Найти в Дзене
Империя Вещает

Линейные корабли типа «Императрица Мария». Русские дредноуты!

Линейный корабль: "Императрица Мария"
Линейный корабль: "Императрица Мария"
-2

Первые полноценные линкоры-дредноуты отечественного флота строились на Чёрном море в связи с известиями о заказе Турцией в Англии двух дредноутов. Известие это было тем более неожиданным, что Турция к тому моменту была в долгах по самую макушку, особенно перед Британской Империей, однако желание усилиться, победило, даже несмотря на огромную стоимость этих кораблей. На черноморских линкорах, в отличие от типа «Севастополь», броня была заметно усилена и вполне соответствовала «линкорным» стандартам. Всего по проекту в это время было построено два корабля:

-3
-4

1)«Императрица Мария» — заложен на заводе «Руссуд» в Николаеве в октябре 1911 г., спущен на воду в октябре 1913 г., вошёл в строй в мае 1915 г. Стоимость корабля 27,7 млн рублей в ценах тех лет;
2)«Императрица Екатерина Великая» — заложен на стапеле завода ОНЗиВ в Николаеве в октябре 1911 г., спущен на воду в мае 1914 г., вошёл в строй в октябре 1915 г., назван в честь Императрицы Екатерины II. Стоимость корабля 29,8 млн рублей в ценах тех лет;

Позднее, уже после Февральской революции, был введён в строй линкор «Воля» (бывший «Император Александр III»). А четвёртый, строившийся по значительно улучшенному проекту, линкор «Император Николай I» достроен не был.

«Императрица Мария» затонула 7 октября 1916 года из-за взрыва погребов при невыясненных обстоятельствах. «Императрица Екатерина Великая» была затоплена в Новороссийске 18 июня 1918 года, чтобы не допустить захвата Германией. «Император Александр III» же неоднократно переходил из рук в руки, в итоге попав в руки Добровольческой армии и уйдя в составе Русской эскадры в 1920 году в Бизерту, где он в 1924 году был передан СССР и впоследствии пущен на слом.

В конце 1924 года академик А. Н. Крылов возглавил советскую комиссию, целью которой являлась подготовка соединения русских кораблей к возвращению на Чёрное море. В состав комиссии был включён командующий русской эскадрой адмирал М. А. Беренс. В конце декабря 1924 года советская техническая комиссия во главе с академиком Крыловым прибыла в Бизерту, где составила список кораблей, подлежащих передачи СССР. Дредноут был формально передан во владение СССР представителям советской власти, Крылову и Беренсу. Но планам возвращения корабля на родину помешали политические обстоятельства. В Западной Европе поднялась волна протестов против выполнения франко-советской договоренности по части передачи эскадры. В итоге Франция уклонилась от выполнения соглашения по флоту.

-5

Таким образом, посланная в Бизерту советская техническая комиссия свою задачу не выполнила и (по согласованию с руководством СССР) констатировала, что линкор «Генерал Алексеев», как и остальные корабли, к тому времени, якобы, проржавел настолько, что их ремонт не оправдал бы себя… Данное заключение советской миссии имело под собой явный политический подтекст, чтобы не портить только-только установленных дипломатических отношений с Францией (ведь за четыре года стоянки на якоре русский дредноут никак не мог проржаветь!).

В 1936 году русский дредноут был уведен в Брест (Франция) где в процессе разборки на металл его конструкция была исследована французскими кораблестроителями.

#История #Россия #флот #корабль #дредноут