Найти тему
7,6K подписчиков

«В стендап я пришел на спор»: победитель первого сезона «Всероссийской лиги юмора» Дмитрий Демченко – о страхах, искренности и неожиданном миллионе

Оксана Бондарчук Обозреватель TV Mag 16 апреля стартует второй сезон шоу «Всероссийская лига юмора», где сотни юмористов из разных городов России со сцены будут бороться за миллион рублей, всенародное

Оксана Бондарчук Обозреватель TV Mag

16 апреля стартует второй сезон шоу «Всероссийская лига юмора», где сотни юмористов из разных городов России со сцены будут бороться за миллион рублей, всенародное признание и звание лучшего стендап-комика страны. Проект создан компанией Триколор, и его выпуски можно увидеть в онлайн-сервисе.

Накануне премьеры победитель первого сезона лиги Дмитрий Демченко в интервью TV Mag рассказал о том, что ему помогает в выступлениях, на какие темы лучше не шутить и чем российский стендап отличается от американского.

Дмитрий, вы помните свое первое стендап-выступление?

Это случилось в 2020 году в небольшом баре в Пензе, где было человек пятнадцать. Я готовился к выступлению несколько месяцев, каждый день что-то записывал, в результате от этого текста осталось минут 5-7. Рассказал жизненные ситуации про себя – все как на духу. Я очень сильно волновался, но мне потом сказали, что все прошло хорошо, люди хлопали, смеялись.

Искренность помогла?

Да, это же основа любых шуток – говорить о том, что тебя волнует. Зритель чувствует неправду, поэтому если ты будешь честен перед публикой, то она тоже будет честна и отреагирует смехом.

Оксана Бондарчук Обозреватель TV Mag 16 апреля стартует второй сезон шоу «Всероссийская лига юмора», где сотни юмористов из разных городов России со сцены будут бороться за миллион рублей, всенародное-2

«Всероссийская лига юмора» – это проект, в котором любой человек может выйти к микрофону и стать главным комиком страны

А как вы вообще начали выступать и как затем оказались на большой сцене?

Еще в школе я играл в КВН, впервые попробовал себя на сцене во втором классе. А в стендап я пришел, когда поспорил с подругой, что пойду и расскажу свой первый монолог. Где-то через полгода я поехал со стендапом в другой город, потому что для меня была важна любая возможность выступить. Я даже не думал куда-то дальше пройти. Людям понравилось, они смеялись, проголосовали за меня, так я оказался в финале. Затем в Москве передо мной уже стояли другие цели. Прежде всего мне хотелось сопоставить себя с другими комиками: одно дело, когда ты выступаешь в родном городе, и совсем другое – на финале крупного проекта наряду с комиками со всех городов России. Хотелось себя проверить и посмотреть, как буду выглядеть на фоне других: затеряюсь или буду смешнее?

Кто из комиков или что вас вдохновляет?

Кумиров у меня нет. Я просто смотрю много выступлений. Подстегивает на работу и то, что я начал ездить на фестивали, выступать в других городах, знакомиться там с другими комиками. Стал видеть, что это обширное сообщество, великолепная среда. Конечно, вдохновляет и сам зал, когда ты выступаешь – а в ответ смеются над шуткой.

Что делаете, когда зал холодный и не реагирует на шутки?

Конечно, такие «просадные» выступления бывают у всех комиков! В такие моменты хочется исчезнуть! (Смеется.) Тут важно переломить ситуацию, придумать что-то, что пробьет зрителя. Если он не смеется, это не значит, что с ним что-то не так, это говорит о том, что комик в чем-то ведет не туда. Он должен как-то изменить это отношение любым способом. Может быть, пошутить над собой и проследить за реакцией зала.

Если дело не в зрителе, то почему одна и та же шутка вызывает разные реакции в разных залах?

Выступления всегда проходят по-разному, и одну и ту же шутку ты произносишь иначе. Не всегда с одной и той же интонацией. Может, ты где-то переиграл?.. Большую роль играет и то, кто выступал до тебя, кто будет выступать после. Даже то, в каком месте происходит выступление.

Замечаете ли вы, как изменился российский юмор?

Всегда есть актуальные темы в стране, на которые комики шутят. Например, шутки про выборы актуальны в год выборов, но не позже. Есть основные темы, которые всегда будут смешить. Я всегда говорю о том, что меня волнует. Особенных трендов не вижу.

Разве шутки не стали откровеннее, смелее, политизированнее?

Шутить про эти вещи можно, но можно поплатиться. Вы же слышали про комика Идрака Мирзализаде, который отсидел 15 суток за шутку и которого депортировали из России? Наоборот, комикам стало сложнее шутить, потому что к ним приковано пристальное внимание со стороны общества и государства. Нужно взвешивать каждое слово.

Это в американском стендапе можно шутить на любые темы, у них так было и есть. У нас этого нет, видимо, в силу менталитета.

Оксана Бондарчук Обозреватель TV Mag 16 апреля стартует второй сезон шоу «Всероссийская лига юмора», где сотни юмористов из разных городов России со сцены будут бороться за миллион рублей, всенародное-3

Дмитрий Демченко победил в первом сезоне «Всероссийской лиги юмора»

Вы с этим согласны? Табу нужны?

Я считаю, что можно смеяться над всем, если шутка действительно смешная. Но сейчас очевидно, что шутки надо фильтровать. Особенно, если они про политику. Если хочется шутить про политику и секс, то нужно понимать, что твое слово может обернуться против тебя.

В какие неловкие ситуации заводил вас юмор?

В основном юмор спасает, а не наоборот. Я всегда могу разбавить обстановку, если она напряжена. Юмор помогает раскрепоститься и расположить к себе людей в новых компаниях. Ведь большинство комиков – закрытые люди. Я, правда, не такой, у меня даже в школе были проблемы с поведением, потому что, если мне что-то казалось смешным, я не мог молчать.

Комики часто шутят про свою семью. Обижаются ли ваши близкие на то, что вы публично рассказываете о них в своих шутках?

У всех разные семьи. У меня, например, если мама что-то такое говорит, то потом предупреждает меня: «Убью, если это расскажешь!» (Смеется.) Девушка никогда не обижалась! Один известный комик писал, что отец разрешил ему шутить о нем как угодно, только если в случае успеха он купит ему автомобиль. Так и случилось!

Что дало вам участие во Всероссийской лиге юмора?

Уверенность в себе. Помимо миллиона рублей! (Улыбается.) Каждая маленькая победа делает тебя сильным. Интересно, что про денежный приз в миллион я узнал только в финале шоу от журналистов. Я ведь только хотел испытать себя. Большая проверка оказалась удачной. После победы я думал, что награда мне помешает, потому что у людей будет высокий уровень ожидания от моих выступлений. Но все в порядке, потому что я стал чувствовать себя намного увереннее.

Что пожелаете комикам второго сезона?

Не думать о деньгах и о победе. Проверять свои шутки на живой аудитории до шоу и верить в себя.

В США и в целом в мире стендап стал одним из инструментов психотерапии, так как он помогает людям пережить кризисы и проблемы. А что для вас стендап?

Конечно, стендап своего рода терапия. Это человеческая черта выговариваться кому-либо. Если что-то случается, мы ведь хотим высказаться. Не надо это держать в себе. Надо говорить о своих комплексах, страхах, одиночестве в шутливой обертке, и люди будут смеяться. Самоирония – великая вещь. Стендап для меня – это прежде всего самореализация. Мне очень нравятся ощущения, когда люди реагируют на мои слова, когда мне удается вызвать улыбку у совершенно незнакомых мне людей.

Все выпуски первого сезона проекта «Всероссийская лига юмора», в том числе выступления Дмитрия Демченко, вы можете увидеть в онлайн-сервисе.

Фото: личный архив Дмитрия Демченко