Найти тему
Михаил Астапенко

"Искусно владел и саблей, и пером" (Донской казак Иван Иванович Краснов).

В донском казачьем роду Красновых было несколько известных представителей, добывших себе славу не только на полях сражений за Тихий Дон и Матушку-Россию, но и на литературно-историческом поприще.

Одним из таких личностей являлся генерал-лейтенант Иван Иванович Краснов. Он родился на Дону в 1800 году (по другим данным в 1802 году), сделал блестящую военную карьеру, дослужился до чина генерал-лейтенанта. Детские годы И.И.Краснов провел в слободе Краснополье, в имении своего деда генерал-майора Ивана Казмича Краснова, погибшего накануне Бородинского сражения в конце августа 1812 года. Его отец Иван Иванович Краснов, отличившийся в войнах с турками и поляками, в частности, в штурме Измаила и Варшавы, вышел в отставку в чине майора и занимался хозяйством в имении погибшего отца и образованием сына Ивана.

Получив основательное домашнее образование, Иван Иванович Краснов был затем определен отцом в пансион Харьковского университета, где увлекся литературой, историей и иностранными языками.

Военную службу И.И.Краснов начал в 1817 году в Лейб-гвардии казачьем полку, стоявшем в Петербурге, в чине урядника. В январе следующего года Краснов был произведен в корнеты, и радость от производства в офицеры была безмерной. В 1821 года И.И.Краснов получил назначение на должность адъютанта к знаменитому герою Отечественной войны 1812 года генерал-адъютанту, графу В.В.Орлову-Денисову, который командовал в то время 2-м кавалерийским корпусом, и хорошо знавший его отца и деда. (Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 341, оп. 1, д. 1, л. 309). В ноябре 1825 года, когда в Таганроге умер Александр Первый, гроб с его телом при лейб-казачьем карауле повезли на санях в Петербург. Командиром кортежа был Орлов-Денисов, а Краснов вместе с ним участвовал в доставке гроба в столицу и в церемонии погребения. (Королев В. Н. Старые Вешки. С. 212.).

В 1826 году Иван Иванович возвратился на фронт, и в рядах Лейб-казачьего полка принимал участие в русско-турецкой войне 1828-1829 годов и польской кампании 1831 года. Будучи уже ротмистром и командиром 4-го льготного эскадрона, он привел в 1828 г. свое подразделение с Дона под город Варну. Весной и летом этого года его эскадрон состоял при императорской главной квартире и охранял ставку Николая I. Краснов участвовал в боях с турками и особенно отличился 14 июля в деле близ села Мадирда. В 1831 году уже полковником он командовал 5-м эскадроном и двумя эскадронами полка. (Королев В. Н. Старые Вешки. С. 212. ). Как написано в одной из его биографий, «блистательное мужество Ивана Ивановича в делах этих кампаний было засвидетельствовано пожалованием ему орденов Святого Владимира 4 степени. Святой Анны 2 степени и золотой сабли с надписью «за храбрость». (4 Богаевский Л. В. Краснов Иван Иванович // Донцы XIX века. С. 211.).

В январе 1838 года И.И.Краснов получил генерал-майорский чин и был избран помощником донского наказного атамана по гражданской части. В среде донского дворянства он в короткий срок организовал сбор 100 тысяч рублей на устройстве в Новочеркасске военного училища. Однако, училище не было основано, и на эти деньги были образованы войсковые стипендии для донских казаков в Полтавском и Воронежском кадетских корпусах. (Богаевский Л. В. Краснов Иван Иванович // Донцы XIX века. С. 211.).

Затем И.И.Краснов снова вернулся на военную службу, и с 1841 году в ранге походного атамана донских казаков сражался с горцами на Кавказе. Иван Иванович впоследствии писал, что при нем на Кавказе «полки Краснова 2-го и Богаевского, занимавшие вместе с генерал-лейтенантом Зассом новую Лабинскую линию, и полк Сычева, находившийся под начальством генерала Фрейтага при устройстве укрепления Куринского, служили отлично и не раз давали славные уроки черкесам и чеченцам, когда они осмеливались беспокоить их отряд». (Королев В. Н. Указ. соч. С. 212.).

В апреле 1843 года Иван Иванович был назначен командиром Лейб-гвардии Казачьего полка и командовал им около пяти с половиной лет, причем одно время исполнял обязанности командира 1-й гвардейской кавалерийской дивизии, часто бывал при дворе, многократно встречался с царем. Должность командира Лейб-казачьего полка была одной из самых значительных для казака. Полк при Краснове представлял собой великолепную часть и не раз отличался на смотрах и учениях. (Королев В. Н. Указ. соч. С. 213.). За это время он получил награды: в 1844 году орден Станислава I степени, в 1847-м орден Святой Анны I степени и Святого Георгия 4 степени за 25 лет службы в офицерских чинах. (Богаевский Л. В. Указ. соч. С. 212).

Осенью 1853 года сильная коалиция государств в составе Англии, Франции, Турции и Сардинии объявила России войну, стремясь отторгнуть от нее побережья Черного и Балтийского морей, захватить Крым и Кавказ. Верное патриотическому долгу защиты Родины донское казачество выставило на поля сражений этой войны 83 полка и 14 артиллерийских батарей. Боевые действия, в основном, развернулись на Дунайском и Кавказском фронтах.

В 1854 году война пришла и на донскую землю. Несмотря на то, что Керченский пролив был загражден затопленными русскими судами, а по берегам его, в Еникале и Чушке, стояли артиллерийские батареи, англо-французские суда сумели прорваться в Азовское море. Особое место в планах неприятеля занимал Таганрог – один из крупнейших российских портов. Здесь, а также в соседнем Ростове-на-Дону, были сосредоточены огромные запасы продовольствия, боеприпасов и снаряжения, которыми снабжалась русская армия, сражавшаяся с неприятелем в Крыму.

Войска, которые должны были защищать Таганрог и Азовское побережье, возглавил Иван Иванович Краснов, получивший чин генерал-лейтенанта. Оборону по побережью занимали немногочисленные казачьи полки: от Чонгарского моста до реки Миус – полки Зарубина № 62, Кострюкова № 66 и Краснянского № 68. В городе Мариуполе находилось 2 казачьи сотни, в Таганроге – гарнизонный полубатальон и жандармская команда, в Ростове-на-Дону – особый отряд генерал-майора Краснова. (Наш край: документы по истории Донской области. Ростиздат, 1963. С. 124). Как всегда, не хватало оружия и боеприпасов. «Народ пылает духом беспредельного усердия и мужества, в случае надобности готов заменить свою пику на пехотное ружье и штык, но у нас нет оружия и артиллерии», - сообщал военному министру наказной атаман генерал Михаил Хомутов. (Наш край: документы по истории Донской области. Ростиздат, 1963. С. 124).

21 мая 1855 года корабли англо-французской флотилии, состоявшей из 18 больших пароходов, 20 винтовых канонерок и 50 мелких судов показались на рейде города Таганрога, не имевшего ни сильного гарнизона, ни мощных пушек, ни укреплений. Противник, знавший это, считал, что захватит город без особого труда. С целью захвата города без боя в Таганрог на шлюпке прибыл английский парламентер, предлагая сдать город без сопротивления. В ответ на это предложение командование Таганрога решительно ответило, что «военная честь запрещает уступить без боя город». (Наш край: документы по истории Донской области. Ростиздат, 1963. С. 125). Тогда захватчики подвергли Таганрог варварскому обстрелу и сделали несколько попыток высадить десант. В результате обстрела полностью сожжено 19 казенных зданий и частных домов, 77 магазинов и лавок, частично повреждено 4 церкви, 4 казенных здания и 52 частных дома. (Наш край: документы по истории Донской области. Ростиздат, 1963. С. 125).

После того, как орудия умолкли, к городу устремились многочисленные шлюпки с десантом. Вскоре на берегу развернулось сражение. После ожесточенной схватки казакам 68-го Донского полка удалось мощной атакой обратить врага в бегство. Однако, сильная группа англичан и французов стремительно продвигалась в районе мыса, стремясь закрепиться на возвышенности около Константиновской церкви. Оборонявшаяся здесь рота таганрогского гарнизонного полубатальона во главе с полковником Македонским встретила неприятеля прицельным огнем, вызвав в его рядах замешательство. Потом рота перешла в контратаку и в результате короткой рукопашной схватки сбросила англичан и французов в море. В своем рапорте о ходе сражения Иван Иванович отметил, что при обороне Таганрога особо отличились казаки Ефим Спирин, Емельян Суворов, Ефим Попов, солдаты и жители Таганрога Калашников, Борисов, Ладыгин, Герасимов и другие. Касаясь действий самого Ивана Ивановича в этом бою, начальник штаба Войска Донского в своем рапорте главнокомандующему русской армии в Крыму писал: «…Командующий в Таганроге походный атаман генерал-лейтенант Краснов встретил этот десант местным гарнизонным полубатальоном и милицией и опрокинул его до канонерских лодок». (Наш край… С. 128-129). Из показаний пленных офицеров Краснов узнал, что «их правительство приказало истребить все города и деревни по берегам Азовского моря». (Наш край… С. 135).

Понеся значительные потери и поняв тщетность десантных попыток взять Таганрог, англичане и французы развели пары на судах и покинули таганрогский рейд. Краснову снова пришлось вступить в борьбу с неприятелем в начале июля этого же, 1855 года. Подойдя к Таганрогу, англичане и французы открыли по беззащитному городу мощный артиллерийский огонь, в котором гибли люди и строения. Так продолжалось до 24 июля, когда под прикрытием пушечного огня враг предпринял попытку высадить десант. В своем рапорте главнокомандующему генерал-адъютанта Горчакову Краснов сообщал об обстреле 24 июля 1855 года так: «3 парохода с 20 судами разного размера в час дня подошли к городу и около Воронцовской пристани остановились в боевом порядке; в 6 часов вечера с трех пароходов и трех баркасов началась стрельба; неприятель выпустил более 300 выстрелов ядрами, бомбами и картечными снарядами. Меньшие суда, приблизясь к берегу, производили беспрерывную пальбу из штуцеров. Артиллерия наша не могла отвечать неприятелю, потому что недальность выстрелов ее, в сравнении с морскими орудиями, могла подвергать ее только бесполезной трате людей». (Наш край… С. 135).

Высадить десант неприятелю не удалось, т. к. в распоряжении Краснова на сей раз находились достаточные силы. Усилиями казаков 70, 74 и 76 Донских полков, 2-й Донской батареи, а также стараниями 800 матросов враг был отброшен от города.

12 июля 1855 года, ведя разведку гирл Дона, английская паровая лодка «Джаспер» села на мель. Донские казаки, посланные на шлюпках Красновым, атаковали лодку и захватили ее. Английский экипаж с трудом спасся от плена, пересев на подошедший им на помощь корвет.

Третью попытку захватить Таганрог И.И.Краснову пришлось отражать в середине августа 1855 года. Полагая, что в городе нет дальнобойных орудий, как это было в прошлые их пиратские набеги, французы и англичане, приблизившись к Таганрогу, открыли пушечный огонь. Каково же было их изумление, когда артиллеристы Краснова ответили дружными и точными залпами своих пушек. Ошеломленный неприятель даже не сделал попытки высадить десант и навсегда покинул артиллерийский рейд. «В плохо укрепленном Таганроге мы встретили неожиданное и отчаянное сопротивление русских. Сюда как бы долетал дух упорства, владевший защитниками Севастополя. Стойкость русских поражала», - писал одни из английских офицеров. (Наш край… С. 125).

Отстояв Таганрог и побережье Азовского моря, Краснов и его войска не дали врагу возможности прорваться в низовье Дона и овладеть Ростовом. Этим самым были сохранены важные коммуникации, по которым снабжалась Крымская армия. За умелое руководство войсками и личное мужество И.И.Краснов был награжден орденом Святого Владимира 2 степени и назначен на должность походного атамана донских казачьих полков, находившихся в Крымской армии. Позже он описал эти события в своем очерке «Оборона Таганрога и берегов Азовского моря в период Крымской войны».

Позже, когда в ноябре 1856 года Таганрогу вручалась высочайшая грамота «за победу над неприятелем», Ивану Ивановичу была оказана честь командовать парадом войск, специально собранных по этому поводу в Таганроге. (Наш край… С. 138).

После окончания Крымской войны Иван Иванович был назначен окружным генералом 4-го военного округа Войска Донского. Среди наград И.И.Краснова, полученных им за боевые заслуги, известны: ордена Святого Георгия 4 степени, Святого Станислава 1 степени, Святой Анны 1 степени, орден Белого Орла и некоторые другие. Его биограф, характеризуя заслуги Ивана Ивановича, писал: «Одинаково искусно владея и саблею, и пером, будучи храбрым вождем и искусным администратором, Иван Иванович был вместе с тем гуманнейшим и образованнейшим человеком». (Богаевский Л. В. Краснов Иван Иванович. С. 214).

Иван Иванович Краснов умер солнечным днем 17 апреля 1871 года в своем имении в Хоперском округе Области Войска Донского и был там же похоронен. Его дела продолжил его сын Николай Иванович Краснов, дослужившийся до чина генерал-лейтенанта и ставший известным на Дону и в России историком и публицистом.

Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.

Евгений Астапенко, кандидат исторических наук.