Сегодня хотелось бы поговорить о том. Как экономика с культурой и искусством связана.
Вечер потревожил звонок друга-фотографа, который рассказывал о сложной финансовой жизни в настоящие времена и о том, что планирует для исправления этого момента сделать.
Я не первый раз слышу различные идеи в области приложения культуры к экономике и наоборот. Ну, каждый сам себе мудрец. Тут ничего не попишешь.
Нельзя отрицать только то, что они, культура/искусство и экономика, друг без друга не живут. Это уже аксиома. Кто не верит – милости прошу к хлебным рядам. Попробовать получить хлеб по членскому билету любого союза, а не за денежные знаки.
Я, впрочем, сейчас о том, что всё происходящее имеет в основе своей время создания и автора первого попробовавшего это на практике применить.
Вот одна история:
Мы привыкли к тому, что можно приобрести любой товар «штучно», оптом или в наборе. «Два товара» по цене одного. Сегодня этим никого не удивить. Но, нельзя забывать, что автором первого представленного покупателю набора стала Шарлота Брокар.
Это произошло в 1887 году, когда открывался второй магазин «Товарищества Брокар и К» на Биржевой площади в Китай-городе.
Мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем — всего десять изделий в одной коробке. Фантастическая, усредненная цена - один рубль. Подготовленная и проведенная рекламная компания. Публика чуть не снесла только что открывшийся магазин в Китай-городе. Пришлось вызывать полицию для установки заградительных кордонов. До приезда полиции было продано две тысячи наборов! «Это же успех», — радовалась жена. «Это слава…» — ответил довольный муж. И супруга как настоящий рекламист назвала набор - «Слава», реклама, та же экономика.
Почему Шарлота? Кто она? Откуда такие выводы?
Работая в архиве экономики, рассматривая балансы предприятия, отчёты, планы, многие из которых написаны рукой Шарлоты Брокар, прихожу к выводу, что возможно она не первооткрыватель в смысле придумки метода, но в смысле его практического применения она была первой. Это точно!
Справедливо отмечается в исследованиях об экономике: в России почти вся промышленность вышла из торговли, то есть заводчиками и фабрикантами становились бывшие торговцы. Редко наблюдалось создание крупных промышленных единиц, а крупными становились мелкие, после ряда лет существования, если деятельность их была успешна.
Образование, а я всегда говорила о том, что на это обращали внимание в повседневности жизни все купеческие семьи, стараясь дать самое лучшее, большее чем знали сами, своим детям То же было и в семье Реве (девичья фамилия Шарлоты Брокар - прим. автора), там родители занимались педагогикой всю жизнь, пансион семьи Реве известен был далеко за пределами Голландии, потому и оказались по личному приглашению царской семьи в России.
Так вот, девочки в семье после домашнего образования поступали в пансион госпожи Кноль. Там девочек обучали не только музыке, рисованию, стихосложению или ведению домашнего хозяйства, но и преподавали основы делопроизводства и бухгалтерии. Возможно, что полученные там знания, природный ум и легкость мышления сыграли свою роль, но, документы архива указывают на то, что именно Шарлота была инициатором и разработчиком бизнес проектов семейного производства.
В 1903 году в некрологах о ней говорили как о мудром и умном финансовом директоре, способном превратить в бизнес даже увлечение мужа. В стенах ГМИИ имени Пушкина я услышала фразу-версию, с которой, наверное, можно согласиться: «без Шарлоты не было бы миллионов».
Многие шаги, предпринятые Шарлотой Брокар в продвижении семейного бизнеса, сегодня изучают студенты финансовых институтов и курсов. И пусть имя Шарлоты не обозначено в учебных пособиях финансовых вузов, мы имеем право утверждать, что пальма первенства во многих проектах принадлежит этой умной женщине, исходя из дат, стоящих на письмах и протоколах собраний предприятия.
Елена Артова
Подписывайтесь на канал, ставьте пальчик вверх, комментируйте, делитесь с друзьями. Это делает канал интереснее и полезнее для всех. "АртовПортал" работает для Вас!