Друзья, снова рад приветствовать Вас у себя на канале! Сегодня у нас не менее интересная тема связанная с временами Древнерусского государства, а именно с формулировкой - “Лютый зверь”. В период Древней Руси местные степи и леса населяло немало видов диких животных. О “лютом звере” упоминал Владимир Мономах в “Поучениях” своим детям, когда загадочное существо вскочило на князя и опрокинуло его вместе с конем. Символика "лютого зверя" неоднократно встречается на перстнях древних воинов, ременных накладках, пуговицах и прочих предметах быта. Кого же на самом деле называли “Лютым зверем”? Таинственное существо или образ хищного животного? Постараемся в этом разобраться. Поехали!😉
- “Лютый зверь”
Уже более двух столетий длится полемика о загадочном “лютом звере”, упомянутом Киевским князем Владимиром Мономахом в “Поучениях” (написанные в 1117 г.) своим детям, помещенном в Лаврентьевской летописи. Рассказывая об охоте на диких зверей, князь приводит эпизод: “Лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым”. Что за загадочное существо напало на князя? Дальше попробуем разобраться.
Почему-то было принято считать, что князь упоминал о “лютом звере”, перечисляя свои охотничьи подвиги в период, когда он княжил в Чернигове. На самом деле о подвигах и о самом Чернигове говорится только в первой фразе соответствующего абзаца. Дальше князь писал совсем о другом - о пережитых им в жизни случаях, представляющих смертельную опасность.
По-видимому, следует привести абзац, содержащий данную цитату о "лютом звере", полностью:
“А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими рукам связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог меня сохранил меня невредимым". Отрывок из "Поучения" Владимира Мономаха 1117 г.
Очевидно, что все эти приключения с опасными зверями произошли во время княжеских охот. И если бы при охоте на “лютого зверя” он сам не набросился на князя и не повалил бы его вместе с конем, возможно мы бы и не узнали о существовании такого животного.
Некоторые исследователи считают, что под “лютым зверем” князь Владимир Мономах подразумевал некий обобщенный образ хищной и опасной твари (в "Поучениях", скорее всего "лютым зверем" князь вообразил - медведя). Вместе с тем, другие исследователи считают, что “лютый зверь” - это отдельный вид неизвестного существа, с которым встретился князь.
В.М. Васнецов "Отдых Владимира Мономаха на охоте".
Упоминания о “лютом звере” имеются в известном литературном памятнике “Слово о полку Игореве” (1185 г.). Автор данного произведения, описывая деяния князя Всеслава Полоцкого пишет:
“Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ полъночи изъ Бѣла-града".
В.М. Васнецов. "После побоища Игоря Святославовича с половцами".
В последующей фразе того же предложения идет упоминание о волке: “скочи влъкомъ до Немеги”. Вероятнее всего, под “лютым зверем” подразумевался - волк. Однако, существует теория, что в произведении упоминаются совершенно два разных зверя.
Упоминания о “лютом звере” можно встретить во Второй Новгородской летописи, где имеется немного странная запись за 1581 год:
“В лето 7090. Поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изодыша коркодили лютые звери из реки и пусть затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша. Того же году преставися царевич Иван Иванович в Слободе, декабря в 14 день”. (ПСРЛ т.30, стр. 320).
Средневековый Бестиарий.
В Новгородской летописи “лютым зверем” явился - крокодил. Скорее всего под “коркодили лютые звери” летописец подразумевал кого-то другого, так как данным рептилиям в северных реках выжить просто невозможно из-за погодных условий. Однако, имеется свидетельство 1589 года от агента Английской торговой компании Джерома Горсея, где говорится о странном явлении, с которым он столкнулся по дороге из Польши в Россию:
“Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревни, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что чудесно поправился”.
Средневековый Бестиарий.
Образ “лютого зверя” зачастую можно встретить на перстнях среди различных изображений зверей и птиц.
Перстень c изображением "лютого зверя". XV век.
Предположительно, что владельцами таких перстней были - воины. Образ “лютого зверя” мог символизировать: власть, воинскую доблесть, а также играть роль оберега.
Перстень с изображением "лютого зверя". Материал: серебро. XV век.
P.S. Друзья спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь было интересно! И все таки, из представленных летописей и теорий, скорее всего под “лютым зверем” подразумевался обобщенный образ хищного животного. “Лютым зверем” мог быть: рысь, медведь, волк, барс и другие представители диких зверей. А может на самом деле в Древнерусских лесах скрывалось загадочное существо? Кто его знает. Спасибо и удачи!👍
#поиск с металлоискателем #забытое #поиск монет #древняя русь #старинный перстень #лютый зверь #перстни и кольца #мифология славян #история россии #мифические существа