Давайте про эмпатию поговорим? Сейчас как-то особенно видно по соцсетям, какими глупыми кажутся малоэмпатичные люди. Все вот эти товарищи, которые продолжают разводить орхидеи и переживать о не купленных сумках Гуччи.
Как говорится, гвозди бы делать из этих людей, да.
Почти ровно год назад я написала статью «Охота на молодость и страх времени», посвященную делу редакторов студенческого издания DOXA. Даже странно, что уже год прошел – хоть и поменялось так много в нашей жизни, но ткань этого морока и мрака осталась неизменной, только чуть крепче стала. Сейчас этим редакторам грозит по 2 года лишения свободы «за вовлечение несовершеннолетних» в политику. На днях прошло очередное заседание суда по этому делу, на котором одна из редакторов DOXA, Алла Гутникова, выступила с речью. Прочтите небольшой отрывок из нее.
«И вот сейчас момент истины. Час прочитываемости. И я, и мои друзья и подруги не находят себе места от ужаса и боли, но когда я спускаюсь в метро, я не вижу заплаканных лиц. Я не вижу заплаканных лиц. Ни одна из моих любимых книг – ни детская, ни взрослая – не учила безразличию, равнодушию, трусости».
И это действительно большая проблема. Это действительно то, что приводит меня в ужас, когда я передвигаюсь по городу. До речи Аллы я не знала, как сформулировать точно, что именно меня пугает, но теперь могу сказать – это и правда отсутствие заплаканных лиц.
А ведь они должны быть. Ведь это нормально – плакать, когда ты встречаешься лицом к лицу со злом, со страданием и гибелью. Это ведь не может не трогать, не может не печалить, не может давать спокойно спать.
В прошлом году, в феврале, мы с друзьями ходили на акцию с фонариками – кто знает, тот вспомнит. И там, кроме нас, было еще только двое до этого незнакомых нам людей. Мы светили фонариками в небо и зажигали бенгальские огни. А мимо нас из метро шли сотни людей – огромные толпы, вообще никак на нас не реагируя. Тогда это меня расстроило, но это было хоть как-то объяснимо. Но сейчас ведь происходит страшная трагедия, горе приходит в семьи с обеих сторон – как так может быть, что никого это не трогает?
Отсутствие эмпатии в людях – это, конечно, один из признаков глубоко архаичного общества. Общества, в котором у людей нет личных границ – так тесно они вплетены в сознание друг друга, такую плотную коллективную массу они составляют. И так как у людей нет границ, то и почувствовать себя, свои собственные эмоции и боль они не в силах – и, наверное, поэтому не могут почувствовать боль других людей.
А ведь, собственно, эмпатичность – основа личной безопасности в современном мире, сигнальная система, позволяющая незамедлительно реагировать, когда что-то идет не так. И быстро исправлять это, пока не станет слишком поздно, и лягушка не сварится в кипятке полностью. Бесчувственность и отупение ведут к тому, что вы не сможете почувствовать не только боль других, но и свою, и осознать, что потеряли нечто, жизненно важное для вас.
И напоследок – еще один отрывок из речи Аллы Гутниковой.
«Будьте, как дети. Не бойтесь спросить (себя и других), что такое хорошо и что такое плохо. Не бойтесь сказать, что король голый. Не бойтесь закричать, разрыдаться… Свобода – это процесс, в ходе которого вы развиваете привычку быть недоступным для рабства».