То, чему меня научила Библия. Часть 3.
Правило седьмого дня, это не просто вопрос отдыха Бога от трудов праведных. Бог не просто почил в день оный, но Он благословил и освятил этот день именно потому, что почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. День седьмой в Божием измерении был посвящен не только почиванию Бога, но и предоставлен человекам (Адаму и его жене) в раю для восприятия и осмысления благословения Божия плодиться и размножаться, и наполнять землю, и обладать ею, и владычествовать над всем живущим в воде, в небе, в земле и на земле. Человеку нужен этот день для познания Божиего промысла о нём и принятия решений в части его отношений с Богом, с женой, во всеми иными живыми душами и всем иным, не имеющим живую душу, то есть с небом, с водой и с землёй. Есть о чём подумать, согласитесь. Возможно, это особый Божий день, предоставленный Богом человеку для познания Бога, себя и сотворённого Им мира. Это день познания, как вершины любого творчества. Мне представляется, что Богопознание и научное познание Творца и сотворённого Им мира – это, по сути, одно и то же, и являет собой высший вид, венец человеческого творчества, ибо всякие художества, музыка, танцы, писательство – это при всей их красоте и уважении к ним – баловство и забава развлечения для и празднества ради. Затем Бог и рассказал Адаму до дня почивания, что будет с ним в случае вкушения им плода от дерева познания добра и зла. Бог почивал, а Адам с женой были искушаемы легко доступной возможностью вкусить радость познания ценою умирания смертью. Я понял это так, что Богу не нужен человек, не способный рискнуть жизнью ради познания добра и зла для последующего совместного с Богом творчества. Творцу для продолжения творения нужен человек пригодный для сотрудничества с Ним почти на равных, с учётом того, что человек, всё-таки, всего лишь образ и подобие, но не сам Бог. А также с пониманием слов Христовых о том, что человек потенциально Богом наделён способностями творить дела не меньшие, чем Он Сам творил. Человек - это переменная, не могущая стать Богом, но бесконечно близко к Нему приближающаяся. Бог – предел человека в некотором смысле в терминах почти математического анализа. Но не простой предел. Этот Предел - такая же переменная, как и человек. Они стремятся друг к другу, они нужны друг другу, они любят друг друга. Бог взял на себя всю ответственность за последствия творения этого мира и человека в нём, и ему нужен сотрудник в лице человека также могущий ответить за последствия своего и совместного с Ним творчества. Бог и человек вместе продолжают творить в сотрудничестве друг с другом и вместе готовы ответить за всё и за всех. Готовность расплачиваться. Второе предназначение седьмого дня состоит в том, что для того, чтобы жить, а значит творить, вечно нужен процесс восстановления сил, запущенный вовремя. Если слишком поздно, то будет невозможность восстановления, влекущее убыток творцу. Смерть трудоголику. Если слишком рано, то творение будет не хорошо, недоделанное. Смерть лодырю недоделателю. Жизненно важно, чтобы восстановление происходило вовремя. До того, как ты начал творить, ты должен знать, как ты будешь после окончания творения восстанавливаться и как ты дальше будешь жить со всем тем, что ты натворил. Для того, чтобы это всё осознать нужен седьмой день. Иначе как вовремя понять, что может уже хватит творить?!... и продолжать творить только тогда, когда уже не можешь не творить? Вопрос: продолжать творить или отдохнуть это вопрос соотношения хотения хорошего и похоти того, что необязательно хорошо, но как-нибудь получится. Похоть трудоголика заставляет его творить вымученную тупой дисциплиной пошлость. Тварь у любого творца – это не то, что он хотел, а то, что получилось у него тогда, когда он хотел то, что хотел. И только свободное сотрудничество, как у Бога в Троице, рождает истинно хорошее. Свобода - в понимании - быть самим собой. Когда творец, как Бог, творит для себя и из себя по своему образу и подобию. Бог требует неукоснительного соблюдения правила седьмого дня, который Он благословил. Раз уж Он создал человека по образу и подобию Троицы, и Сам на день седьмой почил, то и от человека требует того же. За осквернение седьмого дня деланием дела – предание смерти. Это святой день, день покоя Господу. Тому, кто всуе не даёт покоя Господу деланием своего дела против Его воли в день седьмой – смерть. Он благословил отдыхать, восстанавливать силы, праздновать. Нарушителю и тому кто отдыху и празднику не рад – смерть. Вот какова важность почивания в день седьмой. Это не просто хочу – не хочу, или могу – не могу. Это – за непослушание – смерть. Вопрос жизни и смерти. Поскольку Господь так жёстко ставит вопрос посвящения седьмого дня нужно попробовать понять зачем и на чём основано столь жёсткое требование к творчеству человека. Есть, конечно, универсальный ответ – мол, так этот мир и человека сотворил Господь, и нарушать это правило нельзя, ибо оно установлено не церковниками, а Самим Богом. Мол, не твоего собачьего ума это дело, всё равно не поймёшь, соблюдай и все дела. Да, такое объяснение для меня вполне приемлемо, ибо это действительно право Творца, что именно и когда объяснять твари или сохранить в тайне во благо той же твари. Но Христос говорит, что верующие есть дети Бога Отца, друзья Сына Божьего, и даже друзья, а ещё и сотрудники Отца. Представляется, что Бог, как Творец, как Отец, как Учитель и Наставник, как Пастырь, наконец, мог бы и разъяснить Своим овцам - что к чему и почему. Поэтому не грех попытаться понять это самому человеку из тех слов, что Бог сказал людям. Одна из мыслей приходит от слов Христа: Без Меня ничего не можете. В том смысле, что ничего хорошего у человека вне сотрудничества с Богом не получится, а то, что получится будет гадость не в радость. Умножать в мире зло – это против Бога, потому за это – смерть. И раз уж Бог в день седьмой почил, то и человеку неча стремиться быть трудолюбивей Господа. Христос прямо говорит, стремись быть, как Бог (свят, совершен, милосерд), а не круче Господа. Кто хочет быть круче Бога, тому смерть. Это тоже вполне понятно. Почему весь процесс творчества разделён на семь периодов, стадий, этапов, названных в Библии днями? Число 7 настолько широко использовано Богом и в Священном Писании, и в сотворении мира, и в отношениях человека с Богом, и в отношениях между людьми, и в отношениях людей с окружающим миром, что многих это заставляет думать так: число 7 – признак святости, милосердия, совершенства, гармонии и красоты. Интересно, что сколько бы Русская Православная Церковь не делала вид, что новый календарь ей не подходит, но именно по новому стилю Благовещение приходится на 7 апреля, а Рождество на 7 января. Это, конечно, просто забавно и не более того. В моём жизненном опыте 7-ми стадийный период нашел своё подтверждение в некоторых аспектах. Во-первых, мне понятен кратные 7-ми годам периоды взросления человека. До 7 лет – детство; с 7 до 14 – отрочество; с 14 до 21 – юность; с 21 до 28 – молодость; с 28 до 35 – мужество; с 35 до 42 – зрелость; с 42 до 49 – наставничество; с 49 до 56 – дедовство; с 56 до 63 - вторая молодость души и ума или бес в ребро (каждому своё); с 63 до 70 - премудрость, наступающая только у тех, кто пережил вторую молодость; с 70 до 77 - неудовлетворенный маразм; после 77 - если ещё не всё пропало, то пора начинать сначала, начинать с нуля… и таки далее. Есть в этой шутке какая-то доля шутки. Во-вторых, в разных сферах деятельности мне было интересно осваивать какое-то дело (для того, чтобы стать хоть немного мастером) примерно 6 лет, потом 7-ой год уходил на отдых и смену направления деятельности, далее следовал следующий 7-ми летний цикл. Так, кандидатом наук в области теплообмена я стал в 28 лет; в 35 понял, что становиться доктором наук в той же области скучно и никому не нужно; адвокатом из тёплых энергетиков я стал в 42 года; православным де-факто в 56… тоже шутка, как и вся жизнь. А число 7 продолжу обсуждать в следующей части.