Новый анимационный фильм Хосоды Мамору «Красавица и дракон» наконец добрался до наших кинотеатров. Напомним, что его премьера состоялась уже практически везде, кроме разве что России и Швеции, начиная с дебюта на Каннском фестивале 15 июля 2021 года. Кинокомпания «Экспонента Фильм» многократно переносила дату премьеры, и вот остановилась на 14, а в отдельных городах и 8, апреля 2022 года.
Вопрос, идти ли на «Красавицу и дракона», скорее всего, не стоит, ведь Хосода Мамору — один из немногих японских режиссёров, получивших мировую известность наряду с Хаяо Миядзаки, Хидэаки Анно, Сатоши Коном, Макото Синкаем, Масааки Юасой и другими. Конечно, не все фильмы Хосоды Мамору были одинаково восторженно встречены критиками, но 14-минутные аплодисменты после премьеры на Каннском фестивале доказывают, что в этот раз его анимация отозвалась в сердцах зрителей.
Мы решили не ограничиваться Каннским фестивалем и именем Хосоды Мамору, и нашли для вас пять причин, чтобы сходить в кинотеатр на «Красавицу и дракона».
Причина первая: над аниме работала удивительная команда
В том, что Хосода Мамору уже четвёртый раз подряд сотрудничал с японской студией Chizu, удивительного, конечно, мало. Но в этот раз над фильмом также пригласили поработать необычную интернациональную команду.
Из Cartoon Saloon позвали ирландских комиксистов и режиссёров Томма Мура и Росса Стюарта, известных в первую очередь своей «Легендой о волках». Созданием дизайна главной героини занимался корейский аниматор Джин Ким, работавший над мультфильмами Disney «Холодное сердце» и «Рапунцель: Запутанная история». За музыку отвечал шведский композитор Людвиг Форсселл, написавший саундтреки к играм The Phantom Pain и Death Stranding.
Но самым необычным решением Хосоды Мамору было приглашение британского архитектора Эрика Вонга для разработки концепта виртуальной реальности «Ю», в которой проходит примерно половина действия картины. Говорят, что режиссёр увидел в Сети удивительно детализированные фэнтезийные городские пейзажи архитектора и нанял его на работу.
Причина вторая: «Ю» — лучшая реальность автора
К теме виртуальной или параллельной реальности Хосода Мамору обращался на протяжении всего творчества. Начиная с первых фильмов по франшизе «Дигимон» и «Летних войн», где режиссёр описывает метавселенные. И заканчивая фильмами «Ученик чудовища», «Девочка, покорившая время», «Волчьи дети Амэ и Юки» и «Мирай из будущего», где герои так или иначе обитают в двух разных реальностях: в прошлом и будущем, в мире людей и нелюдей.
Однако за наиболее детально проработанными мирами имеет смысл обращаться к «Летним войнам» и «Ученику чудовищ». Но даже по сравнению с концептами их реальностей, «Оз» и миром чудовищ, «Ю» находится на совершенно другом уровне и выглядит гораздо привлекательней своих предшественников.
Эрику Вонг удалось создать органичный сплав Матрицы и нуара, сочетающий невероятные цветные закаты и пугающе неживые многоэтажки. В «Ю» чувствуется влияние и «Летних войн» с нарочито мультяшной метавселенной, и «Ученика чудовища» с интересными графическими метафорами. И даже несмотря на некоторую неуютность и инертность мира, которые Хосода Мамору ввёл нарочно, вполне можно представить, что здесь захотят провести время пять миллиардов пользователей.
Причина третья: автор не боится табуированных тем
«Красавица и дракон» — это мультфильм для всей семьи, о чём говорит и возрастной рейтинг картины, и её сказочный оригинал, и имя режиссёра, который специализируется на подобной анимации. Несмотря на детей-зрителей, Хосода Мамору рассуждает о сложных табуированных темах, которые обычно стараются обходить стороной в анимации.
В фильме затронуты проблемы домашнего насилия, смерти близких, показываются неприглядные стороны жизни в Сети, вроде онлайн-злоупотребления, вирусных сплетен и публичного раскрытия личной информации. Конечно, онлайн-токсичность и жестокое обращение с детьми в итоге удаётся победить, тем важнее предложенный режиссёром дискурс. «Красавица и дракон» поднимает действительно важные актуальные вопросы и предлагает путь к их решению.
Причина четвёртая: виртуальную реальность не обвиняют во всех бедах
Хосода Мамору — один из немногих режиссёров, показывающих виртуальную реальность в положительном ключе. Он не уходит от негативного влияния Сети, но в то же время «Ю» — это место, где подростки могут найти друзей и раскрыть свой потенциал. «Ю» помогает главной героине снова начать петь, а для Дракона метавселенная становится своего рода убежищем. Для Хосоды Мамору было важно показать, что интернет может объединять людей: благодаря «Ю» герои встретились и смогли помочь друг другу.
Ещё один читающийся мотив, созвучный с современностью, — неприятие анонимности в Сети. Пользователи «Ю» не хотят показывать друг другу свои слабые стороны, что в результате порождает недоверие и злобу. Режиссёр подталкивает нас открыть сердца и аватары, сковывающие настоящие чувства как в жизни, так и в виртуальной реальности. А жанр мюзикла как нельзя лучше подходит для этого посыла.
Вообще, «Красавица и дракон» о том, как мы живём в двойственной реальности современной эпохи. И с этой точки зрения нет разницы, в цифровой её части мы находимся сейчас или реальной. Главное — оставаться всегда человеком, а не пользователем, скрытым под безликой маской.
Причина пятая: ремейк сказки, который не выглядит фальшиво
Кажется, уже излишне говорить, что последние десять лет, а то и больше, нас накрыла волна всевозможных перезапусков и ремейков. К сожалению, последние часто вписываются в новый контекст довольно условно. Авторы провозглашают главную героиню феминисткой, квир-персоной, афроамериканкой, а лучше упитанной афроамериканкой, и думают, что дело в шляпе. По сути же, это искусственное засовывание старой истории в новый мир часто выглядит не натурально.
Хосода Мамору догадался поместить действие сказки в «Ю», сотканный далеко не по реалистическим лекалам, отчего любое вторжение в сюжетную канву оригинала кажется допустимым. Мы не чувствуем фальши от неканонического финала, а также соседства современных девайсов, всплывающих баблов и улиц мегаполиса со старым разрушенным замком, фонтаном и цветочным садом. «Ю» — реальность, изначально построенная как сказочная метавселенная, — служит самым естественным фоном для современного ремейка известной сказки Шарля Перро.
Хосода Мамору считает «Красавицу и дракона» кульминацией всех своих предыдущих работ. В ней он исследует любимые темы: одиночество, смерть, семья, самоопределение и, конечно же, жизнь в двух разных реальностях. Это нечто большее, чем сказка или подростковый мюзикл. «Красавица и дракон» — срез современного общества, в котором травма и неуверенность идут под руку с нерастраченной любовью и надеждой на светлое будущее.
Для тех, кто уже успел посмотреть «Красавицу и дракона», рекомендуем обратить внимание на необычный аниме-сериал Sony boy. Ну а если вы ещё совсем новичок в японской мультипликации, то вам подойдёт наша подборка пяти крутых и малоизвестных аниме.