Найти тему
Театр на Трубной

Мифы Дома на Трубе. История вторая: "Злачное место"

Район Неглинки и Трубной площади далеко не всегда был респектабельным. В двух шагах от Дома на Трубе находилась улица Грачевка или Драчевка, как ее иногда называли (ныне – Трубная улица).

Трубная площадь
Трубная площадь

Название «Драчевка» обязано своим происхождением жившим здесь некогда «драчам» - мастеровым, дравшим, то есть очищавшим зерно. Здесь располагались публичные дома с красными фонарями, нелегальные игорные дома, притоны. Известный художник Василий Перов в документальном рассказе «На натуре (Фанни под номером 30)» описал одну из обитательниц публичного дома на Грачевке.

Художник Василий Перов
Художник Василий Перов

Рассказ начинается с финала:

«В 1867-м году я писал картину под названием «Утопленница». Мне понадобилось написать этюд с мертвого молодого женского лица… На другой день я был в больнице… Это был труп молодой исхудалой женщины. Длинная коса ее раскинулась по песку, грудь обнажилась, рубашка завернулась выше колен. Я взглянул на нее и чуть не вскрикнул от изумления: «Боже мой, да это Фанни!..»

Перов. "Утопленница"
Перов. "Утопленница"

Труп Фанни лежал, уже убранный цветами и покрытый белым кисейным саваном. На груди ее, у связанных какой-то тесемкой рук, вместо образа, лежал жестяной ярлык с № 30».

Затем следует флешбэк – художник вспоминает, как несколько лет назад его учителю по живописи Егору Васильеву предложили расписать алтарь. Для изображения Богоматери нужна была натурщица. В России в 60-е годы XIX века в отличие от Европы профессии натурщицы, не существовало. Сословное патриархальное общество никак не предполагало подобной свободы нравов. Поэтому Васильев вместе с Перовым отправились искать свою модель … в публичный дом на Грачевке. Выбор остановили на Фанни. Васильев и Перов регулярно приходили в публичный дом, где учитель делал наброски, а ученик набирался опыта. Во время работы – беседовали.

«Говоря о том о сем, Фанни между прочим спросила:

– Скажите, пожалуйста, Егор Яковлевич, кого же вы с меня-то делаете?

Егор Яковлевич с добродушной улыбкой отвечал:

– С вас-то-с?… А вот… с вас-то именно я и изображаю божию матерь-с…

Публичный дом, конец XIX века
Публичный дом, конец XIX века

При этих словах Фанни как будто превратилась в мраморную статую страха. Глаза ее точно хотели выкатиться из орбит, рот открылся, и она смотрела в упор на Егора Яковлевича, близко придвинув к нему помертвелое свое лицо. Несколько секунд длилась эта безмолвная сцена. Наконец, Фанни хрипло, точно с трудом выпуская звук за звуком, почти шепотом заговорила:

– С меня… С меня… матерь… божию!!!.. Да вы с ума сошли, что ли?!..Ведь вы знаете, откуда вы меня взяли… И с меня, погибшей, презренной и развратной женщины, которой нет спасения!.. И с меня изображать лик пречистой девы Марии… ма-те-ри… божией!!.. Нет! Это невозможно!.. Ведь это безумно!!.. О! Я проклятая… проклятая!!!.. – простонала тоскливо Фанни, как лопнувшая, не в меру натянутая струна, и…повернувшись, как исступленная, быстро выбежала из комнаты.»

Больше Фанни не позировала. Прошли годы, и Василий Перов обнаружил несчастную девушку, умершую от чахотки, в морге.

Как удивительно распорядилась судьба: хоть и после смерти, но ей все-таки выпала судьба стать моделью для художника. Свою знаменитую «Утопленницу» Перов написал с Фанни под номером 30…

Вообще совпадений, связанных с Домом на Трубе - множество. К примеру, именно Василий Перов написал один из самых известных портретов Федора Михайловича Достоевского, который здесь, в ресторане «Эрмитаж» впервые произнес свою знаменитую речь о Пушкине. Да и сам образ Фанни – буквально сошел со страниц романов Достоевского!

Достоевский Ф.М.
Достоевский Ф.М.

Дом на Трубной издавна был местом, где люди развлекались и отдыхали. Во дворе находились Торговые бани. Или еще по-другому - Пеговы бани, по имени владельца дома купца Якова Пегова. Того самого, который вместе с Люсьеном Оливье создал здесь гостиницу и ресторан. Вход в них шел с Неглинной улицы, через двор. На стене у входа в гостиницу «Эрмитаж» - со стороны Петровского бульвара - красовалась вывеска: «Нумера приезжим не сдаются». «Нумера» сдавались на время…

И вот еще одно совпадение: первая квартира Антона Павловича Чехова после переезда его семьи из Таганрога в Москву, находилась именно на Грачевке. А сам писатель нередко захаживал в ресторан и гостиницу «Эрмитаж» и, как можно предположить по его письмам, пользовался «нумерами» этой гостиницы.

Но это уже другая история...

#трубная #достоевский #перов #эрмитаж #трубная площадь #театр #реальная история #оливье #школа современной пьесы