Оттолкнемся от замечательной новости от 8 апреля, которая, конечно, тут же веером разошлась по СМИ. "ГТЛК поставит 7 электросудов для регулярных речных перевозок по Москве", – кричали заголовки. Но понимающий читатель, наверняка, сразу задался рядом вопросов: "Почему именно электросуда? Как их будут обслуживать? Где штепсель хранить?"
Хорошо, хорошо. На все вопросы ответим. Но по порядку.
Итак, про штепсель. Говоря о зарядке судна в своем интервью, заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы Алексей Митяев обозначил, что она будет располагаться непосредственно в самом понтонном причале, соответственно не нужно будет пригонять танкер для заправки обычным топливом. Кроме того, швартоваться эти электрические суда будут не боком, как все остальные, а носом. Зачем? У швартового трапа будут специальные зубья, которые смогут обеспечить поступление электричества непосредственно во время зарядки.
Вообще, звучит откровенно классно! Никаких тебе занудных бункеровок, дающих, например, нашим однопалубным петербургским судам, курсирующим по каналам, не дозаправляться в течение 10 дней при интенсивной эксплуатации, а то и две недели. Всего-то каких-нибудь полчаса (дай Бог) зарядки, и снова в путь. Заодно и пассажиров рассадить успеешь. Заметим, что не беремся критиковать идею электрических судов, но... если посмотреть с точки зрения реальной экономики, то вполне может выйти так, что на причале попросту образуется затор из заряжающихся судов, да и в целом концепция электросудов = глубокое и серьезное переосмысление причальной инфраструктуры. Однако, почему бы и нет?
Обслуживание и содержание
Согласно мыслям Алексея Митяева, более 40% операционных затрат на содержание гражданского флота – топливо. При всей разумности этой мысли, обозначенные траты – лишь одна сторона медали. Главный же вопрос – во сколько на самом деле обойдется эксплуатация морских тесл. Ведь, будем объективны: построить соответствующий причал, подвести туда электричество, запустить красивое, "окупаемое" судно, – это всего лишь картинка. А вот где это электричество будут вырабатывать? Насколько придется увеличить мощность электростанций? Вот это интересно. Это – реальная экономика.
Почему именно электросуда?
А вот тут действительно можно найти нечто объективное, объясняющее некий ажиотаж вокруг электросудов. Технология! Нет, ни экология, ни рентабельность, а технология. Которая, к сожалению, пока что не дает права корабелу честно сказать: вот оно, электрическое судно, которое заменит другое топливо. Нет, пока что это наработка знаний, пока что это – дань времени. И вот когда появятся такие машины, которые смогут только на одних каких-то по-настоящему новых аккумуляторах справляться, тогда можно будет действительно переходить на электросуда. А пока здесь все ещё много самых разных вопросов.
Будем наблюдать.
#электросуда #тесла #корабел #эковольт