Пропавшие экспедиции
В погоне за мечтой
Этот отважный путешественник так и не сделал за свою жизнь ни одного крупного открытия.Полковник Перси Фосетт пропал без вести, ведя поиски затерянных городов древних цивилизаций Южной Америки. Но его имя навсегда стало символом беззаветного служения идее и несгибаемой решимости в достижении своих целей.
Стать путешественником и первопроходцем англичанину Персивалю Харрисону Фосетту было написано на роду — ведь он родился в семье члена Королевского географического общества Эдварда Б. Фоссета. Но для начала, как и полагалось добропорядочному англичанину конца XIX века, он избрал путь военной службы. Получив звание артиллерийского офицера, Перси Фосетт в 1886 году начал нести службу на Цейлоне. Здесь он провел почти 20 лет и за это время стал настоящим знатоком местных древностей и памятников. Затем последовала кратковременная работа на британскую разведку в Северной Африке, где Фосетт заодно получил специальность топографа. Именно эти навыки и дали ему возможность отправиться в Южную Америку. В путешествие, навсегда изменившее его жизнь.
Покоритель сельвы
В 1906 году правительство Боливии обратилось к Королевскому географическому обществу с просьбой помочь в установлении точных границ с соседними странами — Бразилией и Перу. Для выполнения этой миссии и был направлен в Южную Америку тогда еще майор Перси Фосетт. К тому времени он уже успел завоевать репутацию, во-первых, отличного специалиста, а во-вторых — отважного человека, не боящегося никаких трудностей.
В течение 15 месяцев английский офицер вместе с командой помощников исследовал полную опасностей южноамериканскую сельву. Его похождения моментально обросли легендами — да такими, что сейчас уже трудно отличить, где правда, а где вымысел. Например, схватка с гигантской анакондой, из которой Фосетт вышел победителем. Или история о том, как экспедиция погибала от голода, и всех спас меткий выстрел английского офицера — он единственный сохранил достаточно сил, чтобы твердо держать ружье. Подстреленный олень помог продержаться, но все равно из шести индейцев, сопровождавших Фосетта в первой экспедиции, пятеро вскоре умерли от перенесенных лишений. Зато задание боливийского правительства было блестяще исполнено — граница была определена со всей точностью. Благодаря этому плантации ценных каучуковых деревьев (главное сокровище сельвы) были мирно поделены между тремя странами.
Фосетт ненадолго покинул Южную Америку, но в 1908 году вернулся, чтобы продолжить покорение опасной и непредсказуемой сельвы. Он составлял карты неисследованных территорий, определял истоки рек и продолжал удивлять всех своей энергией и несгибаемым характером. Его приключения были настолько выдающимися, что так и просились на страницы приключенческого романа. И они туда попали! Во время пребывания в Англии Перси Фосетт общался с известными писателями — Генри Райдером Хаггардом (автором романа «Копи царя Соломона») и великим Артуром Конан Дойлом. Именно из рассказов отважного путешественника последний позаимствовал немало деталей для своего романа «Затерянный мир».
в 1914 году Фосетт снова покинул Южную Америку. Его ждала действительная военная служба на полях Первой мировой. Пройдя все тяготы войны и проявив все те же волевые качества. Фосетт получил звание подполковника. Правда, чаще его называли «полковник Фосетт» - это стало своеобразным прозвищем. К 1920 году его помыслы вновь обратились к Южной Америке.
Роковая рукопись
Идеей, преследовавшей Фосетта, была вера в то, что где-то глубоко в сельве скрыты затерянные города. Он был уверен в том, что эти города возведены не инками, а другой, гораздо более высокоразвитой цивилизацией. Происхождение этих таинственных строителей он напрямую связывал с легендарной Атлантидой. Фосетт внимательно изучал местный фольклор и обратил внимание на многочисленные легенды о «белых индейцах», которые якобы живут в глубине лесов. Считалось, что у них рыжие волосы и голубые глаза, а откуда они взялись — неизвестно.
Главным источником вдохновения для полковника Фосетта стала «Рукопись 512» — манускрипт, написанный в 1753 году на португальском языке, в котором рассказывалась история экспедиции, открывшей «мертвый город», не похожий ни на что виденное ранее в Южной Америке. Описания двухэтажных зданий с портиками и барельефами удивляли и наводили на мысль скорее о древнегреческих руинах, нежели о развалинах инкских поселений.
Фосетт свято верил в истинность рассказанной в «Рукописи 512» истории. Однако главной целью своих поисков он считал не город, описанный португальцами, а некий «город Z», который должен был находиться в самом центре Бразилии, на территории современного штата Мату-Гросу. Откуда Фосетт узнал о «городе Z» и как установил его предположительное местонахождение — до сих пор неизвестно. Возможно, у него имелись еще какие-то старые документы. Кроме того, Генри Хаггард в свое время подарил полковнику статуэтку из черного базальта. Фосетта не удовлетворили результаты исследований статуэтки, проведенные специалистами Британского музея, и он был уверен, что этот артефакт напрямую связан с погибшей Атлантидой. В 1921 году он предпринял экспедицию в поисках города, описанного в «Рукописи 512». И хотя Фосетт так и не нашел загадочных построек, он окончательно укрепился в своем мнении, что сельва скрывает тайну древней цивилизации, жившей здесь задолго до индейцев. 29 мая 1925 года полковник Перси Фосетт отправил жене (которая на тот момент жила на Ямайке) телеграмму о том, что вместе со старшим сыном Джеком и его другом Рэли Раймелом готов отправиться в неисследованные территории. Известно, что втроем они пересекли один из притоков Амазонки — реку Шингу. Это последнее достоверное известие о жизни отважного полковника Фосетта и его спутников. Обратно из сельвы не вышел ни один из них.
Тайна лесов Амазонки
Еще в 1924 году Фосетт подробно описал свой план: «Наш нынешний маршрут начнется от Лагеря мертвой лошади... По пути мы обследуем древнюю каменную башню, наводящую ужас на живущих окрест индейцев, так как ночью ее двери и окна освещены. Пересекши Шингу, мы войдем в лес... Наш путь пройдет... к совершенно не исследованному и, если верить слухам, густо населенному дикарями району, где я рассчитываю найти следы обитаемых городов. Горы там довольно высоки. Затем мы пройдем горами между штатами Байя и Пиауи к реке Сан-Франциску, пересечем ее где-то около Шики-Шики и, если хватит сил, посетим старый покинутый город. Между реками Шингу и Арагуая должны быть удивительные вещи, но иной раз я сомневаюсь, смогу ли выдержать такое путешествие. Я стал уже слишком стар...»
Отлично понимая, что может не вернуться, Фосетт оставил записку, в которой просил не посылать спасательные экспедиции. Но этот завет не был исполнен. В последующие годы было снаряжено как минимум 13 экспедиций, которые пытались выяснить, что же произошло с Фосеттом и его спутниками, и обнаружить их останки. При этом некоторые из них тоже сгинули, не сумев победить дикую амазонскую сельву. Всего в поисках полковника Фосетта погибло около 100 человек. Но его судьба так и осталась тайной.
Версий выдвигалось немало, и каждая имела те или иные доказательства. Говорили, что полковника со спутниками убили индейцы племени калапало. Впрочем, вождь этого племени категорически отрицал, что его люди причастны к гибели путешественников. Другие же считали, что причиной гибели стали дикие звери. Высказывались и вовсе экзотические версии — дескать, полковник Фосетт сам стал вождем племени! Или же основал в глубине лесов религиозную секту, в которой поклонялись его сыну Джеку. Правду же знает лишь сельва.