Найти тему
168,9K подписчиков

Эту местность гитлеровцы не тронули

12K прочитали

22 июня 1944 года, согласно плану операции "Багратион", советские войска 1-го Прибалтийского, 1-го, 2-го, 3-го Белорусских фронтов, белорусские партизаны и 1-я Польская армия перешли в наступление и приступили к освобождению территории Белорусской ССР.

Источник: smolbattle.ru
Источник: smolbattle.ru

Уже к середине июля вся территория Белоруссии была очищена от немецко-фашистских захватчиков. Взорам советских солдат и офицеров предстала картина массовых разрушений и опустошений, которым подверглись города и села Белоруссии. Но некоторые области оказались совершенно не тронутыми гитлеровцами.

Источник: wot-news.com
Источник: wot-news.com

Выяснилось, что в освобожденных районах Западной Белоруссии дело обстоит совсем иначе. Немецкие части СС репрессировали всё русское и еврейское население на этих территориях, оставив некоторую часть для принудительных рабских работ. Была восстановлена частная собственность. На свои земли вернулись польские помещики. Полякам и литовцам обещали автономное самоуправление. Экономически эти районы от действий гитлеровцев не пострадали.

Источник: brestcity.com
Источник: brestcity.com

12 июля 1944 года Д.Леонов и М.Дребеднев подали Начальнику Главного Политуправления РККА генерал-полковнику Щербакову Докладную записку о положении дел в на освобожденной территории Западной Белоруссии

Из Докладной записки:

"...Как правило, деревни, хутора и села сохранились почти полностью. Население осталось на месте, в том числе и значительное количество мужчин призывных возрастов. За небольшим исключением, почти полностью сохранился скот. Земля засеяна, виды на урожай хорошие.
Особенно сохранились районы в полосе от границ Советского Союза 1939 года на запад, где ранее польское правительство насаждало осадничество и кулачество в виде хуторских хозяйств.
Немцы в этих районах с некоторой осторожностью вели свою грабительскую политику. Скот у крестьян не брали, все население, в том числе мужчины, в течение всего периода войны оставалось дома. Натуральный налог брался через полицейских, таким образом, жители этой полосы Западной Белоруссии не испытывали на себе всей тяжести немецко-фашистского гнета и одновременно подвергались усиленной пропагандистской обработке немцев.
В 14 населенных пунктах Западной Белоруссии, освобожденных частями 154-й стрелковой дивизии, где проживает 424 человека, имеется посевов 1729 га, из них озимых - 720, яровых - 1009. В этих населенных пунктах лошадей - 50, коров - 137, мелкого рогатого скота - 126. В среднем на каждое хозяйство приходится 2-3 гектара посева, одна корова, 2-3 овцы.
В Плисском районе все земельные площади засеяны. Население почти полностью сохранилось. Ресурсы продовольственного зерна и овощей в пределах 12-13 тысяч тонн. Поголовье рогатого скота - 8 тысяч, мелкого рогатого скота - до 2 тысяч, овец - до 10 тысяч. (...)
В селе Городец имеется помещичье имение, посевная площадь которого: зерновых - 280 га, огородных - 4 га, картофеля - 74 га, трав - 170 га, животноводство: лошадей - 2, коров - 5, свиней - 62.
В Шарковщизненском районе все земельные площади засеяны, население почти полностью сохранилось, за исключением некоторого количества, мобилизованного на работу в Германию. Район располагает продуктовым и фуражным зерном около 8-10 тысяч тонн. Развито овцеводство с общим поголовьем до 10 тысяч. Крестьяне имеют посевы от 5 до 20 га на хозяйство. (...)
Жители недоверчиво относятся к советским деньгам. Предпочитают продавать свои продукты в обмен на соль, мыло и спички. Мотивируя это тем, что они знают стоимость немецкой марки, но не знают стоимости советского рубля.
Значительная часть населения районов Западной Белоруссии Красную армию встретила с некоторой настороженностью.
На собраниях и в беседах население ставит следующие вопросы:
Надолго ли пришла Красная армия?
2. Будут ли создаваться колхозы?
3. Будут ли призываться в Красную армию все местные жители?
4. Как будет организована власть на местах?
5. Какая помощь будет оказана нашим семьям, когда наши мужья уйдут в армию?
6. Скоро ли Красная армия закончит войну?
7. Верно ли, что колхозы будут какие-то другие?
8. Будем ли мы освобождать прибалтийские республики или остановимся на границах 1939 года?
9. Пойдет ли Красная армия в Германию?
10. Правда ли, что в Москве открыты церкви?
11. Где сейчас маршалы Буденный и Ворошилов?
Крестьянин дер. Зеньки, Поставского района, Сафрон Жарин говорит: "Уж скорее бы установилась одна власть, а то трудно подчиняться двум властям: служим партизанам - немцы угрожают, служим немцам - партизаны угрожают".
Крестьянин дер. Рамзова, Дуниловичского района, Гринкевич в беседе говорит: "Нужна постоянная власть. А у нас до сего времени постоянной власти не было. То немцы, то поляки, то русские. Для чего я буду строиться и наживать, все равно немец или поляк отберет".
В этих районах в кулацких хозяйствах работает большое количество батраков из русских и белорусов, согнанных немцами из других областей, которые спрашивают: "Скоро ли отправят домой население, изгнанное немцами из городов Витебска, Орла, Полоцка и Смоленска".
Среди части населения существуют явно антиколхозные настроения.
Жители деревни Васевичи, Поставского района, Сметанко Владислав и Вырвич Альбин в беседе с нашими офицерами высказывались так: "Мы очень рады, что Красная армия нас освободила, но боимся, чтобы нас не загнали в колхозы. Поэтому мы согласны отдать государству 75% урожая, лишь бы не загнали в колхозы".

Следует отметить, что несмотря на то, что какую-то часть западных белорусских земель гитлеровцы превратили в своего рода заповедник, ими были опустошены и значительно разрушены Витебск, Бобруйск, Жлобин, Могилев, другие города, а также местности, где активно велись партизанские действия.

В Витебске, где до войны проживало 210 тысяч населения, осталось 800 человек. Жлобин предстал абсолютно пустым, в нем не было населения. А в Бобруйске почти все население гитлеровцами было угнано.

Белоруссия понесла большие лишения, а потому основная часть населения встречала Красную армию радостно и всецело помогало ей.