Найти в Дзене
Александр Дедушка

«Райские цветы» скорбей нашей жизни. Почему скорби нужно желать?

Оглавление
Скорбящая старушка
Скорбящая старушка

Истинная духовная жизнь полна парадоксов. Точнее, даже не парадоксов – а противоположностей по отношению к бездуховной обычной жизни.

Очень ярко это проявляется по отношению к всякого рода скорбям – болезням, бедам, нестроениям, дискомфорту и т.п.

Люди их стремятся избегнуть всяческими способами.

Собственно, львиная часть жизни для большинства людей как раз и направлена на то, чтобы избежать скорбей – телесных и душевных.

Это кажется закономерным и естественным. Но в том-то и дело, что естественным для бездуховной жизни.

В духовной жизни вступает в действие совсем другая «естественность» и «закономерность».

Во-первых, об этом ясно и недвусмысленно сказано в Евангелии: «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14.22).

Кстати, это не просто одно из евангельских утверждений - это одно из положений христианского учения, которое нужно проповедовать и распространять, что и делал апостол Павел вместе со своими учениками, распространяя христианскую веру.

Посмотрите, как полностью звучит искомая цитата:

«Проповедавши Евангелие сему городу (Дервии) и приобретши довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,

Утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное». Деян. 14. 21-22.

Но это утверждение о таком важном значении скорбей возникло не с потолка.

Оно в своей основе восходит к словам Иисуса Христа:

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Мф. 11. 12.

Усилия по поводу чего? В том числе - по поводу преодоления разного рода трудностей и скорбей.

Разве они не возникнут в связи с еще одним заявлением Иисуса Христа:

«Блаженны изгнанные за правду, ибо и есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Мф. 5. 10-11.

Итак, скорби неизбежны.

Неизбежны для любого верующего человека, желающего идти правильным путем веры и развивать свою духовную жизнь.

Так всегда было, и так всегда будет.

Но на особую роль скорбей именно для современного времени указывали многие духоносные святые.

Они говорили, что для современных христиан отсутствие добровольных христианских подвигов будет заменено безропотным несением креста скорбей и болезней.

Очень интересные замечания по этому поводу оставил отец Иоанн Крестьянкин.

Одному из своих многочисленных корреспондентов он пишет:

«Дорогой мой, настало время такое, когда надо каждой скорби в ножки поклониться и руку ее облобызать. Ведь только скорби и ходатайствуют о нашем спасении. Да думаю я, что и во все времена спасение наше на кресте соделывается».

Вот, наконец, мы и подошли к сути.

Оказывается, по словам отца Иоанна, скорби не просто благи, они еще и спасительны, ибо отправляют нас на крест, без которого невозможно спасение.

Все на самом деле просто: Христос ради нашего спасения претерпел скорби на кресте, и мы должны сораспяться с Ним на собственном кресте скорбей.

По-другому – никак. По-другому – гибель.

И об этом тоже говорит отец Иоанн:

«Так что, слава Богу, скорби извествуют, что идем мы путем спасения. А бегать от скорбей… - гибельно».

Обратили внимание? Скорби еще и показывают нам, что мы идем путем спасения.

Соответственно, верно и обратно.

Бесскорбная, безоблачная и комфортная жизнь ясно и недвусмысленно говорит о человеческой погибели - о мертвости и обреченности человека, который подобную жизнь проводит.

Тут вспоминается одна старушка, которая со слезами молила Бога послать ей болезни и скорби, жалуясь на то, что в виду их длительного отсутствия, «Бог забыл ее».

Вы скажете: это если не прямое извращение, то преувеличение, некое душевное повреждение и ненормальность…

Как это – еще и просить у Бога скорбей?..

Но отец Иоанн говорит о том же:

«Если бы мы вдруг увидели, какие райские цветы вырастают на скорбных полях нашей жизни, то мы бы только их и возжелали всей душой».

Обратите внимание: не их - в ряду чего-то другого, а «только их».

Так что старушка права.

Она действительно увидела эти «райские цветы», точнее, их отсутствие на «поле» своей жизни, и стала слезно молить Бога об их ниспослании.

Так в чем проблема?

А в том, что комфорт в этой жизни – увы! – нам дороже блаженства в Царстве Небесном.

В Царство Небесное можно попасть только через скорби! Но мы их не хотим.

А почему? А потому, что в это Царство мы, даже если и называемся христианами, не верим по большому счету.

Нам бы здесь пожить благополучненько и спокойненько, а что потом – вилами по воде писано…

Так что – горе нам!

«…Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». Мф. 6. 25.

Увы – когда возрыдаем, будет уже поздно.