Найти тему
зайнаб магомедова

Туры по Дагестану

Оглавление

Дагестан - уникальное созвездие народов: это аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, русские, рутульцы, табасараны, таты, цахуры, чеченцы-аккинцы и многие другие. Всего же в республике, на площади в 50,3 тыс. кв. км, проживает 2,7 млн человек. Дагестан населяют представители множества национальностей.

Республика Дагестан – самый многонациональный регион Российской Федерации. В ней проживает более 60 народностей, из них 30 - коренные (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, ногайцы, табасаранцы, агулы, рутулы, цахуры и др.). Трудно найти на земном шаре место, где на такой небольшой площади размещалось бы столько народов с различными языками и диалектами, культурными традициями и обыденными особенностями. Неслучайно еще в древности горный Дагестан называли не только «страной гор», но и «горой языков». Народы Дагестана говорят на языках, относящихся к трем крупным языковым семьям: северокавказской, алтайской и индоевропейской; государственным языком и языком межнационального общения является русский язык.

Дагестанская цивилизация сформировалась в процессе постоянного укрепления и расширения тысячелетних связей между народами Дагестана. Сегодня мы можем наблюдать совершенно новое качество взаимоотношений, связанное с изменением уклада общественных отношений, характера связей между народами. Сохранение своеобразия жизни каждого из дагестанских народов было бы невозможным без сохранения общности и единства их культуры. Языковые, психологические, культурные различия между народами, конечно же, сохраняются, но это ведет только к “гармонии многоголосья”. Веками развивавшиеся межэтнические контакты способствовали формированию у дагестанских народов единых норм общения и поведения, и это при сохранении специфических особенностей у каждого из них. Оздоровление, укрепление общества, возрождение экономики, культуры республики возможно и достижимо при условии мобилизации усилий всех народов, местных органов власти, общественных организаций, молодежи, старших поколений, при политической, моральной, финансовой, экономической поддержке со стороны государства. Чем сильнее и крепче станут все народы, тем скорее Дагестан станет богаче и красивее. Дагестан тем и прекрасен, что является общей родиной различных самобытных культур, языков и народов, с общей судьбой в единой республике Российской Федерации.

96 % верующих — мусульмане: из них 95 % — сунниты, 5 % — шииты. 4 % верующих — христиане (православные).

Рождаемость — 19,5 на тысячу населения (3 место в Российской Федерации, после Ингушетии и Чечни). Среднее число детей на одну женщину — 2,13.

До 40-х годов ХХ века в Дагестане на территории Бабаюртовского, Хасавюртовского и Кизлярского районов проживало около 6 тыс. немцев. Наиболее крупными колониями их были — Люксембург (Романовка), Татаюрт (Эйгенгейм), Львовский № 1 (Вандерлоо № 1), Рассвет (Лениндорф). Всех немцев после начала ВОВ выслали в Казахстан и Среднюю Азию.

Мы предлагаем Вам окунуться загадочный мир Дагестана. Дагестан богат своими высокими горами, морем, водопадами, культурой, традициями, искусством и многое другое.

Туры по Дагестану.
Туры по Дагестану.

-3

Плато и курорт Матлас находятся в Хунзахском районе Дагестана, недалеко от одноименного села, в 140 км от Махачкалы. Удивительное живописное плато с неповторимыми каньонами, водопадами и озерами расположено на высоте 1800 метров над уровнем моря. Это самое популярное место среди гостей Дагестана, ведь здесь каждый может найти себе занятие по душе. В горах есть множество минеральных источников, которые полезны при лечении заболеваний желудка и почек. На его территории строится горнолыжный курорт, который будет работать круглогодично. Остановиться на отдых можно в близлежащих отелях, где созданы все условия для комфортного проживания. Посетить Матлас можно как в составе экскурсионных групп, так и самостоятельно. Плато Матлас поражает своей красотой, с его вершины видны все окрестности как на ладони. На его территории есть смотровая площадка, на которой находится небольшая мечеть. С нее открывается шикарная панорама — ущелье, изрезанное волнообразными хребтами, река и ниспадающие водопады. По горным склонам раскинулись селения, серпантины дорог вьются по ним атласной светлой лентой. Со смотровой площадки начинается спуск в ущелье, к нему ведет лестница. На дне ущелья находятся Ханские ванны — так называют их местные жители, которые рассказывают, что во времена правления аварских ханов в этих природных источниках купались их жены и дочери. Источники находятся под открытым небом, поэтому в жару вода в них теплая. Глубина таких ванночек небольшая — не более одного метра. Экстрим-парк Матлас

Курорт Матлас славится экстремальными видами отдыха. На его территории есть экстрим-парк, от посещения которого захватывает дух. Стоимость билета начинается от 500 руб. Главный аттракцион здесь — зиплайн, который представляет возможность на быстрой скорости спуститься по стальному канату над каньоном на высоте около 100 м с помощью блок-роликов.

В экстрим-парке есть еще один аттракцион — виа феррата. Он представляет собой скалистый участок для прохождения, который оборудован тросами и скобами. Преодолевая его, помимо захватывающих ощущений, посетители наслаждаются удивительной красотой гор. После прохождения по конструкциям из металла над пропастью нужно еще преодолеть путь по подвесному мосту протяженностью 40 м.Каменная чаша на плато Матлас

Чтобы попасть в Каменную чашу — теснину, нужно свернуть от водопада в противоположную сторону и пройти через плато. Говорят, что так ее назвал один из туристов, которого впечатлила красота внутри чаши. Она представляет собой три скалистых зала, соединенных друг с другом узкими проходами и пещерами. Стены теснины расписаны разными цветами и мхом. Протяженность Каменной чаши составляет 90 м, в высоту она достигает 30 м, в ширину — 17 м. Даже летом здесь холодно, поэтому нужно взять с собой теплые вещи. В сезон дождей пройти к теснине можно только в сапогах, поскольку земля сильно промокает и можно увязнуть в ней.

-4

Аранинская крепость в Хунзахе.

Аранинская крепость была построена для укрепления русской власти в Дагестане. 3 июня 1864 году было начато строительство крепости в 2 километрах от Хунзаха, на высокогорном хунзахском плато в селении Арани. Плато расположено на высоте 1700 метров над уровнем моря.

В 1867 году крепость была достроена. Крепость является фортификационным сооружением и занимает примерно 3 гектара земли. Крепость – одна из самых больших и хорошо сохранившихся в Дагестане и является объектом культурного наследия федерального значения.

Аранинская крепость-окаймленная со всех сторон крепостными стенами и пристроенными к ним различными зданиями, из которых ни одно не выходит за крепостные стены. Она представляет собой маленький городок. Крепость строили направленные в Хунзах русские мастера, греки, солдаты и местные каменотесы. Ко всем этим работам горцы относились настороженно, но в последующем привыкли и, в конце концов, завели дружбу с гарнизоном, особенно с нижними чинами.

В плане крепость представляет собой неправильный прямоугольник. Протяженность крепости с севера на юг составляет около 150 метров, а с востока на запад она достигает 200 метров. Угловые части крепости укреплены четырьмя большими угловыми корпусами: северным, восточным, северо-восточным и юго-западным, служившими одновременно оборонительными стенами и казармами для солдат. Угловые корпуса состоят из примыкающих под тупым углом друг к другу боковых крыльев и вынесены наружу угловых башен, снабженных бойницами для ружейного боя и пушечной обороны. В крепость ведут двое въездных ворот: северо-восточные и юго-западные. На ее территории располагаются жилые и хозяйственные постройки. В центральной части находится самое большое по своей протяженности здание, служившее первоначально гарнизонной больницей. Подсобными рабочими были солдаты, жившие в наскоро сколоченных времянках и палатках. Внутри крепостных стен возникли казармы для солдат, лазарет, цейхгауз, склады и другие подсобные помещения. Помимо зданий, выстроенных до 1917 года, ряд небольших зданий подсобно-вспомогательного характера были выстроены в советское время. Но в основном это двухэтажные здания царских времен. Основанием под фундаментами всех зданий служит скала, выходящая во многих местах не поверхность земли. Стены всех зданий и цоколи выложены из камня на крепком растворе. Все стены строили из прочных материалов на случай осады и обстрела из пушек. Лицевая часть крепостных стен, башен и выступающих казематов с бойницами и амбразурами выложены из больших, чисто отесанных камней. Наружные стены зданий также выложены из камней правильной формы и оштукатурены. Кладка цоколей и стен всех зданий находится в отличном состоянии, несмотря на то, что постройкам уже 154 года. Толщина стен первых этажей более 1 метра, вторых этажей - чуть менее 1 метра. Лес для строительства привозили из Астрахани. После гражданской войны Аранинская крепость потеряла свое военное назначение. В здании, где жили офицеры, устроили больницу, в лазарете - школу-интернат горянок, в бывших складах - жилой дом, клуб на 33 места. Внутри крепостных стен при советской власти построили только одно здание - амбулаторию. В настоящее время на территории крепости расположена поликлиника и военкомат.

-5
-6

Водопад Тобот является самым высоким водопадом в Дагестане и одним из самых высоких на Кавказе. Также этот водопад называют Хунзахский, по названию поселка, где он расположен. Высота водопада Тобот достигает 70 метров. Как и все водопады Дагестана, он питается тающими снегами в горах, поэтому водопад Тобот полноводный только весной. Водопад Тобот на Хунзахском плато в Дагестане.

-7

Гуниб — село в Дагестане, находится в 150 км от Махачкалы на Гунибском плато (высота над уровнем моря от 1500 метров). Раньше село называлось Хубитль, основано в 1859 году, т.к. русские здесь строили военное укрепление. До появления ислама в Дагестане, здесь проповедовали христианство.

Основное занятие жителей, что раньше, что сейчас — животноводство и земледелие.

Гуниб считается самым солнечным населенными пунктом Европы, здесь уникальный воздух который подходит для лечения легочных болезней. Достопримечательности Гуниба

Гунибская ГЭС — Гидроэлектростанция им. Расула Гамзатова на реке Кара-Койсу построена в 2005 году.

Памятник «Белые журавли» Памятник открыт в августе 1986 года уроженцем Дагестана поэтом Расулом Гамзатовым и композитором Яном Френкелем — авторами песни «Журавли». Скульптор А. Сайгидов

 Салтинская теснина — Памятник природы регионального значения. Теснина длиною 1,5 км, шириной 40 метров, высотой до 20 метров. Жемчужина теснины – подземный водопад высотой около 20 метров.

Гамсутль — Город-призрак, село, где никто не живет, мертвое поселение. Последний житель скончался в 2015 году.

Гунибская крепость — Крепость построена в 1862 году после пленения здесь имама Шамиля в ходе Кавказской войны, как опорный пункт русской армии. Сохранилась часть стен и ворота в крепость (южные – ворота Барятинского и северные – Шамилевские ворота).

Беседка Шамиля, Царская поляна — Ротонда возведена на месте сдачи имама Шамиля князю Барятинскому 25 августа 1859, завершившей Кавказскую войну. Здесь де расположена Царская поляна – место, где в 1871 году император Александр II дал завтрак офицерам Кавказской армии.

Историко-архитектурный музей — Музей располагается в здании 1862 года постройки, где до 1918 года располагалась военно-местная церковь святого великомученика Георгия Победоносца.

Природный парк «Верхний Гуниб». — Особо охраняемая природная территория, где живут и гуляют олени, которых можно покормить.

-8

-9

Салтинский водопад единственный в Дагестане подземный водопад. С 1983 года является памятником природы регионального значения. Пещера и сам водопад расположены в каньоне реки Салтинка (Салтинская теснина) возле селения Салта, в Гунибском районе республики. Высота водопада – 20 метров. Организованные экскурсии бывают здесь редко. Поэтому главные посетители водопада – местные жители или туристы, ищущие чего-то необычного и неисхоженного.

-10

С. ГАМСУТЛЬ

В живописном завораживающем своей величественной горной красотой Дагестане в Гунибском районе расположено селение Гамсутль. Этот заброшенный горный аул называют «селом-призраком» из-за отсутствия людей. Кто-то из жителей перебрался в более крупные селения или города за лучшей жизнью, кто-то умер. Постепенно поселок опустел. В 2015 году скончался последний его обитатель.

ИСТОРИЯ

Время образования селения точно не известно. Предположительно основали его аварские ханы. С аварского языка название аула переводится как «подножие ханской башни». Вполне вероятно, что хан — основатель Гамсутля, жил на вершине горы, а на ее склонах располагалось его войско. Селение имеет очень удобное местоположение, отсюда отлично просматривается вся близлежащая местность. Крутые склоны и трудный подъем делают это место практически недоступным для врага.

Благодаря талантливым военачальникам и неприступным скалам Гамсутль ни разу не был покорен ни одной армией. Согласно преданиям в военном совете селения была одна женщина. История не сохранила ее имени, но известно, что она была единственной женщиной-полководцем за всю историю Дагестана. В ходе одного сражения ей удалось хитростью завлечь противника к ущелью. После победного разгрома врага вода на дне пропасти окрасилась в красный цвет, с тех пор водоем называют «Красная река».

Русские войска тоже так и не смогли попасть в аул. По легенде Имам Шамиль наблюдал за русской армией со скалы похожей на зуб, которую так и прозвали «зуб-скала». Неприступность высокогорного селения и военная тактика полководцев не дали возможности русским войскам завоевать Гамсутль.

Есть сведения, что Имам Шамиль ссылал сюда провинившихся, за что селение в те времена получило название «Шамилевской Сибири». КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ

Гамсутль был населен аварцами, поэтому исторические обычаи и культура аула имели те же корни, что и все традиции аварцев. Основными ритуалами, регулирующими взаимоотношения в культуре этого народа являются:

  • безусловный авторитет старейшин;
  • уважение к старшим;
  • выдерживание дистанции между беседующими;
  • гостеприимство;
  • приоритет мужчины над женщиной в семейных отношениях;
  • запрет на общение между молодыми людьми до свадьбы;
  • обычай кровной мести.

Аварская культура богата устными сказаниями, преданиями, сказками, песнями, большим разнообразием танцев.

За время существования села три религии уступили место друг другу — зороастризм, христианство и мусульманство.

Вероятно, аул населяли и другие народности, о чем свидетельствуют надписи на стенах домов на иранском языке. В окрестностях Гамсутля была найдена надгробная плита надпись, на которой сделана около двух тысяч лет назад на древнеиранском языке. ПРИРОДА ОКРЕСТНОСТЕЙ

Живописный уголок этого региона щедро награжден природой мягким климатом, чистым воздухом и обилием солнца. Местность вокруг поселения гористая. Во времена расцвета Гамсутля недалеко находился густой лес с разнообразной дичью. Эта территория богата родниками. Совсем рядом с аулом бьет родник с целебной водой. Его полезные свойства известны по всей округе. «Куаниц» — так называют его местные жители, что в переводе означает «съедобная вода».

Гора, к склонам которой прилепился аул-призрак служила основанием для постройки жилищ. Одной из стен домов была сама скала, если из-за неровной поверхности не было возможности применить ее в качестве части здания, то скалу дробили. Камни, остававшиеся от дробления приспосабливали как строительный материал. Крыши домов покрывали бревнами, а сверху насыпали землю. Сильные ливни смывали этот слой кровли, в результате чего крышу приходилось регулярно ремонтировать и утрамбовывать.

-11

Чох — одно из древнейших поселений в Дагестане и вообще на Кавказе. Археологические находки, обнаруженные здесь, относят к 6 тысячелетию до н.э.! Сейчас же Чох — колоритный аул среди живописных гор и отличная база для путешествия по региону: в Гамсутль (всего несколько километров), аул Согратль чуть дальше, в Гуниб, Салтинский водопад и другие места. Название «Чох» переводится с аварского как «стоянка, остановка». Вполне логично, учитывая, что в Чохе сходилось сразу несколько дорог Великого Шелкового пути. Аул находится в 165 километрах от Махачкалы и со всех сторон окружен прекрасными горами. В мае, когда состоялась моя поездка, наблюдать за зелеными склонами вокруг — просто услада для глаз. А прогуляться по узким улочкам с домами из желтого камня, необычными дверьми и застекленными верандами тоже очень интересно!

-12

Озеро Мочох

Природа способна стать великим бедствием или великим художником. Она одновременно постоянна и изменчива, и заданный вопрос «Почему?» иногда может прозвучать и остаться без ответа. Вся её суть в неподдающемся никаким прогнозам и выдвинутым гипотезам движении.

28 сентября 1963-го года, пришедший в движение большой горный массив с северной части горы Ичгох, навсегда изменил ландшафт внутригорного Дагестана. Со скоростью в 250 метров в сутки почти 8 дней склон медленно, но верно сползал к маловодной речке Мочохтлар, где ему было суждено засыпать узкое и глубокое ущелье реки. В результате, образованная естественная каменная плотина высотой в 60 метров и длиной в 400 м., создала новую экосистему.

Хунзахский район, озеро Мочох
Хунзахский район, озеро Мочох

Появившиеся благодаря природе горное озеро получило своё название от аула Мочох, на окраине которого и выше по реке оно появилось. Чтобы увидеть это чудо нужно преодолеть путь в 1632 метра в высоту и выйти в ущелье, где между двумя хребтами Качта (Очлннский) и Танусдирил расположилось озеро.

-14

Этот дагестанский тоннель, через который проходит автомобильная дорога, является самым протяженным в России. Он соединяет город Буйнакск с селом Гимры. Благодаря ему при любых погодных условиях возможно самое короткое транспортное сообщение между девятью горными районами Республики и её центром. Также Гимринский тоннель связывает населенные пункты с железной дорогой и обеспечивает бесперебойное строительство Ирганайской гидроэлектростанции. В длину он составляет 4,3 км и за 1 час может пропустить около 4 000 машин. Проезжая часть шириной 7 м рассчитана на габариты высотой до 5 м.

Глубина тоннеля – почти 1 км. Его прорубили в почве, основу которой составляют известняки, алевриты, песчаники и аргиллиты. Гимринский тоннель имеет сечение, диаметр которого составляет 9 м. Что касается его продольного профиля, то он двускатный.

Параллельно автодорожному тоннелю расположили сервисную штольню, которая обеспечивает его дренаж и вентиляцию. Каждые 300 м штольни отмечены соединительными сбойками. В тоннеле есть хорошее освещение, системы сигнализации (пожарная и охранная) и вентиляции, громкоговорители и ТВ-наблюдение. Он также оснащен телефонной связью и центральным диспетчерским управлением. Тоннель с автомобильной дорогой строили, чтобы подвозить грузы для возведения Ирганайской ГЭС – именно в рамках этого проекта он финансировался. Проходку начали в последний день 1979 года (северный портал), а в 1983 году приступили к проходке со стороны южного портала.

Строили Гимринский тоннель в непростых геологических и погодных условиях. Чтобы снабдить необходимыми грузами южный портал, их перевозили водохранилищем Чиркейской гидроэлектростанции, а потом грузили на автомобильный транспорт. Северный портал находился под руководством Л.П. Парасюка. В 1991 г. выполнили сбойку забоев и запустили временную эксплуатацию тоннеля. До соединения выработок по нему передвигались через штольню – для этого даже оборудовали переходы, которые тянулись от основного ствола.

Поскольку строительные работы так и не окончили, состояние тоннеля долго было плачевным: из-за отсутствия должного укрепления его сводов происходило просачивание грунтовых вод. Зимой 2007 года в селе Гимры проводили контртеррористическую операцию, поэтому проехать через тоннель было нельзя – его закрыли.

В середине нулевых Гимринский тоннель хотели реконструировать. К 2010 году планировалось полностью сдать его в эксплуатацию, но потом дату пересмотрели и перенесли на год вперед. В 2011 г. на строительство отвели 1,7 млрд р. Работы к этому времени не успели завершить, поэтому в качестве окончательной даты был назван сентябрь 2012 г.

В итоге открытие реконструированного тоннеля состоялось в начале октября 2012 г. Торжественная церемония проходила с участием полпреда президента России в СКФО А. Хлопина, президента Республики Дагестан М. Магомедова, главы Республики Ингушетия Ю. Евкурова и др.

Гимринский автодорожный тоннель – это дорога стратегического значения, которая связывает горные районы Дагестана с Махачкалой. Именно поэтому здесь нередко происходили террористические акты. Один из них предотвратили осенью 2005 г.

-15

Гимринская башня (авар. Генуб си) — оборонительная башня в селе Гимры, Унцукульского района Республики Дагестан. Сооружена в XIX веке. Один из образцов оборонительных сооружений горцев Дагестана, строившийся для обороны от напавшего врага. ашня была построена для обороны аула Гимры первым имамом Дагестана Гази-Мухаммадом и его мюридами, в числе которых был и Шамиль, после поражения под Хунзахом в 1830 г. Спустя два года после постройки 10 октября 1832 года войска барона Г. В. Розена подступили к аулу Гимры.
По замыслу
Вельяминова 4 батальона пехоты и 300 грузин с двумя орудиями должны были, пройдя по склону горы слева, спуститься в тыл защитникам первой стены. После этого два батальона с 2 орудиями должны были атаковать первую стену спереди. Но этот план не сработал: нападающие были отбиты, потеряв значительное число убитыми и раненными. Тогда Вельяминов с подкреплением сам пришел на помощь отряду, посланному в обход стены. После непродолжительного боя русский отряд завладел склоном горы. В это время другая часть отряда пошла на штурм первой стены спереди. Защитники первой стены, опасаясь быть окруженными, отступили, рассчитывая закрепиться за второй стеной. Но им не удалось это сделать. Вторая стена была взята тем же способом. После того, как нападающие овладели второй стеной, они соединились и заняли третью стену без сопротивления. Основная часть защитников рассеялась по склону горы в сторону Гимры. Но были и те, кто заняв завалы, устроенные из камней, продолжали сопротивление. Батальон 41-го Егерского полка попал на такое место, откуда горцы не имели возможности отступить. В этом месте горцы дрались с ожесточением и были истреблены до последнего.
Сражение в этот день закончилось, когда уже стемнело. Наступившая ночь не позволила русским войскам войти в
Гимры в тот же день. Основная часть отряда Вельяминова расположилась на ночлег между третьей стеной и селом. Наутро русские заняли Гимры без сопротивления. Смерть Гази-Мухаммада

За первой стеной находились две башни с бойницами. После того, как русские войска овладели первой стеной, в башнях осталось несколько человек, которые оказались окружены. Они стали отстреливаться. Тогда Вельяминов приказал стрелять по башням из пушки. Действие артиллерии вынудило некоторых горцев, укрывшихся в башне, выйти из неё. Русские солдаты, окружив башню, кололи штыками выбегавших из башни. Так был убит предводитель горцев — Гази-Мухаммад. Другие защитники, несмотря на обвалившиеся стены, продолжали отстреливаться, но вскоре были перебиты.
Лишь на следующий день стало известно о том, что среди убитых защитников башни был
Гази-Мухаммад.
Согласно преданию, тело
Гази-Мухаммада приняло положение молящегося: одна рука держалась за бороду, вторая — указывала в небо. Прорыв Шамиля
Одним из немногих кому удалось избежать смерти, из числа защитников башен, был
Шамиль — будущий имам Чечни и Дагестана, сумевший вырваться из окруженной башни. При этом Шамиль зарубил нескольких солдат и сам был тяжело ранен штыком в грудь.

А. Ф. Рукевич — офицер Эриванского полка, в своих воспоминаниях сообщает:

После упорного сопротивления башня была взята нашими войсками, и все защитники вместе с самим Кази-Муллой переколоты, но один, совсем почти юноша, прижатый к стене штыком сапера, кинжалом зарезал солдата, потом выдернул штык из своей раны, перемахнул через трупы и спрыгнул в пропасть, зиявшую возле башни. Произошло это на глазах всего отряда. Барон Розен, когда ему донесли об этом, сказал:— Ну, этот мальчишка наделает нам со временем хлопот….

После пленения Шамиля М. Н. Чичагова — супруга полковника М. Чичагова, который был приставлен к Шамилю в период его жизни в Калуге, составила и опубликовала биографический очерк. Эпизод со смертью Гази-Мухаммада, со слов Шамиля выглядел следующим образом:

« Тогда Кази-Магомед сказал Шамилю „Здесь нас всех перебьют, и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрём, пробиваясь“. С этими словами он, надвинув на глаза шапку, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошёл ему в спину. Шамиль, схватив правою рукою дуло ружья левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, поражённые его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.„
-16

...SVB...

Во всеподданнейшем рапорте барона Розена из лагеря при селе Гимры от 25 октября 1832 года говорилось:

“Неустрашимость, мужество и усердие войск вашего и.в. начальству моему всемилостивейше вверенных, преодолев все преграды самой природой в огромном виде устроенные и руками с достаточным военным соображением укрепленные, несмотря на суровость горного климата, провели их, чрез непроходимые доселе хребты и ущелья Кавказа, до неприступной Гимри, соделавшейся с 1829 г. гнездилищем всех замыслов и восстаний дагестанцев, чеченцев и других горских племен, руководимых Кази-муллою, известным своими злодеяниями, хитростью, изуверством и смелою военною предприимчивостью… Погибель Кази-муллы, взятие Гимров и покорение койсубулинцев, служа разительным примером для всего Кавказа, обещают ныне спокойствие в Горном Дагестане»
-17

Самая современная достопримечательность в старинном Дербенте - это Экраноплан "Лунь". Он получил прозвище Каспийский монстр.

Экраноплан - фактически корабль с крыльями, которой может лететь над водой на огромной скорости. Это уникальная советская разработка, которая была заброшена после развала СССР.

Парк "Патриот" в Дербенте

Появился этот необычный туристический объект в Дагестане в 2020 году, когда здесь было решено создать парк "Патриот". Уникальный военный корабль должен стать его главным экспонатом. Сам экраноплан уже давно не на ходу, и сюда его притащили по морю буксиры. До этого он хранился на военной базе в Каспийске в нескольких десятках километрах от Махачкалы.

На побережье для будущего памятника заготовили бетонное основание и в течение лета 2021 года огромную махину планировали затащить экскаваторами по песку на постамент.

Пока песчаные дюны вокруг экраноплана мало напоминают будущий парк "Патриот". Местами стоят таблички "Проход запрещен", около дороги заготовлены еще несколько полуразобранных военных экспонатов. Но уже сейчас сюда стекается куча любопытных и даже привозят организованные группы туристов. История и характеристики экраноплана

Экраноплан "Лунь" построили в 1986 году на заводе в Нижнем Новгороде. В 1990 году после опытных испытаний приняли на вооружение в Каспийскую флотилию.

Фактически это морское судно с крыльям как у самолета, которые создают подъемную силу, позволяя кораблю приподниматься над ровной поверхностью. При этом исчезает сопротивление силы трения, и экраноплан может развивать недостижимую для обычных кораблей скорость в 500 км/ч. Основное преимущество перед обычными кораблями - это скорость. Отличие от самолетов - экраноплану не нужна взлетная полоса. Он может двигаться над любой плоской поверхностью: вода, лед, ровная суша. Кроме того, "Лунь" не виден на радарах. В отличие от кораблей он легко перелетает минные поля на море.

Из-за высокой скорости экраноплан предполагалось использовать как боевое наступательное судно. Сверху на корпус установили 6 пусковых установок с ракетами, которыми он мог потопить даже авианосец. За свои огромные размеры и скорость его прозвали Каспийским монстром. Судите сами.

Технические характеристики экраноплана "Лунь"

  • высота 19 метров
  • длина 74 метра
  • размах крыла 44 метра
  • площадь крыльев 550 кв. метров
  • масса 243 тонны
  • высота полета 1-5 метров
  • дальность полета 2000 км

В экипаже этого монстра было всего 10 человек. Он мог находиться в автономном режиме без захода в порт до 5 суток. К сожалению, с развалом СССР разработка экранопланов была прекращена. Второй такой корабль так и не был достроен, а "Лунь" ржавел в порту Каспийска.

Сейчас периодически думают о возрождении экранопланов, но в качестве спасательных судов. Ведь ни один корабль не доберется до терпящего бедствие суда так быстро как экраноплан.

К счастью, "Лунь" не распилили на металл, и сейчас этот уникальный корабль станет музейным экспонатом, как и еще одна советская разработка - космический челнок "Буран".

-18

Крепость Нарын-Кала

Крепость Нарын-Кала расположена в западной части города Дербента. Это древняя доарабская цитадель, часть Дербентской крепости, соединённая с Каспийским морем двойными стенами, призванными перекрывать так называемые Каспийские ворота в Персидскую державу. Морская часть стены заходит на 500 метров в море, запирая вход в гавань. Нарын-Кала входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория крепости составляла около 4,5 га. Внутри находились конструкции, необходимые для того, чтобы держать осадное положение: в частности, объёмный резервуар для питьевой воды, большей частью уходящий под землю. Русские войскам под командованием Валериана Зубова взяли крепость Нарын-Кала в 1796 году, во время войны с Персией. Итак, что же интересного мы можем узнать о цитадели Нарын-Кала?

Стены крепости строились из известняка, их высота стен начиналась от 6,5 метров и достигала 20 метров, а толщина — до 3,5 м. Грандиозное сооружение! РЕКЛАМА

Только парные львы по-прежнему охраняют его главный вход.

Факт 2. Подземные тюрьмы-колодцы

На территории крепости находятся 2 подземные тюрьмы - малый и большой зинданы. Это такие колодцы глубиной 11 метров, сверху зарешеченные. Попасть в малую тюрьму считалось большим счастьем, потому что оттуда было все же два выхода: казнь или большой зидан. Казнь - это хорошо, мгновенная смерть. А вот в большом зиндане заключенные умирали от ядов разлагающихся тел их несчастных предшественников - долгая и мучительная смерть. Факт 3. Ханские бани

Ханские бани - интересный и необычный объект. В те далекие дни, когда крепость была обитаема, существовали женские и мужские банные дни. В дни, когда бани топились, было строжайше запрещено даже смотреть в сторону бань. Если в том, что разглядывает здание бань был повинен мужчина, ему выкалывали левый глаз и отправляли воевать. Лучник с целым правым глазом еще мог принести какую-то пользу войску.

А вот женщинам везло в этом плане меньше. Если несчастная осмеливалась поднять глаза в сторону бань, то ей выкалывали оба глаза, ибо, чтобы качать люльку, ей глаза не нужны. Факт 4. Про толстых жен Хана

Если одна из обитательниц гарема, то есть, по сути, ханских жен и наложниц, вдруг набирала вес и переставала быть стройной, на нее надевали паранджу и На них надевали паранджу и заставляли бегать по крутому подъему и по лестницам вверх и вниз до тех пор, пока девушка не приходила в свою форму.

Факт 5. Почти Большая Китайская стена

Та крепость, которую сейчас могут осмотреть туристы - лишь небольшая часть оборонительной системы, которая защищала от кочевников кавказский народ. А вообще, система включала в себя саму крепость, морские стены, которые защищали от набегов с моря (они сейчас разрушены) и городские стены. Между городскими стенами и располагался город Дербент. А вот стена Даг-бары уходила в горы чуть ли на 50 км. И, как Великая Китайская стена, позволяла и в горах контролировать обстановку. Горные стены, к сожалению не сохранились. Строили-то их качественно. Только вот, когда в военных событиях наступило затишье, они стали неактуальны. Жители Дербента разобрали камни для строительства своих домов и щебенения улиц.

Факт 6. Солнечные часы

В одном из помещений Ханских бань есть солнечные часы. В своде крыши сооружения - небольшое круглое отверстие. Солнце, попадая в него, отбрасывает столб света на определенный сектор на полу, каждый из которых соответствует времени суток. Меток на полу сейчас нет. Но можно себе представить, как это выглядело. Факт 7. Водопровод

Почему-то все крепости всегда кто-нибудь хотел завоевать. Крепость Нарын-Кала - не исключение. Но силой взять ее было невозможно, тогда кочевники применили хитрость.

В древнем Дербенте был водопровод. Каменные желоба были покрыты каменными плитами. Высоко в горы, туда, где были родники, были проведены эти каменные трубы. Хазары нашли пастуха, который знал, где находится водопровод, под пытками узнали эту тайну. А потом зарезали 100 баранов и их кровь пустили по трубам. Так город остался без воды и ему пришлось сдаться.

Факт 8. Водохранилище или первая в России христианская церковь?

Водохранилищ на территории крепости несколько. Но самые большие вопросы, на которые пока нет ответов, вызывает крестообразное.

-19

Пока не очень понятно, действительно ли это было водохранилище или христианский храм? В пользу последней версии говорит то, что стены сооружения четко сориентированы по сторонам света, а фома креста только подтверждает эту мысль.

Факт 9. Про неверных жен

Этот уступ на стене - невероятно интересное место. Вообще, он предназначен для караульных, что-то вроде сторожевого пятачка. Он не имеет ограждения, а значит, дозорный может уснуть здесь, только рискуя собственной жизнью. Также, говорят, здесь проходили дуэли. Мне кажется, шансов выжить было мало и у победителя, и у побежденного.

Ну а самая интересная история связана с одной ханской женой, которая увлеклась другим мужчиной. По традиции ее должны были сбросить со стены крепости. Но она попросила Хана исполнить ее последнее желание: нарядиться в свои лучшие платья. Хан дал согласие. А хитрая дамочка надела все самые пышные юбки, что у нее были. А когда ее толкнули вниз, она просто спланировала, как с парашютом, и невредимая опустилась на землю. Догонять и добивать уж ее не стали - выжила и молодец!

Факт 10. Классные фотозоны

Ну и напоследок о кафе. Кафе здесь одно - небольшое, но выполненное в восточном стиле. Здесь можно выпить чаю из самовара, угоститься восточными сладостями. А классная фотозона добавит восточного колорита в ваши фотографии и оставит приятные воспоминания.

Также, говорят, здесь проходили дуэли. Мне кажется, шансов выжить было мало и у победителя, и у побежденного.

-20

Дербентская набережная

Современная набережная после благоустройства в 2017 году является одной из визитных карточек города. Отсюда открывается отличный вид на море и прекрасный древний город. Рядом с набережной оборудован пляж «Бриз» с отличной инфраструктурой, построено много кафе, ресторанов, сувенирных магазинов. Украшают набережную протяженностью 4 км фонтаны, цветники и оригинальные архитектурные объекты.

-21

Церковь Святого Григориса – часовня, возведенная в память о событиях IV века, в селе Нюгди Дербентского района Дагестана, в 37 км от Дербента.

В начале 4 века Григорис распространял христианство в двух близких к Армении странах на Кавказе - в Грузии и в Кавказской Албании. Служение там и привело его к мученической гибели. По приказу языческого царя прикаспийских областей св. Григориса схватили, привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. В труде Моисея Каланкатуаци «История страны Алуанк», написанном в 7 веке, сказано, что «святой Григорис принял мученическую смерть на поле, именуемом Ватнеан, на берегу великого моря». Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там.


Армянский храм Святого Григориса, с.Молла-Халил-Кент Дербентского района. Западный фасад храма.
Армянский храм Святого Григориса, с.Молла-Халил-Кент Дербентского района. Западный фасад храма.

В настоящее время точно не установлено время строительства церкви. Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню гласит: "Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, отреставрирован на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916.".

Вероятно, нынешнее здание церкви Св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала ХХ века.

Длина часовни – 17 м, ширина – 13 м, высота с куполом около 18 м.

На каждой стене сделаны углубления в виде прямых треугольных призм, которые вверху завершаются пятью расходящимися линиями.

С четырех сторон в стенах под крышей имеются сквозные отверстия в форме креста.

Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках относится к 1857 году, когда ее посетил известный в свое время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян (об этом сообщается в статье В.Г. Гаджиева и В.Григоряна «Дагестан в армянской дореволюционной литературе. Ростом-бек Ерзинкян о стране гор»). Ерзинкян написал статью «Гора Абасова и часовня святого Григориса», опубликовав ее в газете «Мегу Айастани», выходившей в Тифлисе на армянском языке.

Часовня святого Григориса была одним из самых почитаемых среди армян всего Восточного Кавказа вплоть до 20-х годов ХХ века.


Армянский храм Святого Григориса, с.Молла-Халил-Кент Дербентского района. Купольный свод храма с лепниной в центре.
Армянский храм Святого Григориса, с.Молла-Халил-Кент Дербентского района. Купольный свод храма с лепниной в центре.

В храме-часовне св. Григориса в селе Нюгди имелся камень с надписью на армянском языке. Этот камень найден уже в наше время, когда стало известно, что один из местных жителей хранил у себя в доме плиту с непонятной ему надписью на армянском языке, он завещал сыну, нашему современнику, отдать, когда придет время этот камень «хозяевам». Сегодня надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Надпись гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, реставрировала церковь в память о себе и своей семье. 1879 г.».

В советский период часовня была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. Стены часовни св. Григориса в Нюгди сохранились, а внутреннее убранство - нет. Но, несмотря на это, жители села почитали находящийся в их местности памятник религии и архитектуры.

Замысел современной реставрации возник, когда люди стали возвращаться к вере своих предков. С 2004 года работы по восстановлению святыни возглавил председатель дагестанского регионального отделения «Союза армян России» и лидер армянской общины Дербента Виктор Данилян при поддержке Армянской Апостольской церкви, а также местных властей и группы единомышленников.


Армянский храм Святого Григориса, с.Молла-Халил-Кент Дербентского района. Резные камни с надписями на армянском языке. Западный фасад.
Армянский храм Святого Григориса, с.Молла-Халил-Кент Дербентского района. Резные камни с надписями на армянском языке. Западный фасад.

Стены, крыша и купол часовни были укреплены, восстановлены двери и окна. Огорожен участок земли вокруг храма, сделана ограда. В настоящее время храм значительно преобразился. Внутри полностью закончена отделка стен, устроен каменный пол и алтарное возвышение, изготовлен купольный крест, местный художник – Мелик-Мамед Агабалаев написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы.

Жители села оказывают содействие в восстановлении храма: они указали, в каком месте реки находятся затопленные неизвестно кем ворота часовни. В реке же были найдены камень алтаря и другие каменные атрибуты собора. В этом благородном деле принимают участие не только армяне, но и люди, исповедующие другие религии, что свидетельствует о мире и добрососедстве в отношениях между народами Дагестана.

-25

Лиановый (Самурский) лес — это роща реликтовых субтропических лиан, которая располагается на территории республики Дагестан в дельте горной реки Самур. Большинство растений и диких животных, обитающих в лесном массиве, занесены в Красную книгу РФ и находятся под охраной национального законодательства.

Единственный субтропический лиановый лес в Дагестане

Лиановый лес в республике Дагестан является обладателем богатой флоры и фауны. Это единственная субтропическая роща, которая произрастает на территории РФ. На базе Самурского леса создан Национальный парк, который открыт для посещения туристами, желающими насладиться красотой Южного Кавказа.

Общая площадь Лианового леса составляет 112 км кв. Уникальной особенностью Самурской рощи является то, что вместе с субтропическими лианами произрастает большое количество дубов, кленов, грецких орехов и разнообразных фруктовых деревьев. Местные жители и гости республики следят за красотой уникального уголка природы, сохраняют его первозданный вид.

Кала-Корейш: заброшенное село, полное тайн Удивительные средневековые исламские памятники в горах Дагестана разрушают ветер и дождь, но старое село до сих пор притягивает туристов, паломников и ученых 12 октября, 2017 15467 Фото: Наталья Крайнова Надгробные плиты в селе Кала-Корейш Кала-Корейш — дагестанская Атлантида, которая не ушла под воду, а напротив, вознеслась высоко над миром, надежно укрытая от чужих глаз горными перевалами. Когда-то давно село было столицей крупнейшего средневекового феодального владения — Кайтагского уцмийства. Увы, от этой исламской цивилизации остались только кладбище с могилами уцмиев XII−XIX веков и мечеть XI века. Но даже то немногое, что уцелело в селе за более чем тысячу лет существования, поражает воображение: надмогильные плиты со стихами и философскими изречениями, похожие на саркофаги надгробия с вырезанным на них мировым древом, покрытые кружевной вязью деревянные ворота мечети. Чтобы все это увидеть, сегодня не надо совершать паломничество в труднодоступное село-крепость. Легенды и мифы древней крепости У легендарного поселения и история соответствующая — круто замешанная на невероятных космогонических событиях. По преданиям, основали село люди, приплывшие сюда во времена Всемирного потопа, а где-то в горах вмуровано в отвесную скалу железное кольцо, к которому и швартовались корабли. Как ни странно, в этой легенде есть доля правды: когда-то на месте Кавказских гор плескалось Сарматское море, а сами горы выглядели как острова. Но было это слишком давно — 10—14 миллионов лет назад. Другая легенда приписывает основание крепости арабам-корейшитам — мекканскому племени, к нему принадлежал и пророк Мухаммед. Эта версия объясняет название селения: Кала-Корейш в переводе с арабского — «крепость корейшитов» (местные жители называли село по-своему — Урцмуци). Фото: Наталья Крайнова В VII—VIII вв. (если верить арабским летописям) либо в IX—X вв. (в соответствии с исторической хроникой «Тарих Дагестан») в Кайтаг пришли арабские газии — поборники ислама, которые под знаменем священной войны огнем и мечом насаждали новую религию в Дагестане. Труднодоступная вершина горы, стоящей у слияния пяти рек, была для воинственных миссионеров идеальным стратегическим пунктом. Со всех сторон гору окружали ущелья, в село вела только узкая тропинка над отвесным обрывом. Высокие двухэтажные дома, глухой стороной обращенные к ущелью, были настоящей крепостной стеной. Укрепив поселение и построив систему сигнально-оборонительных башен, пришельцы превратили Урцмуци в один из первых форпостов распространения ислама на Северном Кавказе. Именно здесь была резиденция кайтагских уцмиев, которые, приняв ислам, утверждали, что ведут свой род от дядей пророка Мухаммеда — корейшитов Хамзы и Аббаса, — чьи потомки завоевали Кайтаг. — Это не более чем версия, — говорит Махач Мусаев, директор Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Фото: Наталья Крайнова Он объясняет, что это обычная практика: когда правящая династия как бы легитимизирует свою власть, возводя свой род к героям, царям, мифическим персонажам, богам, пророкам. — Самый древний исламский артефакт, найденный нами в Кала-Корейше, относится к началу XI века. Значит, можно говорить о том, что как минимум в середине X века сюда пришли мусульмане. Но к этому времени Арабский халифат уже сдавал свои позиции, и с большой долей вероятности мы можем говорить, что в Кала-Корейш пришли не арабы, а сельджуки или другие газии. Это было весьма распространенным явлением в раннем средневековье — отправиться за границы мусульманских земель нести ислам язычникам. К тому же на могилах первых кайтагских уцмиев имена не арабские, а местные, например Ахсибар, Хиздан. То есть апелляция к дядям пророка, причисление их к своим предкам — не более чем политический ход, попытка доказать свои права на престол в период дефеодализации. Поэтому мы не знаем, когда именно было основано поселение и когда было завоевано арабами, да и были ли это арабы. «Смерть — это дверь» Джума-мечеть XI века и пантеон кайтагских уцмиев с уникальными надгробиями XI−XIX веков — то, ради чего в Кала-Корейш поднимаются и паломники, и туристы, и ученые. Стелы выполнены в едином «уцмийском стиле»: на плите из местного камня арабской вязью вырезаны коранические тексты, философские изречения, стихи, их оплетают геометрический и растительный орнаменты. Удивительно: на редких могилах встретишь имя покойного.

— Из 39 надгробий имена есть только на пяти-шести. Арабская вязь выполняет не только эстетическую функцию, но в первую очередь — смысловую. Текст первичен, — комментирует эту особенность Махач Мусаев. — Он соответствует традиции и носит назидательный характер: рассказывает о неизбежности смерти, которая вместе с тем — «дверь» в загробный мир, о равенстве всех перед Господом, о бренности мира. «Все сущее тленно, кроме Него», «Разве не подобен этот мир и все, что в нем, тени, что уходит с закатом солнца?», «И днем, и вечером прибывают обитатели земли, и стираются их прекрасные черты» — изречения говорят о тщете всего сущего, о том, что имя человека забудется, останется лишь вечная мудрость. — Помимо текстов из Корана на плитах вырезаны отрывки из произведений поэтов разных стран. Так, на надгробии Амир-Хамзы (XVIII век) — стихи андалусского ханафитского ученого XI века Абу-Бакра ат-Туртуши. На других стелах встречаются тексты Фараздака — арабского поэта VII—VIII вв. из Басры; Зейн аль-Абидина — правнука пророка, подвижника, философа, очень набожного человека, жившего в Медине в VII веке, — продолжает Мусаев.

Надпись на надмогильной плите уцмия Амир-Хамзы, сына Мухаммад-хана, сына Ахмад-хана, 1788 год «Где прежние цари и целые народы? Куда ушли былые поколения? Где те, чьи головы были увенчаны коронами? Куда делась вся их челядь и свита? Где те, кто так гордился своею мощью и ратью? Куда делись те, кто обладал могуществом и властью? Воистину Аллах вывел их из просторов замков в тесноту могил, И пребывают они там под тяжестью камней и скал!» Но если все изречения на могилах посвящены смерти, то изображения говорят о вечности жизни. — Удивительно, что дагестанские камнерезы пользуются мотивами и символами, которые появились задолго до ислама: здесь и бесконечная виноградная лоза, и мировое древо с птицами на ветвях и зверями у корней, и солярные знаки, и свастика. Все это общемировые символы, которые появились еще в первобытные времена и встречаются в искусстве Ирана, Древней Руси, среди рунических камней викингов, у народов Дальнего Востока… Так, львы и орел, изображенные на саркофагообразном надгробии Хиздана XII—XII вв., поразительно напоминают животных, вырезанных на стенах Дмитровского собора во Владимире конца XII века. Остановись, мгновенье! В XIX веке уцмийство в Кайтаге было упразднено, и Кала-Корейш лишился былой славы и прежнего величия. А в 1944 году случилось событие, от которого селение так и не смогло оправиться: его жителей насильственно переселили в Чечню вместо депортированных чеченцев. С тех пор в Кала-Корейше никто, кроме хранителя, не живет.
Ветра и дожди делают свое дело, разрушая историко-архитектурные памятники. Археологи пытаются сохранить для истории ускользающую красоту: исследования Кала-Корейша с перерывами продолжаются с 1960 года.


-27

История и легенды священной горы Шалбуздаг в Дагестане

07.01.2016 Кавказские горы

Место расположения священной горы Шалбуздаг – Дагестан. Гора расположена на главном Кавказском Хребте и является местом паломничества мусульман и одним из самых востребованных туристических объектов. Это место особого почитания мусульман Кавказа и Закавказья.

Имя Шалбуздаг связывают с фразой турецкого языка «гора покрытая льдом». Есть другая версия происхождения этого названия, связанная с неким Шах-аль-Бурзой, жившим в этой местности в начале УШ века и помогавшим местным мусульманам в борьбе против хазар.

Данная возвышенность была почитаема и до распространения Ислама, так как в основе поклонения горным массивам лежит почитание местных духов – «хозяев». Именно они, по поверьям, снежными лавинами и селевыми потоками, наносившими серьезный урон сельскому хозяйству горцев, наказывали местных жителей за неуважительное отношение к местным святыням.

-28

Но не только наказания, но и дары давала священная гора. Плодородные луга на склонах горы служили кормом скоту, целебные травы берегли здоровье местных жителей. Все это доставалось людям, когда они почитали главное божество, живущее на горе. С распространением в этой местности Ислама, гора стала, почитаема как место захоронения борцов и мучеников, отдавших свою жизнь во имя Ислама.

Пик паломничества на гору приходится на август и сентябрь, когда немного прогреется горная земля. Восхождение к вершине горы начинается с ухабистой горной дороги, которая ведет к селению Куруш. За ним идет пешеходная тропа – «дорога пожеланий», на которой паломники и туристы оставляют столбики из камней.

Если желание благочестивое, то столбик простоит более семи дней. Дорога к вершине около 30 километров. Невозможно понять все величие горы Шалбуздаг по фото, ее нужно видеть! Крутые подъемы, огромные перегрузки, разряженный воздух не останавливают ни верующих, ни туристов. Ведь Шалбуздаг слышит мольбы о прощении грехов и исполняет заветные желания! Поднимаясь по тропе, вы увидите и посетите все значимые места, и секреты горы Шалбуздаг раскроется перед вами:

  1. Святилище Сулеймана – место расположенное близко к вершине. Здесь, по преданию, захоронен местный житель, всю свою праведную жизнь пасший скот. Но после его смерти, голуби принесли его тело на вершину горы, показав тем самым его святость. Его могила отделана белым мрамором, над ней был выстроен мавзолей. Местность вокруг устлана коврами для совершения молитв, а земля с этого места считается целебной. Пришедшие на поклон к святому, вот уже около 500 лет, просят его о самом значимом. Люди молятся святому:
  • о прощении грехов;
  • избавлении от болезней;
  • загадывают заветные желания;
  • бездетные пары просят детей;
  • родственники совершают паломничество по заветам умерших.

Они оставляют около могилы кусочки ткани с записанными желаниями, обходят могилу три раза, мысленно проговаривая задуманное, и приносят в дар дорогие ковры, когда желания и мечты сбываются.

-29
  1. Золотой Эренлер. Он расположен выше святилища Сулеймана. Основная достопримечательность этого места – Мечеть, убранство которой поражает роскошью. Здесь же находится камень для жертвоприношений и священный горный родник. Но надо принимать во внимание тот факт, что мечеть следует посещать, только поклонившись Сулейману.
  2. Горное озеро Зем-Зем, напоминающее голубую пиалу в окружении голых скал. Вода в нем считается священной и чудодейственной. Ледяную воду пьют, набирают, чтобы забрать с собой для оздоровления близких, женщины полощут в ней платки, чтобы набрать целебную силу, а камушек с берега озера станет добрым талисманом.
  3. «Место для загадывания желаний». В четырехметровой скале есть небольшая пещерка, и если вы сможете попасть в нее камешком – сбудется ваше самое заветное желание!
  4. «Грехометр» узкий проход, между двумя скалами, который зажимает грешников. Это мерило грехов. В то же время, человек, который не несет на себе бремя грехов, пусть даже он гораздо больше по объёмам и весу – свободно проходит через ущелье – скалы расступаются и пропускают его.
  5. Пир Эренлер – небольшая поляна без растительности, с расположенными на ней камнями различной величины. Для исполнения заветного желания необходимо проползти под тремя узкими проходам, расположенными под плитами, причем сделать это необходимо трижды!

Покидая вершину, соблюдайте древний обычай. После восхождения каждый должен поделиться со всеми вокруг тем, что у него есть. Если у вас осталась еда или вода – поделитесь ею с паломниками, встретившимися на вашем пути. Если вас наполняют положительные эмоции – подарите крупицу счастья встретившимся вам!

Легенды горы Шалбуздаг

О горе Шалбуздаг ходит немало легенд, преданий, примет и суеверий, вот некоторые из них:

  1. На горе жил праведный шейх Аль-Бурзи. Всю свою жизнь он провел в молитве о заступничестве Аллаха и сохранении жизни мусульман, здесь он умер и здесь он похоронен. Его имя почитаемо верующими, и память о нем хранится в их сердцах.
  2. Семикратное восхождение на гору высотой 4142 метра приравнивается к хаджу в Мекку.
  3. Шалбуздаг слышит мольбы о прощении грехов и исполняет заветные желания.
  4. Если на гору будет подниматься неверующий, он погибнет!
  5. Каждый, добравшийся до вершины горы и принесший на ней жертву, будет исцелен.
  6. Земля из горных пещер, смешанная с водой принесет облегчение больному и поможет от всех болезней.
  7. Если на горе вбить металлический предмет, то пройдет зубная боль.

Именно здесь загадываются и исполняются желания вот уже 500 лет! Все просьбы слышит Аллах, и 90% из них осуществляются! Именно это заставляет людей каждый год приходить на вершину этого удивительного места – горы Шалбуздаг.

Гора Шалбуздаг одна из самых важных туристических и религиозных достопримечательностей с уникальной природной средой. Ее склоны покрыты лугами с разнотравьем и часто сравниваются с альпийскими. Место святынь и исторические достопримечательности манят сюда мусульманских паломников и туристов, а разнообразная флора и фауна— любителей природы и научных исследователей.

-30

Осознав неисчерпаемый потенциал этого туристического ресурса, местные власти ведут целенаправленную политику популяризации истории горы Шалбуздаг и развитие туристического направления, связанного с ней. Все это дает возможность прогнозировать, что в ближайшее время гора Шалбуздаг станет не только местом паломничества мусульман, но и станет яркой туристической достопримечательностью Северного Кавказа.

-31

Дербентская Джума-мечеть — мусульманская святыня, исторический и архитектурный памятник VIII века. Она признана одной из старейших в мире и самой древней из действующих на территории России и стран бывшего СССР. Джума-мечеть в Старом городе Дербента — культовое сооружение мусульман, относящихся шиитской ветви религии. Сейчас на молитву в мечеть приходят и шииты и сунниты. История Джума-мечети Дербента

История строительства Джума-мечети отсылает нас к эпохе арабских завоеваний и военным походам известного арабского полководца Масламы ибн Абдул-Малика. Маслама, прославивший свое имя осадой Константинополя и другими военными операциями против Византии, был наместником Арабского халифата в Азербайджане и Армении. Борьба за влияние на Кавказе привела к конфликту интересов с Хазарским каганатом и продолжительным арабо-хазарским войнам в регионе.

Баб-аль-Абваб, в переводе с арабского — Ворота ворот, так называли Дербент арабские источники, расценивая его как стратегический центр на «Каспийском проходе» через Кавказский хребет. Весной 732 г. арабские войска под предводительством Масламы, которого местные исторические хроники именовали Абу Муслимом, начали осаду Дербентской крепости. В тот период Дербент находился под властью хазар. К 735 году арабам удалось захватить город, и с этого времени началось обращение жителей в ислам. аждый из 7 городских кварталов, так называемых магалов, получил собственную мечеть, предназначенную для повседневных молитв жителей окрестных домов. Для совершения общего пятничного намаза была построена большая общая Джума-мечеть. С тех давних времен на протяжении тринадцати столетий двери мечети открыты для мусульман. Только на несколько лет в 30- годы ХХ в. исламская святыня была закрыта, а ее здание перепрофилировано под городскую тюрьму. За свою историю Джума-мечеть претерпела несколько перестроек и реконструкций. Современный облик она обрела к началу XIX века.

Архитектура

Мечети, построенные в ранний период становления ислама (VII—VIII вв.), состояли из купольного молельного зала с колоннами и большого прямоугольного внутреннего двора с галереями и источником для омовений. В более позднее время культовые сооружения обрастали дополнительными постройками, в них появились айваны и величественные порталы над входом.

Джума-мечеть имеет трехнефный подкупольный зал размерами 68 м на 28 м, ориентированный по сторонам света. Над ним возвышается купол шлемовидной формы высотой 17 м. Как у многих шиитских храмов купол венчает не полумесяц, а кисть руки. Это «алям», почитаемый символ отрубленной руки мученика Аббаса ибн Али. Своды нефов поддерживаются 40 массивными колоннами, перекрытия между ними имеют стрельчатую форму. К молельному залу с западной стороны в XV веке пристроено двухэтажное здание духовного училища — медресе. Стрельчатая форма присуща не только сводам молельного зала. Ее имеют входные двери внутренних помещений, трое арочных ворот, ведущих во двор мечети, окна и многие другие элементы архитектуры. Древние платаны и внутренний двор

Двор дербентской Джума-мечети имеет классическую прямоугольную форму, его размеры — 45 м на 55 м. В центре двора расположен источник для ритуальных омовений. Он обрамлен стрельчатой аркой из светлого ракушечника. В уютном дворе много зелени, создающей тень и прохладу. Особого внимания заслуживают четыре исполинских платана. Считается, что эти деревья растут во дворе Джума-мечети уже 800 лет. Величественные кроны вековых платанов видны из любой точки Дербента.

Во дворе мечети врыт цилиндрический каменный столб, похожий на обломок колонны. С его появлением во дворе культового мусульманского места связаны множество версий, достоверность которых вызывает сомнения. По одной — его считают ритуальным камнем древнего языческого капища. Другая история, леденящая кровь, рассказывает о закопанных под колонной семи батманах (1 батман = 7.7 кг) человеческих глаз. Якобы, глаза выкалывал жестокий правитель Надир-шах во время Дагестанского похода 1742 года.

-32

Крепость семи братьев и одной сестры, известная также как Хучнинская, Ягдыгская крепость – часть оборонительной системы (Кавказская стена), защищавшей народы Табасарана, Дагестана от нашествий кочевников. Строилась в VII–VIII века. Является продолжением Дербентской крепости, строительство которой велось в VI–XVI века. Обе крепости построены из одного и того же строительного материала – ракушечного камня.

Крепость имеет географические координаты: 41 градус 57 минут 52 секунды северной широты и 47 градусов 57 минут 25 секунд восточной долготы. Расположена в одном километре к северу от села Хучни, административного центра Табасаранского района, на высоком обрывистом холме, над ущельем.

-33

Крепость семи братьев и сестры. Вид сверху.

Крепость представляет собой неправильной формы трапециевидное сооружение с мощными прямоугольными выступами по углам. Толщина стен у основания примерно два метра. Наиболее удобный, пологий подход (подъезд) к крепости – с северной стороны. Южная и восточная часть холма имеют крутые падения к рекам.

Крепость имеет два входа: с северной и восточной стороны. Главный вход находится с северной стороны. Он фланкирован (прикрыт) двумя выступами, которые позволяли обстреливать противника с флангов продольным огнем с целью прикрытия, защиты своих позиций.

Средняя высота стен – 8 м, они имеют утончение (сужение) кверху. На южном, северном и западном фасадах имеются бойницы, перекрытые плоскими камнями. Оба входа перекрыты мощными, толстыми каменными блоками размерами 50х120 см. Стены сложены из грубо отесанного камня на известковом растворе.

-34

Крепость семи братьев и сестры. Вид изнутри.

Это фортификационное сооружение до сих пор находится в хорошем состоянии, сохранились бойницы. В старину крепость была двухэтажной. Со временем первый этаж почти полностью был засыпан землей. В 2019 году по инициативе главы Табасаранского района Магомеда Курбанова на территории крепости проведены работы по облагораживанию прилегающей территории в целях обеспечения безопасности местных жителей и туристов.

Арабский автор, географ Ибн аль-Факих Хамадани, живший на рубеже IX–X веков, пишет, что из 360 замков крепости 110 находилось «во владении мусульман до земель Табарсеран». В сообщении Ибн аль-Факиха речь идет не только о Дербентской линии укреплений, а об общей системе укреплений горных ущелий, в том числе о крепости 7 братьев и 1 сестры.

-35

Крепость семи братьев и сестры. Вид из села Хучни.

По сведениям арабского географа, историка, путешественника Аль Масуди (родился в 896 году в Багдаде в Абассидском халифате, умер в сентябре 956 года в Каире), Дербентская оборонительная стена была доведена до укрепления Табасарана и «все это служило для защиты от нападений народов, примыкающих к горам Кабх (Кавказа), каковы аланы, хазары, турки, сериры и иные племена кяфиров».

Сведения об этой крепости содержатся и в других источниках. Так, в 1928 году архитектор Е.А. Пахомов (1880–1965) обследовал горную стену и обнаружил последнюю крепость этой стены вблизи села Рубас. Его обследования показали, что стены составляют 40 км, что соответствует расстоянию от Дербента до Хучнинской (Ягдыгской) крепости.

-36

Крепость семи братьев и сестры. Вид после облагораживания прилегающей территории в 2019 году.

По данным известного археолога, учёного Владимира Герасимовича Котовича (1925-1979), который специально проводил исследования, строительство этой крепости относится к VI–VII векам. Профессора М.И. Артамонов (1898-1972) и К.В. Тревер (1892-1974) сооружение относят к раннему средневековью.

О легендах про крепость, семь братьев и сестру

Бытует много легенд о крепости, судьбе семи братьев и одной сестры. Они широко известны. В республиканских СМИ и социальных сетях десятки лет идут дискуссии о содержании этих легенд.

Здесь мы хотим привести версию доктора исторических наук, профессора, академика международной Академии наук Магомеда Гасанова, которая изложена на стр. 47-48 его книги «К истории и культуре табасаранского народа...» (Махачкала, изд-во «Алеф», 2016) со слов одного из жителей Этегского магала Табасарана.

«...Братья оказали ожесточенное сопротивление иноземным завоевателям, но в сражении они были ранены, в крепости на исходе были продукты и питьевая вода. Все заботы, связанные с борьбой против вражеских сил легли на сестру. Несмотря на неравные силы, защита крепости продолжалась, и борьбу против завоевателей возглавила сестра. Она переоделась в одежду и доспехи младшего брата, собрала оставшихся в живых воинов и вступила в схватку с вражескими силами, воодушевляла их нa борьбу. Однако, с прибытием подкрепления, завоевателей становилось все больше. А в отряде отважной сестры осталась лишь горстка смельчаков, готовых пожертвовать жизнью. Сестра сама оказалась в крови, но не подавала виду, призывая своих молодцов на борьбу. Однако раны дали о себе знать, и, потеряв сознание, упала с коня. Завоеватели окружили отряд отважных горцев. Когда сняли доспехи руководителя отряда, ужаснулись от увиденного. С врагом сражалась девушка-красавица – сестра братьев.

Вскоре она пришла в себя, и завоеватели решили отвести её к шаху. Она догадалась, что оказалась во вражеском плену, и постоянно думала о своих воинах, братьях-богатырях, переживала за них. Она решила погибнуть и не сдаваться живой. Когда охрана сопровождала ее во вражеский лагерь, сестра схватила копье охранника и покончила с собой».

Благодаря мужеству семи братьев и одной сестры, войска Надир-шаха (1688–19.06.1747) не смогли проникнуть в населённые пункты верхнего Табасарана.

-37

Табасаранский поэт-воин Мирза Калукский

15 сентября 1741 года (ныне День единства народов Дагестана) объединёнными силами народов Дагестана в Андаляльской долине были разбиты полчища Надир-шаха Афшара, остатки были изгнаны из Страны гор.

В бою с завоевателями шаха погиб и отважный сын Табасарана, поэт-воин Мирза Калукский (1697–1741), памятник которому установлен в центре села Хучни.

-38

Дагестан – маленькая страна, но уникальная в своем роде. Здесь есть множество прекраснейших памятников природы. Располагается республика между Каспийским морем и Кавказским горным хребтом (Большой Кавказ). По здешней территории протекает более 6 тысяч рек. Многие из них относятся к горным потокам. Они имеют бурное течение, каменистые берега. Такая река находится в Табасаранском районе. Называется она Ханаг. Ее русло проходит по горным склонам. На одном из участков есть резкий спуск, на котором вода бурлящим потоком падает вниз, образуя водопад Хучнинский. Название и местоположение Как было сказано раньше, этот водопад образован на р. Ханаг. Находится он всего в километре от центра Табасаранского района, возле села Хучни. Именно благодаря населенному пункту водопад получил свое название. Однако оно не единственное. Многие именуют его Ханагским, по названию реки. Описание Водопад Хучнинский представляет собой каскад с двумя степенями. Первая имеет высоту около 3 м, а вторая – намного выше, приблизительно 15 м. У его подножья образовался небольшой водоем, где приятно понежиться в чистейшей воде. О том, что сюда приезжает много туристов, свидетельствуют наскальные надписи, которые они оставляют. Суть их состоит в основном в приветствиях и пожеланиях. Эти туристы, безусловно, не только из Дагестана и всей Российской Федерации, но и из остальных постсоветских стран. Что ожидает туристов? Водопад Хучнинский – уникальное и красивейшее место. Те, кто приезжает сюда заряжаются энергией, набираются сил и, конечно же, впечатлений. Всему виной пьянящий чистый горный воздух. От водопада до реки Ханаг проложен небольшой каменный мост, стоя на котором, можно любоваться пейзажами. Также популярным местом туристов является крепость, расположенная неподалеку от водопада. Помимо культурных экскурсий, приезжие устраивают прогулки по близлежащим лесным массивам, собирая в зависимости от сезона кизил, орехи, шиповник. А те, кто забирается в место падения воды, могут получить эффект джакузи. Благодаря живописным пейзажам этих мест туристы именовали Хучнинский водопад второй Швейцарией. Специально для приезжающих отдыхать недалеко от водопада построили гостиничный комплекс и кафе. А те, кто не желает в нем оставаться, ночуют в палатках на близлежащей поляне. Они жарят шашлыки, загорают, купаются.

-39

-40

Фото и видео

-41

События

Музей «Ковра и декоративно-прикладного искусства» находится в уникальном архитектурном памятнике XIХв. Армяноской, который был построен в 1860 г. по проекту писателя-демократа Г.Сундукяна.В пяти разделах экспозиции представлены экспонаты, характеризующие основные виды ремёсел и промыслов Дербента и Дагестана XIX-ХХ вв. Керамическое производство, медно-чеканная утварь, ковровое искусство Дагестана XIX–XX вв., резьба по дереву, серебряные изделия дагестанских мастеров.

Строительство церкви во имя Святого Всеспасителя было начато в 1860 г. Завершено строительство церкви в 1871 году. В 1872 году храм был освещен. В 1888 году с запада к церкви пристроена колокольня на пожертвования местного жителя Ованеса Панунцева. Колокольня завершается восьмигранным шатром, крытым листовой медью. Вся верхняя часть здания построена на средства купца Сергея Качкачева.

-42

-43

Культурно-исторический комплекс «Ахульго» — мемориал общей памяти и общей судьбы

респ. Дагестан, Унцукульский р-н., с. Ашильта, ул. Имама Газимагомеда, 1 А

Культурно-исторический комплекс «Ахульго» (филиал Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи) был открыт 20 января 2017 года на одноименной горе. Возведен в память о событиях Кавказской войны летом 1839 года. Военную операцию, направленную на захват крепости имама Шамиля в Ахульго, называют одним из важнейших исторических событий, имеющим неоценимую значимость для исторической памяти жителей Северного Кавказа.

Комплекс представляет собой оригинальный ансамбль, включающий сигнальную башню высотой 17 метров и выставочный зал с экспозицией, где представлены артефакты времен Кавказской войны и тематические художественные полотна. Речь идет о портретах государственных деятелей, принимавших участие в событиях 1817–1864 годов и непосредственного штурма резиденции предводителя кавказских горцев.

Центральное место в картинной галерее по праву принадлежит копии панорамы «Штурм аула Ахульго» работы Франца Алексеевича Рубо. Подлинник имел огромные размеры 120 м в длину и 12 м в высоту. Копия, выполненная группой художников под руководством Ахалова С. А. имеет размеры — 24 м в длину и 3 м в высоту.

В музее также имеется миниатюрный макет Ахульго и его окрестностей, на котором посетители наглядно увидят ход битвы.

Поднявшись на башню в комплексе «Ахульго» посетители окажутся в плену величественных горных вершин. Перед ними откроется изумительная панорама горных хребтов — слева долина реки Андийское койсу и горная цепь Салатау, справа водопад Ашильтинка и горы Гимринского хребта.

-44

Сулакский каньон – это одно из самых известных туристических горного Дагестана. Он расположен в восточной части республики и тянется аж 53 км - от Гимринского хребта до Чирюртского водохранилища. Именно здесь зафиксирована самая большая глубина каньона - 1920 метров (считается, что Байкал в самом глубоком месте достигает глубины 1 642 метра).

-45

Факты о Сарыкумском бархане

Бархан Сарыкум или, как его еще называют, Сарыкумский бархан — это крупнейший песчаный бархан в Европе. Его протяженность - 12 км, а ширина около 4 км. Высота песка более 250 метров.

Сарыкум – единственное в Дагестане место, где на протяжении 5 месяцев, с мая по сентябрь, среднемесячные температуры превышают 20 °С. Это объясняется тем, что песок хорошо берет тепло, и песчаная поверхность сильно нагревается от солнца. Летом температура на поверхности бархана достигает 50-60 °С.

-46

Сарыкумский бархан в Дагестане

Сарыкум с кумыкского языка дословно переводится как «жёлтый песок». Свое название он оправдывает полностью — жёлтые дюны видны с расстояния многих километров.

На бархане нашли убежище более 1000 видов различных животных, птиц, насекомых и почти столько же видов растений.

Территория бархана отнесена к заповедной, поэтому вход на бархан платный. Наверху горы расположена смотровая площадка, куда ведет пешеходная дорожка. Дальше площадки, на самую высокую дюну, проходить запрещено, но часто туристы нарушают это правило.

-47

Откуда взялся бархан около Махачкалы - легенды

Сарыкум по праву считается природным чудом. Никаких однозначных научных объяснений откуда здесь мог появиться песчаный бархан нет. Ученые предполагают, что бархан создавался долгие миллионы лет, в ходе которых ветер выдувал песок с разрушающихся песчаных пород близлежащих гор и сносил его в одно место.

Куда интереснее и даже правдоподобнее историю возникновения бархана объясняют местные легенды.

-48

Песчаные дюны бархана Сарыкум

ЛЕГЕНДА ПРО ТАМЕРЛАН-ТИМУРА

Тамерлан-Тимур (Аксак-Темир) перед своим походом против Тохтамыша, хана Золотой Орды, решил проверить насколько большое и сильное у него войско. Каждому из солдат он приказал наполнить свой шлем песком, а затем высыпать его весь в одном месте. Когда воины опустошили свои шлемы, то перед военачальником предстала огромная гора из песка. Тогда он поверил, что сумеет подчинить Золотую Орду, правившую в то время на территории современного Дагестана.

ЛЕГЕНДА ПРО БУЛАТА

В одном ауле жила красавица Барият, и не было в округе парня, не желавшего к ней посвататься. Не выбирала никого из женихов Барият, потому что нравился ей небогатый парень по имени Булат. Отец невесты поставил жениху условие:

- Принеси с моря и насыпь за речкой Шура-озень гору песка, чтобы с её вершины ты мог увидеть нашу саклю. Тогда поверю в силу твоей любви.

-49

Вид на бархан от заброшенной станции Кумъ-Торкале

Булат в тот же день начал носить песок. Медленно росла гора, шли месяцы и годы. Однажды, взобравшись на насыпь, он увидел знакомую саклю и рядом женский силуэт. Понял Булат, что теперь может жениться на своей Барият. Он сбежал вниз по бархану, перешел через речку и направился к дому своей будущей невесты. Но, что это? Сгорбленная, старая, седая женщина печально смотрела на приближавшего человека. Щеки у нее впали, глаза выцвели от слез. Что за наваждение! Только теперь он обратил внимание и на свою длинную белую бороду. Прошла молодость, прошла жизнь... Так и стоит возле кумыкского села Кумторкала песчаный великан — памятник сильной любви Булата и Барият. Существует более десятка других легенд о возникновении бархана: о великане-нарте, вытряхнувшем песок из своего ботинка; о ревнивом хане, заподозрившим после возвращения из похода свою жену в измене; о доброте и отзывчивости дагестанцев, принесших песок погорельцу для строительства его нового дома…

Какая бы не была истинная причина возникновения бархана, его красота заставляет хотя бы на минуту поверить в сказку. Шепот перекатывающих песчинок, мелодия песчаных дюн и темно-красное солнце, окрашивающее на закате вершину бархана — это настоящее волшебство наяву. Чем заняться на бархане Сары-Кум

Сейчас на бывшей привокзальной площади работают сувенирные лавки и есть много развлечений для туристов. Здесь можно прокатиться на квадроциклах, сфотографироваться с павлином или верблюдом. Самое интересное, по отзывам туристов, - это конная прогулка в окрестностях бархана. Цены здесь гуманные: часовая прогулка на лошади стоит всего 500 рублей.

На бархан лучше приезжать во второй половине дня, чтобы неспешно прокатиться на лошадке, посетить музей природы, а к закату взобраться на бархан и проводить солнце за песчаные дюны.

-50

Уникальная место для отдыха. Здесь мы можете прогуляться, фотографироваться на фоне пейзажа, отведать вкусные блюда местной кухни и многое другое.

Информация взята из открытых источников.

Тур по Дагестану.

Для справок или информации обращаться по тел. 89034777148, 89282439198.

Также, на эти номера привязан мессенджер WhatsApp и Telegram.