в 2,4 раза выше темпов снижения общей численности населения. Численность населения Сибирского и Дальневосточного федерального округа снижалась на 12,4% по сравнению с периодом 1989 года.

   За годы Советской власти население СССР приросло на 49 миллионов человек. Если бы не потери в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., то численность населения была бы больше 250 млн.чел. После 1991 года в стране наступил так называемый «русский крест», когда смертность людей стала превышать рождаемость детей. И государство утратило численность населения на 10 млн. человек. После расстрела Верховного Совета РСФСР в 1993 году на Западе в СМИ писали: «Русские опять убивают русских». Кто в то трагическое время был русским?

   Нынешняя демографическая политика пока не исправляет положение в сторону прироста населения. Что происходит с национальным самосознанием народа? Есть ли это сознание? Обратимся к истории Руси, СССР, РСФСР, Российской Федерации. В летописях 862 года есть упоминание о военном походе Руси на Византию. Значит, Русь (!) уже существовала. Когда она возникла? Это не ясно. Считается, что русский народ относится к группе славянских племён, переселявшихся с Дунайских побережий на Восток. Но в европейской науке утверждается мнение, что Древней Руси в истории вообще не было, а славяне – не исторический народ и перспективы не имеет. Так возникла европоцентристкая расовая теория о высших и низших расах, политически воплотившаяся в германском фашизме. Расовую теорию о «не историчности славян» приняли авторы Коммунистического Манифеста К. Маркс и Ф. Энгельс, еврей и немец. Евреи, по их собственному мнению, «богом избранный народ». А немцы, по утверждению их учёных и политических идеологов, чистокровные наследники ариев. Гитлеровцы, отринув христианские идеалы, соединяли арийские языческие культы с политикой ХХ века, оправдывали уничтожение славянства этой расовой теорией. Парадоксально, что иудаизм думал так же о других народах, обособляя себя. Немецкий фашизм ответил на эту избранность ограблением еврейских банкиров и холокостом еврейского народа. Все ли знают, что после поражения в первой мировой войне посрамлённая Германия восстанавливалась с помощью самых крупных евреев-банкиров из США?! А в германской армии были и лица еврейской национальности. Так история пишет трагические сюжеты. И создаёт расовую мифологию.

   Вернёмся в Киевскую Русь. В 862 году, если верить летописям (что не очень надёжно), словене, кривичи, меря и чудь после междуусобиц приняли решение призвать на правление варягов (скандинавов): «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет»; «Да поидете княжить и володеть нами». Так появились правители, варяжские конунги братья Рюрик, Трувор и Синеус. С их поддержкой стали править Киевской Русью Аскольд и Дир, дружинники Рюрика. В 882 году Олег, тоже дружинник Рюрика, свергает Аскольда и Дира и становится Киевским князем. Киевская Русь укрепляется в результате переворота, сопровождается убийствами на протяжении многих лет: брат на брата, сын на отца. Это станет традицией в истории Руси – России. В результате родословной вражды убито 10 князей (по моим подсчётам). Возникает первый европейский миф – норманская теория: всё, что произошло потом в России, якобы привнесено в неё европейцами-скандинавами. Первым, кто опроверг эту европоцентристкую теорию, был «архангельский мужик», академик, художник и писатель Михаил Ломоносов. Он указал на отсутствие в русском языке корневых слов из языков скандинавов. Заимствования в языке - первый признак чуждого влияния или даже порабощения. В США и странах Латинской (!) Америки – четыре главных языка – от европейских поработителей.

   Знаковым событием для Киевской Руси стало поставление первым русским митрополитом священника ИЛАРИОНА. Он создал богословское произведение «Слово о законе и благодати». Это было первое Великое Слово о равноправии Киевской митрополии наряду с Византией, претендовавшей на роль Вселенской Церкви, а все остальные церкви как бы её подопечные, по статусу меньшие. Слово Илариона было первым заявлением о суверенности национального достоинства и бытия. Положительно оценивал он жизнь и дохристианских славян-язычников. Обратим на это внимание. Древнегреческий историк Геродот называл славян «варварами». В этот термин было внесено уничижительное значение. К сожалению, и нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл однажды назвал дохристианских киевских славян варварами, т.е. недоразвитыми людьми. А есть точка зрения и версия, что слово «варвары» Геродот произвёл от боевого восклицания славян «вар-вар», верхом на лошадях, с мечом в руках и голыми до пояса. Об этой версии написал в двух томах «Уроки русского языка» писатель Алексеев.

   Будем считать, что «Слово о законе и благодати» Илариона – это отправная точка национального сознания в начале формирования русского народа. Но православие на Руси после крещения князя Владимира приживалось на протяжении нескольких столетий. Языческие культуры и верования глубоко укоренились в мироощущении славян-русичей и сохранились в традиции до сих пор. В нашем национальном бытии присутствует двоеверие (православие и язычество) и диглоссия (богослужебный, священнический и светский языки). И культура биполярная: сакральная и секулярная, божественно-духовная и граждански светская, с понятиями о благодати и воле, свободе, с идеалами добра и зла, с их вариациями в современной социальной практике. В начале было Слово, и Слово было Бог, и Слово было у Бога. А поэт-футурист В. Маяковский воскликнул: «Слово – полководец человечьей силы». Это уже о мироощущении интеллигенции, о её амбициях на провозглашение истины от себя. Проблема «интеллигенция и народ» тоже вписана в триаду «Россия – Нация – Культура». А Религия просвечивает эти слои, настраивает их на Дорогу к Храму (идея в х/ф Абуладзе «Покаяние»).

   Первая историческая идеология и стратегия нашего национального бытия – это Святая Русь, начавшаяся с Киева. В 1240г. Киевская Русь пала под нашествием монголо-татарской орды. Утрата политической самостоятельности не похоронила православие, но урон нанесла значительный. Князь-изменник Даниил Галицкий отдал княжество под римско-католическое влияние. Возникла Униатская церковь. Она вне московского православия и патриархии. Но образ Святой Руси в условиях налетевшего с Востока ига не погас. Империя Чингис-хана проявила терпение к разным вероисповеданиям. Главным для неё была уплата дани, не исключавшая, конечно, набеги, грабежи, угон людей в плен. Русские князья, как Александр Невский и другие, договаривались с Ордой на «коммерческой основе».

   Может быть польза от ордынцев та, что они разгромили Хазарский каганат с еврейским правлением и капиталом. Вспомним стихи А.С. Пушкина «Как нынче сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Еврейская тема, как застрявшая в теле пуля, постоянно присутствует в бытии Руси, России, СССР и в нынешней РФ. В конце ХIХ века в Российской Империи проживала половина мирового еврейства. Антисемитизма никогда не было в России, но его нагнетают сами евреи революционным терроризмом и современной демократией. Еврейский, очень остроумный поэт Губерман, побывавший в ссылке в Енисейске (сейчас он в Израиле), написал: «Евреев мало, но одного еврея всегда много». Теме «евреи и Россия» посвящён двухтомник А. Солженицына «200 лет вместе». В моей1 личной библиотеке есть книга одного еврейского автора «2000 лет вместе» - в пику автору «Гулага». Евреи обитали в Причерноморье, в Крыму ещё до нашей эры. В Киевской Руси они были, имели общину и отдельный квартал в Киеве. Православие их терпело, но находилось с ними не одно столетие в дискуссии. И так до сих пор.

   Следующая системная идея, укрепляющая государство-царство – это Москва и собирание земель вокруг неё и вместе с ней. Инок Елизарова монастыря у Пскова Филофей предложил князю Московскому Василию Второму формулу «Москва – третий Рим, а четвёртому не бывать». Много труда на воплощение этого замысла положил князь Иван Третий. «Иван Васильич Третий иго рабства раздробил» (В. Брюсов). В летописях впервые встречается именование его как государя. Были ранее князья, теперь Государь, влияющий даже на назначение ханов в Казань. В сильное централизованное государство Москва превратится окончательно при Иване Грозном, сыне Василия Третьего. По сути, в тот период начала формироваться РУССКАЯ НАЦИЯ. Русские люди почувствовали себя единым народом, стягивающим все княжества в один политический узел и притягивающим к себе угро-финские племена, разную чудь. Под чудью именовались разнородные малочисленные этнические группы Поволжья, Урала и Севера. С нашей точки зрения, Нация – это исторически долговременная социально-культурная общность со своим языком и религией, имеющая территорию и внешнюю суверенность, т.е. на её землю врагу запрещено ступать, не позволено захватывать и забирать этнические единицы в плен. Москва, как и «третий Рим», становится самодержавным государственным Центром Православия. Вводится Патриаршество с национальным Владыкой, избранным архиереями и Собором. Идея Соборности превратится в Многосоветие. Забегая вперёд, скажу, что идеологию многосоветия разрабатывал в XVIII веке Тимофей Посошков, заключённый за эти «вины» в тюрьму, в ней и умерший. Так что концепция Советов, наделения властью народа, предложена задолго до революций ХХ века.

   Увы, опричное, централизованное самодержавие Ивана Грозного закончится трагедией, очередным, теперь уже по традиции, потрясением основ не святой Руси, а Московского царского государства. И будут измены, и побегут на Запад, как князь Курбский, предатели – тоже по традиции, потому что убегали на Запад и удельные князья на временном периоде от Киевской Руси до Московского Царства. Удельность князей, бегство – крамола. С ней и боролась самодержавная власть. Её уже можно назвать Российской, а страну Россией.

   Русский народ выгонит самозванцев из Москвы. И у нас, нынешних граждан страны, появится День Национального единства – 4 Ноября через 400 лет после изгнания поляков из Московской России. Изгнанию помогали татары.

   XVII век истории называют «бунташным», ибо много волнующих, тревожных событий было в нём. Но и историческое сознание проснулось и оформилось в народное ополчение, в Совет всей Земли. Народный Совет! Февраль 1613 года – Земский Собор, обсуждение кандидатур на царский престол и вскоре избрание на царский престол в Москве 16-летнего Михаила Романова, сына Филарета, томившегося в польском плену. В июне 1619 года церковный Собор избирает Филарета Патриархом Московским и всея Руси. Патриарх-отец и царь, его сын, правят страной впервые и в полном смысле по-русски. Это момент Истины, время собирания народа и строения его православия и культуры. Напомним сибирякам-красноярцам о том, что в 1619 году основан Енисейский острог, а в 1628 году – Красноярский острог. 

   Русский народ пошёл на Восток, за Урал, в Сибирь и далее. Была Челобитная царю от российских купцов с просьбой об изгнании из страны купцов иностранных, нахальных и бездушных. 1640 год – составление «Росписи сибирским городам и острогам». Основание первого железоделательного завода в Тульско-Каширском районе. Июль 1645 года – смерть царя Михаила Романова. С этого года до 1676 года – царствование его сына Алексея Михайловича. 1648 год – разрабатывается Свод российских законов. 1652 год, 25 июля – избрание митрополита Новгородского Никона патриархом всея Руси. 1662-1663 гг. церковная реформа, пересмотр книг, икон и церковных обрядов на соответствие их греческим образцам.

   Патриарх Никон, этнический мордвин, затеял эту реформу, чтобы укрепить царскую власть, с чем согласился царь Московский Алексей Михайлович. Цель реформы – канонизация религиозных текстов Библии, Ветхого и Нового Завета, чтобы не было разночтений при богослужении в приходах, при общей православной литургии. Вместо древнего двуперстия вводилось троеперстие. Патриарх лично ломал старые иконы, когда встречал их в приходах, не выполнявших его указаний. Административный ресурс действовал стопроцентно и свыше. Реформа вызвала большое брожение в сознании верующих и во всей общественной жизни России. Прекрасные образцы протеста мы видим в работах художников, например, В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» - боярыня, высланная из Москвы за приверженность «старой вере». Знаменитым памятником духовного сопротивления является сочинение «Житие протопопа Аввакума». Он и его соратники сожжены на костре. Возникло старообрядчество, староверие. Они были запрещены царским указом, но не исчезли. Мы с вами знаем, что в глухих местах, на Севере Красноярского края, до сих пор есть староверские поселения. Там староверы рыбачат на современных моторных лодках и покупают по бартеру бензин или солярку у капитанов енисейского речного флота. После 1991 года старообрядчество получило равные права с Московской православной патриархией, но численность верующих невелика. Русский человек не фанатик, не фундаменталист, у него так – годится молиться, годится горшки покрывать. Традиционный богохульник, революционер и консерватор. 

   Вред реформы Никона в основном отразился на культуре. Её назвали «плохой», даже бесовской. Собирали, например, народные инструменты по дворам, вывозили на окраину и сжигали. Ещё одна безумная идея Никона – строительство Нового Иерусалима, как претензия на роль Вселенской Церкви. Проект не завершён. Планы принимаются, но не выполняются. Производительность труда ниже, чем в рациональной Европе. Все реформы, как и сейчас, сомнительные. Народные восстания тоже странные. Их предводители Болотников, Разин, Пугачёв не имели ясных чётких социальных программ. Это воля вольная, но народ ими дорожит и поёт: «Из-за острова на стрежень, на простор речной волны выплывают расписные Стеньки Разина челны». Не Степан, а Стенька – гуляка и разбойник. Будет ещё бунт стрельцов и казнь их на Красной площади. Вспомним опять картину В. Сурикова на эту тему.

   Главный переворот в России совершил Пётр I. Он «прорубил окно в Европу», сбрил боярам бороды, утвердил служебное чиновничество, приблизил к себе слой «политических новиков». Последние слова – это его императорское выражение. При недавних выборах в Государственную Думу РФ прошли в неё члены партии «Новые люди». Неужели тоже «политические новики»? с ними недавно встретился демократический «император» В.В. Путин. Традиция живёт и побеждает.

   Пётр I создал империю! Замечательно, потому что Россия с его победами над шведами и др. стала равной с Европой. Император произнёс великолепные слова: «Думали ли вы, братцы, тридцать лет тому назад, что случится такое?!». Про императора написано много книг, картин, сняты кинофильмы. Он действительно главный, великий реформатор России. Но православная церковь обозвала его антихристом. И все последующие за ним императоры были таковыми.

   Пётр I – политтехнолог в управлении страной, в строительстве кораблей и заводов, в науке и образовании, в целом в культуре на новый европейский лад. Он отобрал у РПЦ пахотные земли, нанёс урон монастырским успешным хозяйствам, в которых работали в поте лица своего приписанные церковные крестьяне. Крестьянство – христианство. Император разорвал эту цепь, убрал патриархию, создал правительственный Синод, подчинил Церковь Государству, но не имел права священнодействовать, как императоры Византии. Он, император, антихрист, сомкнувший в себе власть духовную и светскую. Лицо его, как писал Пушкин, «ужасно и прекрасно». При нём начал расти средний класс – мелкопоместное дворянство, получавшее за службу империи земельные наделы. Эта модель, довольно крепкая, будет существовать 200 лет, до отмены крепостного права в 1861 году. В России расцветёт светская культура, ни в чём не уступающая европейской. Но хлопоты Европы не исчезнут. «Дуньки», побывавшие в Европе, вздёрнули носы, заговорили по-немецки и по-французски, как сейчас по-английски. Но после Петра I во власти было пять дворцовых переворотов, опять убийства, кровь, предательства, казнокрадства.

   Наследница имперских реформ. Продолжившая их матушка-императрица (выражение народное, как и батюшка-царь) Екатерина Великая, немка, предложила России универсальную формулу: «Думать по-европейски, а жить по-русски», одеваться по-иностранному и есть русские щи, нахваливая их. Кто не хвалит, тот враг России. Императрица следила за ними. Но появились масоны. Они подготовят убийство императора Павла I при поддержке убийц сыном убитого, Александром I, увлёкшимся реформами по подсказке масонов и графа Сперанского, ставшего таковым по воле императора. Опять реформы и опять сомнительные по замыслу и исполнению, раскол в умах и в поведении.

   Император Александр I, выигравший войну с французами, въехавший на белом коне в Париж, очаровал парижанок, но сам, очарованный Парижем, превратился потом в Фёдора Кузьмича, в странника, пошедшего по империи, чтобы посмотреть, а что она из себя представляет. Странные реформы, странная жизнь, странная смерть. После него декабристы, по выражению Владимира Ленина, «разбудили Герцена, Герцен разбудил Россию», «спящую красавицу».

   Александр Пушкин, «наше всё» сегодня, воскликнул: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена». Какой восторг! После 1917 года в России запоют публично: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья а затем мы наш, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем». Результат известен.

   В XIX веке «новые люди» (опять новые, после петровских «новиков») будут изображены в романах И.С. Тургенева, русского европейца, и в других произведениях великой литературы того столетия. А писатель-мыслитель В. Розанов считал, что вся литература «железного века» была «ругательной». Лобовой вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» Н. Некрасова. «Кто виноват?» и «Что делать?» спрашивали дети попов, разночинцы-демократы и звали «к топору», организовали террор: убивали императора, великих князей, генерал-губернаторов и премьер-министра Столыпина. А сколько убито рангом пониже?

   Историю России до 1917 года можно охарактеризовать как историю развития самодержавия от князей до императоров, как двойственную, противоречивую Культуру – русско-европейскую, русофильскую и западническую, консервативную и революционно-демократическую. Православие, как религия и церковь, входило в триаду «Православие. Самодержавие. Народность», предложенную министром просвещения графом Уваровым. Православие пережило несколько расколов и ересей: отход от неё униатской церкви, московская патриархия и староверие, дискуссия «стяжателей» и «не стяжателей» (Иосиф Волоцкий и Нил Сорский), ересь «жидовствующих» раскол с интеллигенцией (на примере отлучения Л.Н. Толстого и поведения разночинцев-демократов). Легенда о великом инквизиторе в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского – гениальное наблюдение об оскудении веры и власти антихриста. Канонизированных святых в России были единицы. Русская Библия, переписанная за столетия несколько раз, стала общепринятым текстом только в 1863 году. Выдающиеся богословы, равные греческим и европейским, в России не появились. Церковно-приходского образования не было до начала XIX века. Таким образом, дефицит образованных священнослужителей в России был на протяжении всей её истории.

   В триаде Уварова понятие «народность» было самым тощим по историческому содержанию. Народная Культура, в форме языческих традиций, не поддерживалась ни Властью, ни Церковью. Преобладающее крестьянское население империи было неграмотным. Реформы, связанные с земством, положили начало образовательной деятельности среди «простого народа». Крестьянство имело общинный характер жизни, соблюдало нравственные нормы национального бытия. Художественную красоту народного творчества (фольклор) и высокие образцы морали в народной жизни видели великие писатели XIX века: А. Пушкин, Л. Толстой, Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский и др. А вот коммунист К. Маркс называл крестьянскую жизнь «деревенским идиотизмом». Классовая идеология этого мыслителя зациклилась на «пролетариате», как движущей силе революции. Евреям не свойственна любовь к деревне, к земле в сельском труде. Он тяжёлый и малооплачиваемый. Еврейская ипостась – мелкое городское ремесло, торговля, ростовщичество. На этой основе хотел обособиться политический «национальный Бунд» В.И. Лениным.

   В.И. Ленин, конечно, прав в утверждении «двух культур» в одной национальной культуре дореволюционной России. Особенно заметных в быту аристократов, дворян, помещиков, чиновников, интеллигенции, мещанского сословия, рабочих и крестьян. Но интересно высказывание писателя-дворянина И. Бунина: в России «барин похож на мужика, а мужик на барина». Это надо понимать так, что глубинные коды национальной жизни просматривались во всех социальных слоях. И в этом сила русского национального бытия, его победоносность в трагических испытаниях, выживаемость в труднейших условиях.

   О «народности» в плане народной культуры в России до 1917 года государство и РПЦ не заботились. Но народ жил и творил, отстаивая двоеверие, диглоссию (в языке), образ жизни в быту и фольклорное творчество. М.И. Глинка сказал: «Музыку пишет народ, а мы, композиторы, её аранжируем». «Чистым родником», из которого надо пить, считал народное творчество гений живописи В. Суриков. О роли народных песен в воспитании русских людей убедительно и красиво писал философ Иван Ильин. Можно сказать, что две точки зрения на культуру народа (в традиционном консерватизме) – это тоже мировоззренческий раскол в российской действительности, моральная и творческая противоположности между «верхами» и «низами». Единства между ними не было, но связь была – «и неподкупный голос мой был эхом русского народа» (А.С. Пушкин).

   Девятнадцатый век считается «золотым веком» русской литературы, повлиявшей даже на европейскую литературу. Одновременно с литературой развивались все виды и формы искусства: музыка, живопись и графика, театр, скульптура, архитектура. Развивалось и прикладное искусство: изделия из глины, из дерева, из камня, из других природных материалов. Крестьянская изба, в лучших её образцах, предстаёт как этнографическое произведение. Народные песни (фольклорные) и городские романсы, удалые пляски и хороводы, игрища по календарным праздникам, связанным с земледельческим трудом, - всё это многообразие национальных форм бытия свидетельствует о том, что в России к началу ХХ века сложилась самостоятельная Культура, обеспечившая и становление Восточной Славянской Православной Русской Цивилизации. Первым разработчиком региональных (локальных) цивилизаций был русский учёный второй половины XIX века Н.Я. Данилевский, автор знаменитой книги «Россия и Европа». Его учение было воспринято и продолжено европейскими учёными, вплоть до «Столкновения цивилизаций» Хантингтона (США) в текущем столетии. Государство, Нация, Культура утвердились на 1/6 части суши земного шара. Это единение уверенно называется РОССИЕЙ, оно вошло в сознание Русского Человека.

   Общим достижением того периода является развитие всех систем знания: исторического, философского, естественнонаучного, эстетического, выстраивание концепций национального бытия. Отталкиваясь от учения Н. Данилевского, писатель и оригинальный мыслитель (философ на русский лад) К. Леонтьев большое значение придавал «национально обособленным культурам», считал, что «всё остаётся, но в иных сочетаниях», развитие приводит к «цветущей сложности», а потом «к упрощению» и к угасанию цивилизации. Наилучшей формой воплощения национальной Культуры ему виделась Государственная Федерация.

   Всё, что произошло в России после революции 1917 года, в «разных сочетаниях» (как у К. Леонтьева) вернулось и перевернулось. Государство, Нация, Культура встали в новые отношения. По диалектике «отрицание отрицания», с удержанием позитивного. Разгорелась классовая борьба, потому что диалектический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина предусматривает классовую идеологию и «партийную философию».

Продолжение следует.

Автор Владимир Замышляев