Найти тему

Какой была идеология советского общества: человеконенавистнической иди гуманистической Развитие гуманистической идеологии

Год столетия СССР

Прежде всего, уточним, что мы понимаем под термином «идеология». «Перестроечники» приложили немало усилий, чтобы исказить его суть, создать представление об идеологии как о некоем наборе лозунгов, призванных украсить социальную конструкцию. Между тем, по формулировке академика В.А. Коптюга, идеология – «система базовых понятий и взглядов». В сущности такое же определение – только более многословное – даёт и философский словарь 1984 года. Из этого мы и будем исходить. Очевидно, что фундамент любой идеологии – система ценностей и приоритетов существования. На ней уже формируются прочие взгляды и понятия.

Соответственно, гуманистическая идеология – система ценностей, ориентиров, принципов человеческого существования, способствующая превращению «наделённого разумом животного» (определение Гоббса) в человека в полном смысле слова – «Человека очеловеченного», по определению Фромма.

Ныне в ЕС признано официальными документами, что коммунистическая идеология, которая была духовной основой советского общества,имеет человеконенавистнический характер. Это убедительное подтверждение того, что антикоммунизм – болезнь психики, которая лишает людей возможности адекватно воспринимать реальность. Потому что на самом деле идеология советского общества являла собой квинтэссенцию гуманистических ценностей и принципов бытия. Чтобы убедиться в этом, совершим экскурс в историю.

Ещё мыслители Древнего мира задумывались над тем, какие принципы существования позволят наиболее полно раскрыться истинно человеческой природе людей. Будда положил в основу своего учения идеи приоритета духовных ценностей и пренебрежение материальными благами. Кратет полагал: «Всё, что усвоил я доброго, мысля и слушаясь муз, стало моим, а иное богатство накапливать тщетно». Сократ говорил, что «ест, чтобы жить, а не живёт, чтобы есть»; он был убеждён: «Богатство приносит лишь дурное» и видел драгоценнейшее достояние в досуге. Менедем утверждал: «Гораздо большее благо не иметь всё, что пожелаешь, а желать того, что тебе и вправду нужно». «Ничто не мнить своей собственностью», - учил Пифагор. Эпикур, имя которого стало символом наслаждения жизнью, проповедовал отнюдь не погоню за материальными благами, а напротив, ограничение разумно достаточным: «. «Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности», Такое отношение к материальным благам открывает путь к духовной свободе.

Учение религиозной группы ессеев считало, что путь к совершенному бытию лежит через отказ от частной собственности и стремления к личному обогащению, через организацию жизни на коллективистских началах. Более того, как свидетельствуют найденные в 1947 году в пещерах у Мёртвого моря Кумранские рукописи, датируемые вторым веком до Рождества Христова, эти принципы нашли реальное воплощение в их Кумранской общине: средства производства были обобществлены, участие в общественном труде было обязательным для всех взрослых, плоды труда справедливо распределялись между всеми членами общины.

Персонажи мифологии дохристианской Скандинави, вщеие Норны, видели страшное зло во власти золота над человеческими душами и надеялись, что избавление от не будет способствовать духовному исцелению люднй: «Скоро, очень скоро жажда золота, жажда наживы проникнет в сердца людей, и тогда золотой век кончится, - сказала старшая норна. Люди будут убивать друг друга ради золота. Многих славных героев ослепит оно своим блеском, и они погибнут в борьбе за него, - произнесла средняя из них. Но придёт время, когда золото потеряет власть над людьми, и тогда они снова будут счастливы, - добавила младшая норна»…

Важной веъой в развитии гуманистической идеологии стало учение Христа (не путать с христианским религиозным кульом – Лев Толстой показал принципиальную разницу между ними в работе «Царство Божие внутрь вас есть». Если в догмы религии надо слепо верить («Верую, ибо это абсурдно», - говорил, не осуждая, а констатируя. теолог Тертуллиан), то по принципам ученияХриста надл жить. Что же это за принципы?

Его фундаментальный принцип – приоритет духовных ценностей. «Не собирайте себе сокровищ на земле,.. но собирайте себе сокровища на небе; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Эта идея в той или иной интерпретации высказывается в Евангелиях около двадцати раз.

Из этого логически следует категорическое исключение жажды обогащения как стимула человеческой деятельности: «Не можете служить и Богу и Маммоне». Вообще, чтобы получить возможность развивать свой внутренний мир, учил Христос, - человек должен пренебречь погоней за материальными благами: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить».

Евангелие проповедует материальное равенство людей: «У кого две одежды, тот отдай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Но требование Христа отказаться от собственности имеет гораздо более глубокий смысл, нежели просто достижение такого равенства.

Христос видел в отказе от собственности необходимое условие духовного возвышения человека. Он говорил: «Всё, что имеешь, продай и раздай нищим (напоминаю: в христианском понимании – неимущим – В.В.), и будешь иметь сокровища на небесах». Но ещё необходимо искоренить собственность как психологический фактор, освободить сознание от её влияния. Именно в этом смысл слов Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Речь ведь идёт отнюдь не о людях, лишённых духовности, а о тех, кто неимущ по духу: кто не только не владеет собственностью, но и свободен от желания владеть ею.

Ещё один фундаментальный принцип учения Христа – приоритет общих интересов. Эта идея стала одним из основных мотивов Нагорной проповеди. Даже духовное совершенствование человека Христос рассматривает не как самоцель, а как шаг к духовному возвышению всех: «И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме». То есть, долг духовного человека – помогать духовному развитию других.

Отсюда следуют такие принципы бытия как бескорыстие, готовность помочь ближнему и даже идти ради этого на личные жертвы.

Осуществление человеком этих принципов бытия – это с позиции учения Христа и есть построение в своей душе Царство Божия. Ведь Христос прямо говорил: «Царство Божие внутрь вас есть».

На многие века учение Хрита стало ориентиром для тех, кто мечтал о духовном возвышении людей и создании общества, где бы люди «любовью служили друг другу». Энгельс в работе «О первоначальном христианстве» писал, что и для рабочих организаций середины XIX века была характерна борьба «за восстановление первоначального христианства, подвергающегося прогрессирующему вырождению».

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород