ВЗГЛЯД ЛЕГЕНДАРНОГО ФОТОГРАФА ВАЛЕРИЯ ПЛОТНИКОВА
Окончание. Начало ЗДЕСЬ
Рустама мало было назвать дотошным. Обладая фантастическим воображением, он пытался максимально приблизить к нему действительность. Хамдамовское "не от мира сего" обернулось прискорбным фактом: многие его фильмы либо остались недоснятыми, либо просто не вышли на экран. Как в случае с картиной "Анна Карамазофф". В ней Рустам смонтировал куски хроники, придумав драматургический ход, чтобы вставить в ленту фрагменты недоснятых "Нечаянных радостей" с участием Елены Соловей и Наташи Лебле.
Утверждают, что в Каннах по этому поводу разгорелся настоящий скандал. Когда Жанна Моро, исполнительница заглавной роли, вдруг увидела фильм целиком, для нее было полнейшей неожиданностью обнаружить, что благодаря эффектным вставкам с Леной и Наташей она оттеснилась куда-то на третий план. В результате Жанна Моро исключительно по-женски повздорила с Рустамом.
Однако причина невыхода картины в другом. Собственником "Анны Карамазофф" был продюсер, нашедший деньги на фильм. Продюсера не устроил ряд эпизодов -- он точно знал, что ему нужно, чтобы картина имела прокатный успех. Рустам не счел возможным пойти на уступки. И вот несколько лет Хамдамов безнадежно ищет человека, который даст ему деньги выкупить права на картину. Думаю, это почти нереально -- мало энтузиастов вернуть сумму от проката в течение последующих 30 лет, как это происходит, например, с фильмами Тарковского или Антониони.
А недавно я встречаю Рустама, снимающего новый фильм с участием Ренаты Литвиновой. И он восклицает: "Как жаль, не дозвонился до тебя: ты бы пришел, поснимался у нас". Оказывается, новый фильм Хамдамов задумал сделать как поток сознания с участием друзей и знакомых. Съемка длится уже несколько лет...
В биографии Лены Соловей за это время произошло множество извивов.
Много лет спустя после нашего знакомства я попал на съемки фильма по Островскому к Евгению Матвееву, где Лена Соловей играла (о, ужас!) мать взрослой дочери. А потом неожиданно встретил ее в роли бабушки маленького внука. К тому времени у нее было уже двое собственных детей. Лена -- москвичка -- переехала к мужу в Петербург. Муж, Юра Пугач, мой товарищ по художественному институту, был незаурядным художником кино на "Ленфильме". Его эскизы к съемкам обладали самоценностью подлинных произведений.
Когда они уезжали из страны, Лена не обольщалась. Она понимала, что с актерской карьерой придется практически покончить. Не искала она и шанса разбогатеть, ехала из-за детей во время поднявшейся волны антисемитизма в России. Не хотела испытывать судьбу. Их семья до сих пор живет в Нью-Джерси. Юра благодаря своей работоспособности и таланту легко нашел себе место. Лена иногда играет в антрепризе Журбина с периодичностью 5--6 спектаклей за год -- исключительно для русскоязычной публики. Кстати, Журбин считался когда-то у нас успешным композитором, сейчас же по большей части живет в Нью-Йорке и музицирует в русской чайной Ромы Каплана...
Я с грустью наблюдал, как Лена теряла хрупкость и ангелоподобность, как неизбежно менялся ее экранный образ.
Когда я увидел ее в Америке, от прежней Леночки не осталось и следа. С этим ничего нельзя поделать, остается только сожалеть -- русский кинематограф утратил одну из самых прелестных звезд.
Понравилось? Подпишись на наш канал!
Записала Наталья Шелюхаева, Москва, специально для "Лилит" (с)