Не всегда человек знает, как ударит его судьба, какое несправедливое и жестокое испытание приготовит.
Особенно много было непредсказуемых и тяжелейших испытаний в русской истории.
В рассказе Солженицына "Один день Ивана Денисовича" показано, что можно доходить, умереть (стать доходягой) и через год лагеря, если человек неопытный, а можно выдержать по 20-30 лет, если осознанно развить силу духа, воли и адаптивность.
Без вины виноватый Шухов в рассказе - немного иногда напоминает Платона Каратаева в "Войне и мире" Толстого.
А именно, меткими народными выражениями.
Эти изречения рязанского крестьянина, несправедливо осужденного, отображают именно народную мудрость, нацеленную прежде всего на выживание в любых условиях. А ведь и правда, русский народ не был бы и по сей день таким многочисленным и великим, если бы не умел прежде всего выживать, наперекор всему.
И это качество Шухова очень хорошо, с восхищением и любовью, показал Солженицын в рассказе.
Жизненная мудрость отражается, например, в следующих изречениях Шухова. В принципе, все эти фразы применимы не только к заключенным, а вообще к людям, попавшим в особо жесткие жизненные обстоятельства.
Это о том, как назначили 10 дней карцера новичку - гордому командиру Буйновскому. Это равнозначно навсегда подорванному здоровью. Буйновский получил их потому, что много возмущается, много умничает, но мало понимает в реальной жизни, и мало что умеет по сути. Именно это его и сгубило, хотя в обычной нормальной жизни с ним бы ничего плохого не произошло. Но надо уметь различать, когда нормальная жизнь и обстановка, а когда - нет, и надо быть гораздо осторожнее. Именно на это у Буйновского не хватило здравомыслия.
Вариант этой же мысли в другом месте -
"кряхти да гнись. А упрешься -- переломишься".
( о том, что глухой Сенька Клевшин, в отличие от Буйновского, правильно себя держит - молчит, потому что понимает, куда попал, и просто старается быть полезным для своей бригады как может. Имеет шансы выжить в лагере).
Сказано про Алешу баптиста, от которого действительно много пользы во время работы, поскольку он хороший исполнитель. Чего не скажешь про многих зэков, которые унывают, ленятся и сачкуют. Так они и сами деградируют, и вся бригада не получит пайков и преимуществ.
О том, что в лагере, как и в любых жестких условиях, у того богатого, который не сам запасся, а например от родных или откуда-то все получил, у такого могут все отобрать, а вот собственная запасливость - это внутреннее качество, которое не отберешь, это особая сноровка, которая всегда тебя выручит.
Шухов понимает, наученный опытом, что и есть надо медленно, тогда больше проку будет даже от малой еды, и курить так же, и работать с умом, не торопясь. Он смакует удовольствие в любых условиях. Именно оно позволяет еще ощущать себя живой, не затюканной личностью.
Опять же это про запасливость. Шухов предпочитает не всю хлебную "пайку" сразу съесть, а припасти назавтра сколько получится.
О том, что с теми, кто хорошо устроился и не испытывает твоих трудностей, бесполезно общаться, ожидать от них поддержки и сочувствия.
Фельдшер, сидящий весь день в чистенькой теплой медсанчасти, не дал Шухову больничного, хотя того лихорадит и ломит. С температурой он идет пахать весь день на морозе, но не удивляется этому, не тратит силы на то, чтобы осуждать фельдшера и негодовать на него. Он просто принимает все как есть. Именно это спокойное принятие и отсутствие жалости к себе и нытья, требований к окружающим, дает Шухову силу пережить абсолютно все трудности.
Или , как еще думает Шухов, "Легкие деньги -- они и не весят ничего".
Это о том, что все настоящее, долговечное и устойчивое не дается слишком легко и дешево.
То есть заключенные должны быть готовы ко всему, собрать свою волю в кулак, где надо - терпеть, где надо - шустрить, и активно приспосабливаться к реальности, ни минуты не теряя бдительности. Заснешь - погибнешь.
Вот такая философия выживания в джунглях!