Немного истории
Одним из ярких представителей школы З. Фрейда, создавшим своё учение (свою школу), так называемую, #аналитическую психологию, является #Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр и педагог, доктор медицины и почётный доктор Университета Кларка и Калькуттского университета. Однако чтобы не возникало путаницы, тут стоит внести небольшое прояснение.
Аналитическую психологию К. Юнга относят к одному из направлений, так называемой, глубинной психологии, объединяющей в себе ряд направлений в психологии, ориентированных преимущественно на наблюдение бессознательных психических процессов человека. Психоанализ З. Фрейда также принято считать одним из направлений глубинной психологии наравне с другими направлениями, как и: аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера и неофрейдизм.
Тут и может возникнуть путаница. Ведь с одной стороны учение З. Фрейда (психоанализ) является лишь одним из направлений глубинной психологии. С другой стороны К. Юнга, А. Адлера и др. представителей фрейдизма и неофрейдизма традиционно принято относить к школе З. Фрейда.
Однако всё становится на свои места, если учесть тот факт, что эти представители в своё время являлись членами, так называемого, Венского психоаналитического общества, основанного в 1908 году Зигмундом Фрейдом. Причём это общество возникло из небольшой группы людей, собиравшихся у З. Фрейда дома в 1902 году по средам.
Изначально возглавляемое З. Фрейдом и называвшееся «Психологическое общество по средам», оно было призвано объединить под собой не только врачей и психологов, занимающихся клинической практикой, но и философов, писателей, юристов, художников и пр. деятелей, далёких от психологии, но интересующихся мировоззренческой стороной психоаналитического учения. Так к 1906 году в обществе насчитывалось уже 17 членов различных конфессий.
Однако в начале 1910 года в рядах Венского психоаналитического общества произошёл раскол из-за разногласий по многим вопросам психоаналитического подхода.
Его покинули многие участники, в том числе и представители собственных психологических концепций, которые они создали впоследствии. Среди них оказался и Карл Густав Юнг, который с 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда, но из-за разногласий с ним в итоге отдалился от него.
Таким образом, как Вы уже поняли, представителей собственных психологических концепций, которые являлись членами Венского психоаналитического общества, принято относить к школе З. Фрейда, т.е. они как бы проходили школу З. Фрейда. Хотя далеко не все из них были его учениками. И их собственные концепции по многим вопросам могут быть очень далеки от учения З. Фрейда.
#Концепция Карла Юнга
В отличие от З. Фрейда К. Юнг отрицал идею о том, что личность полностью формируется обучением и зависит только от воздействия окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с уже готовым личностным эскизом, а окружающая среда раскрывает лишь некоторые задатки этого эскиза, заложенного в него с самого рождения.
Этот эскиз К. Юнг назвал коллективным бессознательным, которое в его представлении, является лишь одной из форм бессознательного, присущей всему обществу и являющемся продуктом наследуемых структур мозга. В отличие от З. Фрейда К. Юнг выделял несколько форм бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное.
Отличие коллективного бессознательного от других его форм, по мнению К. Юнга, состоит в том, что оно является общим для разных людей и не зависит от индивидуального развития индивида. Коллективное бессознательное основывается не на личном опыте конкретного человека, а на опыте общества, прошедшего долгий эволюционный путь развития.
В нём заложены все психические потребности человека, начиная от сексуального влечения и заканчивая потребностью в уважении, дружбе, признании и т.д. К. Юнг обозначил их термином #архетипы, считая, что именно из них возникают цели, мотивы, стремления, побуждения и желания человека.
Архетипы – это некие врождённые психические предрасположенности, записанные в мозге с самого рождения. В отличие от инстинктов они основаны на культурных ценностях, отражаемых в сказках, мифологиях, легендах, религиях и пр.
Причём, как отмечал К. Юнг, архетипы являются универсальными единицами коллективного бессознательного, не зависящими от национальных, религиозных и географических признаков. Они присущи всем людям без исключения.
Архетип – это подобие образа героя, которому присущ определённый набор ценностей и склонность действовать определённым образом.
Например, в русских народных сказках Василиса Премудрая представляет образ некоего мудреца, который всегда может найти выход из любой сложной ситуации. У других народов, разумеется, имеются свои герои, представляющие этот образ. Например, Пугало в сказке «Волшебник изумрудного города».
Поскольку герои сказок, мифов и легенд могут иметь как положительный, так и отрицательный окрас, постольку К. Юнг в описании архетипов старался сохранять принцип выделения пар противоположностей. Например, #Анима (женская часть психики мужчины) и Анимус (мужская часть психики женщины).
Или #персона (социальная роль, которую человек играет, выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества) и тень (тёмная сторона личности, которую человек не признает в себе из-за несовместимости с его сознательным представлением о себе).
К. Юнг считал, что архетипы у человека могут быть какие угодно. Причём они могут проявляться в разные жизненные периоды и в разных жизненных ситуациях по-разному. Главное их осознать, признать в себе и актуализировать, т.е. реализовать свои индивидуальные задатки и уникальные особенности. Этот процесс К. Юнг называл индивидуацией, некий аналог самоактуализации.
Однако он не старался как-то классифицировать архетипы. А описывал их произвольно, указывая скорее на общие принципы и особенности. Классификацией архетипов занялись позже его последователи. Причём пытались классифицировать их разными способами.
Например, #Мария-Луиза фон Франц (доктор философии, ближайшая коллега К. Юнга, проработавшая с ним около 30 лет) считала, что архетипы группируются друг с другом не случайным образом, а согласно определённому порядку — «игре архетипов», которую она связывала со знаками Зодиака. Эту мысль она отстаивает в книге «Психэ и материя» (1988 год).
Конечно, было (и существует по сей день) ещё множество других последователей К. Юнга, пытающихся каким-то своим образом описать и классифицировать архетипы. Однако мы не станем вдаваться в подробности, поскольку этот вопрос может занять целую книгу, а не статью.
Хотя в качестве наглядного примера я приведу достаточно известную классификацию Кэрол С. Пирсон – американского писателя и педагога, которая разрабатывает новые подходы в терапии, опираясь на работы К. Юнга. В изданной в 1991 году книге «Пробуждение внутреннего героя» она описывает 12 архетипов.
Простодушный - Развитие веры, уверенности и оптимизма.
Славный малый - Осознание, что бывают также плохие вещи, и развитие реализма.
Воин - Обучение соревнованию, достижению целей и, если нужно, защите себя.
Опекун - Демонстрация заботы и сочувствия к другим, помощь.
Искатель - Желание отличаться, готовность пробовать новые вещи.
Любовник - Любить других, быть романтичным и близким, брать на себя обязательства.
Бунтарь - Отпускать и начинать с начала; предпринимать действия в безвыходных ситуациях.
Творец - Демонстрация воображения, новаторства и одарённости.
Правитель - Брать ответственность, жить в соответствии со своими ценностями.
Маг - Творить перемены, изменяя свой образ мыслей или поведение.
Мудрец - Мыслить ясно, критически и формулировать собственное мнение.
Шут - Получать удовольствие от жизни и работы; наслаждаться моментом.
Кроме этого существует, так называемый, #индикатор Пирсон-Марра или опросник Пирсон-Марра, позволяющий выявить у человека его доминирующий архетип. А называется он так, потому что Кэрол С. Пирсон создала его совместно со своим помощником Хью Марром.
Также существуют метафорические ассоциативные карты (МАК) архетипов и различные техники работы с ними. Всё это направлено на то, чтобы выявить бессознательные предрасположенности и стремления человека (некогда задавленные жизненными обстоятельствами), чтобы их в дальнейшем можно было реализовать.
Однако мы не станем на этом останавливаться, а вернёмся к рассмотрению концепции Карла Юнга. И когда мы её рассмотрим до конца, Вам итак станет всё понятно.
Итак, коллективное бессознательное (в котором скрыты архетипы) К. Юнг обозначил как более глубокий слой, по сравнению с индивидуальным фрейдовским бессознательным. По его мнению, мы рождаемся с этим коллективным бессознательным. И уже потом в процессе приобретения опыта, в процессе жизни формируются другие формы бессознательного, как бы наслаиваясь на эту глубинную структуру.
Но поскольку наслоение в процессе воспитания и в процессе жизни в различных её сферах происходит далеко не гладко (не каждый же индивид может удовлетворить все свои потребности, заложенные в нём с самого рождения), постольку возникают внутренние конфликты, которые К. Юнг называл комплексами.
Например, у ребёнка есть архетип «воин» (ему постоянно хочется состязаться с кем-нибудь). Скажем, он любит играть в футбол. А полюбил он его во дворе, играя с местными ребятами в мяч.
И вот он начал интересоваться футболом: смотрит передачи про футбол, читает журналы про известных футболистов и пр. И вообще мечтает стать великим футболистом. Конечно, хорошо бы его отдать в спортивный кружок по футболу.
Но родители хотят сделать из него экономиста (там и денег побольше и работа не пыльная). В общем, они считают его затею с футболом несуразной. И из самых добрых побуждений всё делают для того, чтобы их ребёнок стал экономистом. Тогда его первоначальное стремление (стать футболистом) со временем может превратиться в комплекс, периодически проявляющийся в навязчивой идее.
Конечно, это пример крайнего случая, когда родители разрушают мечту ребёнка. На самом деле комплексы могут возникнуть при разрушении стремления ребёнка удовлетворить какую-либо сравнительно «мягкую» потребность, скрытую в его бессознательном.
Например, обесценивании желания ребёнка заиметь какую-либо игрушку. Именно обесценивании, потому что если родители не в состоянии купить своему ребёнку игрушку, скажем, из-за финансовых проблем, то они могут не обесценивать его желание (мол, это фигня какая-то, без неё обойдёшься!), а принять его во внимание, найдя ему какую-нибудь альтернативу.
К. Юнг более широко понимал причины возникновения комплексов в отличие от З. Фрейда. Для З. Фрейда, комплекс — это вытесненное в бессознательное ярко окрашенное сексуальное влечение, возникшее в результате сексуальной потребности, которую индивид в силу тех или иных обстоятельств не смог удовлетворить.
Для К. Юнга, комплекс – это неразрешённая жизненная проблема, вытесненная в бессознательное, но возникшая в результате самых различных актуальных противоречий.
Как считал К. Юнг, комплексы образуются в результате психотравмирующих ситуаций и, как правило, в результате моральных конфликтов. Ближайшее окружение, в котором воспитывается тот или иной индивид, навязывает ему свою мораль: типа этого нельзя делать, того нельзя делать.
Но индивиду хочется удовлетворить свои врождённые потребности. А поскольку сделать он этого не может, постольку и возникает внутренний конфликт, который постепенно перерастает в комплекс.
Со временем комплексы приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю, проявляясь в ситуациях как-то связанных с комплексом, механизм которых запускается автоматически. Человек вроде бы творит что-то несуразное. Что-то, что ему самому не нравится в себе, но не может остановить этот процесс. И, как правило, не признаётся самому себе в том, что он творит.
Иногда он пытается объяснить самому себе причины своего несуразного поведения. Но, как правило, находит им оправдание, неверно понимая символический язык бессознательного. Комплексы пытаются проникнуть в сознание индивида через: сновидения, содержание бреда или галлюцинации в психозе, неадекватное поведение и т.п., превосходя его сознательные ожидания.
Бессознательное, по мнению К. Юнга, как бы пытается достучаться до индивида. Объяснить ему, чего оно хочет, напоминая о своём существовании, проявляясь в навязчивых идеях, расколе личности (в случае шизофрении) и других психических отклонениях.
Методика #психотерапии по К. Юнгу
Опираясь на свои идеи, К. Юнг предложил свой метод избавления от комплексов, который в его понимании делится на несколько этапов.
На первом этапе, индивид, имеющий те или иные комплексы, должен признаться психотерапевту, но самое главное, самому себе в наличии этих комплексов. На этом этапе, он частично осознаёт проблему. По крайней мере, признание наличия того или иного комплекса позволяет пациенту, страдающему психическим расстройством, поставить задачу избавиться от него. Пациент рассказывает о своей жизни, переживаниях, сновидениях, навязчивых идеях и т.д. психотерапевту, который старается сделать этот разговор более полным и откровенным.
На втором этапе, когда пациент уже признал проблему, начинается её толкование, т.е. поиск истинных причин её возникновения. Разумеется, с участием психотерапевта. Как и З. Фрейд К. Юнг придавал особое значение сновидениям, пытаясь обнаружить в них некие символы, на которых говорит коллективное бессознательное.
Он пытался связать толкование сна самим пациентом со своим собственным толкованием. Стараясь раскрыть символику коллективного бессознательного.
Правда кроме снов в качестве материала для анализа К. Юнг также широко использовал и другие формы выражения бессознательного: рисунки, танцы, скульптуры и т.п.
Результатом этого этапа должно стать понимание истинных причин возникновения комплексов. Человек должен встретиться со своим бессознательным. Открыться ему и только потом он сможет осознать истинные причины возникновения своих комплексов.
Когда пациент уже признал существующую проблему и начал осознавать корни её возникновения, следует третий этап. Не менее важный, с точки зрения К. Юнга.
Третий этап — обучение. Результатом этого этапа лечения должно стать формирование у пациента не только нового понимания себя и окружающего мира (предыдущая стадия), но и новых привычек, стереотипов поведения и реагирования на ситуации.
На заключительном, четвёртом этапе лечения, с точки зрения К. Юнга, зависимость пациента от психотерапевта должна быть сведена к минимуму. Это значит, что все усилия психотерапевта переносятся (трансформируются) на самого пациента.
На процесс самообучения и самосовершенствования. То есть пациент, осознав истинные причины возникновения своих комплексов, должен не только окончательно избавиться от них, но и научиться не допускать появления новых комплексов, прислушиваясь к своему бессознательному.
Критика теории К. Юнга
Учение К. Юнга впоследствии подверглось жёсткой критике, как со стороны его современников, так и рядом современных учёных.
По мнению многих современных исследователей, аналитическая психология К. Юнга с его концепцией коллективного бессознательного представляет собой разновидность современного оккультизма и эзотеризма, которую активно привлекают адепты оккультизма и деятели нетрадиционной медицины в стремлении научно обосновать свои взгляды.
Причём они считают, что К. Юнг не решил изначальную проблему (проблема фальсифицируемости – критерий научности Поппера) теории З. Фрейда, а лишь расширил список возможных причин возникновения неврозов и психологических проблем.
Очевидно, такая критика справедлива с точки зрения объективного научного подхода. По сути, коллективное бессознательное трактуется в рамках некоего предназначения или судьбы человека, стремящегося выполнить какую-то земную миссию.
Ведь, по мнению К. Юнга, тот или иной комплекс возникает у индивида из-за того, что в его коллективном бессознательном, заложены с самого рождения определённые цели, стремления и желания. Но индивид в силу тех или иных обстоятельств не в состоянии их выполнить и удовлетворить.
Он сознательно отказывается от них. А коллективное бессознательное напоминает ему об этом посредством зашифрованного символического языка воплощённого в том или ином комплексе. Остаётся только суметь раскрыть символический язык бессознательного и человека можно не только излечить, но и сделать счастливым.
Конечно, теория К. Юнга заслуживает внимания. А его подходы к исцелению психологических проблем, не смотря на тот факт, что истинность его теории невозможно проверить научными объективными методами (критерий научности Поппера не выполняется), до сих пор используются в терапии. Хотя спор о предназначении, земной миссии и судьбе человека остаётся открытым.
С уважением, Долгоновский Александр!