Найти тему

Информационная система: цели (KPI) и соcтав, распространенные заблуждения и реальность (часть 1)

Оглавление

Давайте для начала определимся с терминологией и ответим на вопросы: что такое «Информационная система», каковы ее цели, из чего она состоит и как ей управлять - попытаемся описать объект анализа.

Основные цели Информационной системы следующие:

  1. Повышение производительности труда, выраженное в снижении трудоемкости операций и сокращении сроков протекания бизнес-процессов: считывание штрих кодов, формирование отгрузочных документов, учет операций (первичных документов и формирование отчетов), электронный документооборот с Контрагентами.
  2. Снижение ошибок (умышленных и случайных) в протекании бизнес-процессов: автоматизированный процесс согласования договора, автоматическое заполнение документа на основании документа-источника, проверка данных на корректность заполнения.
  3. Защита информации от не санкционированного доступа: настройка интерфейса пользователя и его прав.
  4. Обеспечение хранения и архивации информации
  5. Выполнение требований контролирующих органов: электронный документооборот с ФНС

Теперь ответим на важный вопрос - из чего состоит Информационная система?

Информационная система состоит из следующий подсистем:

  • Информация, внесенная в ИС
  • Оборудование, включая инфраструктурное
  • Программное обеспечение, наполняющее оборудование «интеллектом»
  • Сотрудники ИТ подразделений (менеджеры, бизнес-аналитики, программисты, тестировщики, системные инженеры), обеспечивающие поддержание и развитие ИС

Это только один из вариантов "нарезки" системы. Иногда для целей анализа лучше разбивать на следующие подсистемы:

  • автоматизация операционной деятельности
  • автоматизация управленческих процессов
  • автоматизация учетных процессов

Это не полный перечень вариантов, но для целей данного описания достаточно этих двух.

Любая организационная система, включая Информационные системы – должна управляться.

Мы должны планировать ее деятельность, организовывать исполнение этих планов, контролировать результаты деятельности ИС и мотивировать сотрудников, входящих в нее (это "самый обычный» управленческий цикл).

Основной принцип управления: «то что не измеримо, то не управляемо», то мы должны научится измерять и управлять Результативностью и Эффективностью ИС. Тема разработки KPI для ИС будет раскрыта в отдельной статье. Здесь же мы ограничимся тем, что результативность и эффективность Информационной системы измеряется через набор показателей (KPI), отражающих:

  • степень (уровень) автоматизации, который выражается в полноте охвата наиболее важных Бизнес-процессов и рабочих мест
  • качество автоматизации, которое выражается в повышении производительности труда, сокращении сроков получения результата, бесперебойности работы и снижении количества ошибок в бизнес-процессах, снижении рисков не санкционированного доступа к информации, обеспечение качественной ее сохранности
  • Эффективность автоматизации: соотношение объема сэкономленных ресурсов от применения Информационной системы к потраченным на ее внедрение и поддержание ресурсам

Если мы хотим управлять Информационной системой, то мы должны научится измерять Результативность и Эффективность данной системы на всех этапах управленческого цикла.

Все управленческие решения относительно Информационной системы должны рассматриваться через призму Результативности и Эффективности

Теперь после краткого, но надеюсь емкого описания Информационной системы, давайте перейдем к обсуждению основных заблуждений, связанных с ними.

В границах данной статьи будут обсуждены следующие «мифы»:

1. Относительно программного обеспечения и автоматизируемых бизнес процессов

  • Предположение, что программа ("коробочная версия») привнесет идеальные бизнес процессы и решит все проблемы компании
  • Информационная система - это инструмент рядовых пользователей. Руководителям высшего и среднего уровня она не нужна
  • Наш труд (Пользователей) настолько творческий, что его не только автоматизировать, а даже и системно описать не возможно (распространенное мнение среди, например, маркетологов)
  • Наши Бизнес процессы типовые и все работают так же как мы, следовательно автоматизация не должна быть сложной и трудоемкой

2. Относительно ИТ службы

  • Нам просто не хватает "толкового" программиста, который сам поймет, что нам надо и решит все наши проблемы
  • Управлять (планировать, контролировать, мотивировать) программистами, бизнес-аналитиками, системными администраторами не возможно - это же «творческие ребята».
  • Программисты у всех внешних подрядчиков одинаковые, просто уровень "жадности" разный
  • Наличие сертификата 1С гарантирует, что данный программист хороший и справится с любой задачей

3. Относительно управления проектом по внедрению Информационной Системы

  • Процесс внедрения ИС бесконечен, а определить стоимость проекта не возможно
  • Можно определить стоимость проекта с приемлемой точностью без проведения диагностики (только на основании опыта прошлых проектов)
  • Пользователи могут сами сформировать Технические Требования и Техническое Задание на автоматизацию
  • Разработка проектной документации пустая трата времени и ресурсов. Хороший программист и так знает, что делать
  • Процесс внедрения? Это же все очень просто. Пришли программисты установили программу, дали нам пароли. И все!
  • Система должна быть интуитивно понятна, а инструкции пишутся для того чтобы "вытянуть больше денег" из Заказчика
  • Существуют "волшебные" стратегии внедрения Информационных Систем, например, AGILE. И если мы их применим, то нас ждет успех

Теперь разберем подробней каждый пункт.

(продолжение статьи)