Вечная мерзлота
Мстислав Пащенко создал оригинальный по рисунку фильм „Джябжа“, показав блестящий пример использования в мультипликации разработки и стилизации самобытного национального фольклора народов Севера.
Киновед С. В. Асенин
Мы увидели совершенно другие персонажи — яркие, красочные, самобытные, которые выходили за рамки наших новых „правил“. В построении этих персонажей не было диснеевской системы шариков, кругов, мягких сочленений.
Режиссёр-мультипликатор И. П. Иванов-Вано
Вот читаю отзывы современников на мультфильм “Джябжа”, снятый 80 лет назад по мотивам нанайской сказки, и с грустью вижу, что национальные проблемы России были и будут вечными, и суждено ей и дальше оставаться расхристанной, пьяной бой-бабой, то и дело конфликтующей с рафинированными соседями по подъезду. Что же такого в этих, вроде бы обычных строчках?
Имперское московское чванство. “Народ Севера”. Нанайцы – коренные жители бассейна реки Амур на границе Китая. Хорош Север, южнее некуда. Даже географическая широта примерно московская. Ну вот еще разбираться, раз есть снег в мультике – значит, Север, вместе с чукчами, небось, строганину в ярангах хомячат. И это при том, что прямо вот сейчас, в момент создания мультфильма, на сопках Манчжурии, озере Хасан (это те края), было весьма горячо, и ни дня не было без строчки в газете. И про нанайцев-гольдов тоже упоминалось часто, куда поболе, чем про юкагиров или телеутов. А холодно, потому что вечная мерзлота. Две трети России на вечной мерзлоте. Ни хлебушка вырастить, ни яблочка. Если бы этот нехитрый факт вбить в головы надутых российских бонз разных времен, которые кичатся величием страны сугубо по меркаторовой карте, то, может, и не вляпывались в бесконечные склоки с другими народами. Не такими северными, как нанайцы.
Внутреннее чванство. В середине 30-тых годов Сталин оценил диснеевские мультфильмы, и дал отмашку работать по этим лекалам. А вы думаете, легендарный Союзмультфильм по заветам Старевича творил? Конкретно, “Джябжа” был создан по технологии печати цветных мультфильмов гидротипным способом, аналогичным процессу печати американской компании «Техниколор». Ну, создан и создан. Красиво получилось. Но нет, поперло по Фрейду “самобытные, не по Диснею, нет-нет”. И трактора-танки-самолеты тоже самобытны, и телевизоры свои, и вон только что заявили, что придумали свой самобытный ноутбук. Ничего не меняется, все америку догоняют, догнать не могут. Грабли давно череп пробили. Но и дальше Россия будет щеки надувать, думая, что чем-то интересна миру, кроме полезных ископаемых. Глядишь, буржуины заморские со временем расскажут, как вечную мерзлоту победить. И потечет в Китай не только байкальская вода и таёжный лес.
“Джябжа” был одним из переходных мультфильмов. Пропагандистская агитация движущимися картинками двадцатых – начала тридцатых начала сменяться сказками для детей. “Теремок”, “Первая охота”, “Утенок”, “Сказка о глупом мышонке”… С одной стороны, это правильная стратегия работы с детьми. Почему, вы думаете, выросшие в СССР всегда будут с любовью относиться к советским мультфильмам, а ребятня девяностых и далее любить будет уже аниме и комиксоидные блокбастеры? И какая у этого будет производная сложной житейской функции? А, с другой стороны, сказочная анимация в неспокойные годы репрессий как-то гарантировало спокойствие. А то снимешь оду про какого-нибудь красного маршала Тухачевского, маятник качнется, и поедет снобистский москвич узнавать жизнь нанайцев в их непосредственной среде обитания.
Сама короткометражка вполне смотрибельна и сегодня. С небольшой поправкой на прямолинейность траекторий перемещения персонажей и медвежьей неуклюжести при разгроме дома. Но вот танец девочки, сочность цветов (восстановлен мультфильм в 2013 году) и непровисание напряженности сюжета позволяет отметить мультфильм весьма высоко. Некоторые вопросы могут возникнуть по морали, у советской анимации всегда довольно высокой. Раздетая девочка с собачкой и лягушкой убегает в мороз от злой и несправедливой старухи. Та вот-вот догонит, и друзья уходят на Луну, и больше никогда не вернутся назад, на Землю. Современный зритель это будет трактовать однозначно – друзья замерзли насмерть. Луна – детский рай, награда за тяготы земной жизни. И, видно, что-то такое почувствовали и чиновники от культуры, ведь, согласитесь, абсолютному большинству этот мультфильм незнаком, в отличие от других работ Мстислава Пащенко, вроде “Необыкновенного матча” между командами деревянных и мягких игрушек. Явно потихоньку убрали подальше копии, хотя, повторюсь, “Джябжа” вполне смотрибельна и сейчас.
Вот только теперь Россия патриотично смотрит ихний Пиксар да неубиваемый Дисней, по привычке считая себя богоизбранной.