Анастасия Таталина, первая российская чемпионка мира в экстремальных дисциплинах лыжного фристайл, написала открытое письмо министру спорта Олегу Матыцину. Очень длинное письмо, в котором Анастасия описала весь ужас и произвол подготовки спортсменов к международным стартам и мзде, которую заставляют платить с призовых. Анастасия Таталина, первая российская чемпионка мира в экстремальных дисциплинах лыжного фристайл, написала открытое письмо министру спорта Олегу Матыцину. Очень длинное письмо, в котором Анастасия описала весь ужас и произвол подготовки спортсменов к международным стартам и мзде, которую заставляют платить с призовых.
Про подготовку:
Начиная с 2016 года, когда я попала в сборную, финансирование наших дисциплин идет по остаточному принципу. С 2018-го в команде нет даже врача. На все выездные мероприятия на всю команду (два парня и две девушки) выдается коробка с медикаментами, в которой преобладает активированный уголь и средства от диареи. А вот кинезиологических тейпов, которые нам необходимы и являются расходным материалом, не всегда хватает даже на одного спортсмена.
Выезжая в Европу, мы с сокомандницей спим в одной кровати. При этом неважно, тренировочный сбор это или даже чемпионат мира.
Были сезоны, когда оборудование, которое выдается со стороны федерации, не приходило своевременно и в достаточном количестве. Например, в предолимпийском сезоне мне выдали горнолыжную маску без сменных линз (которые необходимо менять в зависимости от времени суток и погодных условий), а на юношеском ЧМ-2018 я выступала на сломанных лыжах. Он проводился в августе, а новые были заказаны только на октябрь.
Про деньги:
В моих дисциплинах в мире развито личное спонсорство. Причем компании не только обеспечивают формой и оборудованием, но и финансируют сборы в Европе и Америке. В наших дисциплинах наличие спонсоров в лице мировых брендов — это престиж и признание уровня спортсмена. И даже имеет свое влияние на оценки в судействе.
Летом 2018-го, накануне ОИ в Корее (я на тот момент была несовершеннолетней), под угрозой недопуска в Пхенчхан, мне дали подписать соглашение с федерацией, согласно которому я без письменного согласия президента фристайла Алексея Курашова не имею права заключать контракты на личное спонсорство.
Несколько компаний проявляли ко мне интерес. Но федерация ставила им условие финансировать всю сборную. При таких раскладах они отказывались. Так федерация лишила меня возможности развиваться и прогрессировать на протяжении четырех лет, срок договора закончится только в мае 2022 г.
Лишь в прошлом году, после длительных переговоров и внесенных в договор изменений со стороны Курашова, мне удалось начать сотрудничать с RedBull. В результате которого был организован дополнительный сбор для подготовки к ОИ в Пекине.
Про мзду:
Сразу после награждения на ЧМ-21, и на протяжении трех месяцев, старший тренер сборной Васильев начал требовать от меня перевода денежных средств в федерацию, ссылаясь на негласное правило.
В конфликт пришлось вмешаться моим родителям, где в личном разговоре Васильев еще раз разъяснил действующее правило в федерации: выиграл - отдай 50%. И озвучил, что в его обязанности не входит тренировать и готовить меня к ОИ. И это за семь месяцев до Олимпиады.
После разговора с главным тренером по фристайлу Михаилом Носовым, который не стал разбираться со сложившейся ситуацией, мне для разрешения конфликта было рекомендовано извиниться перед тренерами и в добровольном порядке помочь нуждам федерации.
Конфликт был вынесен на уровень с руководством федерации фристайла, в лице президента Алексея Курашова, главного тренера Михаила Носова, тренеров сборной Никиты Васильева и Даниила Калачева, по итогам которого мне был объявлен бойкот. Как подтверждение — намеренный срыв моей предолимпийской подготовки. Со мной прекратили всякое общение, на официальном сайте федерации и в социальных сетях, начиная с 2021 года, обо мне нет ни одного упоминания. Даже ни одной фотографии. Как будто меня не существует. Дошло до того, что, находясь на сборе, команда фотографировалась без меня. Никакой поддержки со стороны федерации ни до, ни после Олимпиады не было и нет.
Про подготовку к Олимпиаде:
На Кубке мира в Австрии я заняла 17-е место. Хотя рассчитывала на тройку. Причиной низких баллов, как оказалось, стало невыполнение трюка на обязательной фигуре. Все критерии судейства о прохождении трассы, оглашаются на митинге команд перед началом соревнований, на котором присутствуют только тренеры. Но замечаний со стороны тренеров по моей программе в течении двух официальных тренировочных дней не было. Получается, зная все, они умышленно сорвали мое выступление, лишив медали не только меня, но и страну. Не неся вообще никакой ответственности. Наоборот — обвинили меня в незнании правил.
В ноябре, из-за проблем с визами, мы не смогли поехать на Кубки Мира в Америку. Нас просто отправили домой, не организовав альтернативной подготовки. А это олимпийский сезон! В декабре, в то время, когда соперники тренировались в лучших парках Европы, мы провели 11 тренировочных дней в Финляндии, но погодные условия в это время (там было -30 градусов), отсутствие трассы и воздушной подушки, делало тренировочный процесс крайне неэффективным.
Наконец, последний тренировочный сбор перед Олимпиадой: было девять тренировочных дней на воздушной подушке, и ни одной тренировки на снежном трамплине!
Резюмируя мою предолимпийскую подготовку в составе сборной России:
— 27 дней полноценных тренировочных дней на снежном трамплине
— 26 дней на воздушной подушке.
Перерыв, между сборами составлял от двух недель до месяца. Для сравнения, у моих соперниц было по 80 тренировочных дней на снегу и 80-90 на воздушной подушке. Подготовку они начали уже в мае, а с июля тренировались непрерывно, чередуя воздушную подушку со снежным трамплином. Я же, на момент начала выступления на Олимпийских играх, свою программу на снежном трамплине делала последний раз… в ноябре. За 2,5 месяца до выхода на главный старт четырехлетия.
Всё прекрасно помнят, как Анастасия прыгнула в финале такой прыжок, который не выполняла ещё ни одна девушка в этой дисциплине, но её все равно засудили и дали только четвёртое место. Если спортивных чиновников не призовут к ответу за все это, то, скорее всего, Анастасии не дадут больше нигде себя проявить и она захочет сменить гражданство. Вот так можно просто уничтожить карьеру спортсмена, который принёс своей стране столько наград и достижений.