Год столетия СССР
Прежде всего, уточним, что мы понимаем под термином «идеология». «Перестроечники» приложили немало усилий, чтобы исказить его суть, создать представление об идеологии как о некоем наборе лозунгов, призванных украсить социальную конструкцию. Между тем, по формулировке академика В.А. Коптюга, идеология – «система базовых понятий и взглядов». В сущности такое же определение – только более многословное – даёт и философский словарь 1984 года. Из этого мы и будем исходить. Очевидно, что фундамент любой идеологии – система ценностей и приоритетов существования. На ней уже формируются прочие взгляды и понятия.
Соответственно, гуманистическая идеология – система ценностей, ориентиров, принципов человеческого существования, способствующая превращению «наделённого разумом животного» (определение Гоббса) в человека в полном смысле слова – «Человека очеловеченного», по определению Фромма.
Ныне в ЕС признано официальными документами, что коммунистическая идеология, которая была духовной основой советского общества,имеет человеконенавистнический характер. Это убедительное подтверждение того, что антикоммунизм – болезнь психики, которая лишает людей возможности адекватно воспринимать реальность. Потому что на самом деле идеология советского общества являла собой квинтэссенцию гуманистических ценностей и принципов бытия. Чтобы убедиться в этом, совершим экскурс в историю.
Ещё мыслители Древнего мира задумывались над тем, какие принципы существования позволят наиболее полно раскрыться истинно человеческой природе людей. Будда положил в основу своего учения идеи приоритета духовных ценностей и пренебрежение материальными благами. Кратет полагал: «Всё, что усвоил я доброго, мысля и слушаясь муз, стало моим, а иное богатство накапливать тщетно». Сократ говорил, что «ест, чтобы жить, а не живёт, чтобы есть»; он был убеждён: «Богатство приносит лишь дурное» и видел драгоценнейшее достояние в досуге. Менедем утверждал: «Гораздо большее благо не иметь всё, что пожелаешь, а желать того, что тебе и вправду нужно». «Ничто не мнить своей собственностью», - учил Пифагор. Эпикур, имя которого стало символом наслаждения жизнью, проповедовал отнюдь не погоню за материальными благами, а напротив, ограничение разумно достаточным: «. «Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности», Такое отношение к материальным благам открывает путь к духовной свободе.
Учение религиозной группы ессеев считало, что путь к совершенному бытию лежит через отказ от частной собственности и стремления к личному обогащению, через организацию жизни на коллективистских началах. Более того, как свидетельствуют найденные в 1947 году в пещерах у Мёртвого моря Кумранские рукописи, датируемые вторым веком до Рождества Христова, эти принципы нашли реальное воплощение в их Кумранской общине: средства производства были обобществлены, участие в общественном труде было обязательным для всех взрослых, плоды труда справедливо распределялись между всеми членами общины.
Персонажи мифологии дохристианской Скандинави, вщеие Норны, видели страшное зло во власти золота над человеческими душами и надеялись, что избавление от не будет способствовать духовному исцелению люднй: «Скоро, очень скоро жажда золота, жажда наживы проникнет в сердца людей, и тогда золотой век кончится, - сказала старшая норна. Люди будут убивать друг друга ради золота. Многих славных героев ослепит оно своим блеском, и они погибнут в борьбе за него, - произнесла средняя из них. Но придёт время, когда золото потеряет власть над людьми, и тогда они снова будут счастливы, - добавила младшая норна»…
Важной веъой в развитии гуманистической идеологии стало учение Христа (не путать с христианским религиозным кульом – Лев Толстой показал принципиальную разницу между ними в работе «Царство Божие внутрь вас есть». Если в догмы религии надо слепо верить («Верую, ибо это абсурдно», - говорил, не осуждая, а констатируя. теолог Тертуллиан), то по принципам ученияХриста надл жить. Что же это за принципы?
Его фундаментальный принцип – приоритет духовных ценностей. «Не собирайте себе сокровищ на земле,.. но собирайте себе сокровища на небе; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Эта идея в той или иной интерпретации высказывается в Евангелиях около двадцати раз.
Из этого логически следует категорическое исключение жажды обогащения как стимула человеческой деятельности: «Не можете служить и Богу и Маммоне». Вообще, чтобы получить возможность развивать свой внутренний мир, учил Христос, - человек должен пренебречь погоней за материальными благами: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить».
Евангелие проповедует материальное равенство людей: «У кого две одежды, тот отдай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Но требование Христа отказаться от собственности имеет гораздо более глубокий смысл, нежели просто достижение такого равенства.
Христос видел в отказе от собственности необходимое условие духовного возвышения человека. Он говорил: «Всё, что имеешь, продай и раздай нищим (напоминаю: в христианском понимании – неимущим – В.В.), и будешь иметь сокровища на небесах». Но ещё необходимо искоренить собственность как психологический фактор, освободить сознание от её влияния. Именно в этом смысл слов Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Речь ведь идёт отнюдь не о людях, лишённых духовности, а о тех, кто неимущ по духу: кто не только не владеет собственностью, но и свободен от желания владеть ею.
Ещё один фундаментальный принцип учения Христа – приоритет общих интересов. Эта идея стала одним из основных мотивов Нагорной проповеди. Даже духовное совершенствование человека Христос рассматривает не как самоцель, а как шаг к духовному возвышению всех: «И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме». То есть, долг духовного человека – помогать духовному развитию других.
Отсюда следуют такие принципы бытия как бескорыстие, готовность помочь ближнему и даже идти ради этого на личные жертвы.
Осуществление человеком этих принципов бытия – это с позиции учения Христа и есть построение в своей душе Царство Божия. Ведь Христос прямо говорил: «Царство Божие внутрь вас есть».
На многие века учение Хрита стало ориентиром для тех, кто мечтал о духовном возвышении людей и создании общества, где бы люди «любовью служили друг другу». Энгельс в работе «О первоначальном христианстве» писал, что и для рабочих организаций середины XIX века была характерна борьба «за восстановление первоначального христианства, подвергающегося прогрессирующему вырождению».
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород