Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ#2.5У полюсов планеты#5.Красная палатка

Оглавление

У полюсов планеты

Красная палатка

В мае 1928 года во льдах Северного Ледовитого океана потерпела ава­рию экспедиция на ди­рижабле «Италия», кото­рой руководил генерал Умберто Нобиле. На ее спасение из Ленингра­да отправился ледокол «Красин». В успех этой спасательной экспеди­ции поначалу не верил почти никто...

Cамым счастливым для итальянского ге­нерала Умберто Ноби­ле был второй из постро­енных им дирижаблей — «Норвегия». После нескольких лет эксплуа­тации он был приобретен Руалем Амундсеном на средства американского миллионера Линкольна Эллсуорта. Вложив свои деньги в этот летатель­ный аппарат, Эллсуорт приобрел не только пра­во на участие в полете, но и почетное право вторым спустить флаг США на Северный полюс. Первым был флаг Норвегии. Умберто Нобиле, тогда еще полковник, был третьим лицом на борту дири­жабля «Норвегия» и занимал должность командира корабля. Вслед за Эллсуортом трехцветный флаг Италии на вершину планеты опу­стил Нобиле.

Умберто Нобиле и его собака Титина - «живой талисман»
Умберто Нобиле и его собака Титина - «живой талисман»

Неудачная попытка

В 1928 году генерал тщательно готовился к новому полету. Фа­шистское правительство Муссолини не устраивал тот факт, что во время предыдущей экспедиции флаг Италии оказался на полюсе лишь третьим. Национальная воздушная экспедиция должна была принести славу такой не «арктической» стране, как Италия.
15 апреля 1928 года «Италия» взяла курс на север. Проводы экс­педиции были обставлены очень торжественно: во главе процессии шли посланцы Ватикана с крестом, который папа Пий XI передал экспедиции и который путешественники должны были водрузить на полюсе. Сначала «Италии» сопутствовала удача. Вот торжественная телеграмма, которую генерал Нобиле отправил с борта дирижабля: «Пролетал над полюсом от 0 часов 20 минут до 2 часов 20 минут тчк В первый раз с чувством глубокого благоговения опустил на верши­ну мира трехцветный флаг Италии и крест Христа».
В те самые часы, когда эта телеграмма была принята, а затем пе­редана главному адресату - Муссолини, дирижабль «Италия» шел навстречу неминуемой катастрофе. Вот что писали позднее в своих воспоминаниях участники экспедиции.

В фильме Михаила Калатозова «Красная палатка», посвященном экспедиции Нобиле, главные роли сыграли будущий «оскароносец» Питер Финч и итальянская кинозвезда Клаудия Кардинале
В фильме Михаила Калатозова «Красная палатка», посвященном экспедиции Нобиле, главные роли сыграли будущий «оскароносец» Питер Финч и итальянская кинозвезда Клаудия Кардинале

Физик Франтишек Бегоунек: «...Нобиле особенно не стремил­ся к открытию какого-нибудь полярного островка. Он знал, что это не будет иметь для науки большого значения. Но он понимал также, что находка самой незначительной скалы, затерявшейся в полярных льдах, будет воспринята в Италии с восторгом. Ее хвастливо назовут ’’Землею Муссолини”, и фашистская печать раструбит об этом ’’от­крытии” по всему миру. Ведь и поддержка экспедиции со стороны Муссолини была только политическим жестом, чтобы показать фа­шистскую ’’мощь”».
25 мая стало ясно, что экспедиция на грани катастрофы. Опреде­лить точное местоположение дирижабля не удавалось, запасы бен­зина иссякали. Было уже не до поисков неоткрытых островов. Фран­тишек Бегоунек пишет: «Пропеллеры моторов швыряли куски льда в корпус дирижабля. Льдинки, как пули, пробивали оболочку... На 85-й параллели Нобиле приказал взять курс прямо на Конгс-фьорд. Уже двадцать часов прошло с тех пор, как мы покинули полюс, а до Конгс-фьорда все еще было далеко...»
Момент аварии описал сам Умберто Нобиле: «...В 10 часов 25 ми­нут я находился в передней части кабины. Вдруг Чечиони (один из механиков. - Прим, ред.) обратил мое внимание на то, что дири­жабль сделался тяжелее. Я повернулся, чтобы взглянуть на прибо­ры. Они показывали быстрый спуск, хотя дирижабль нес груз на кор­ме. Мы продолжали падать; лед приближался все быстрее и быстрее. Вдруг Мальмгрен (метеоролог. — Прим, ред.), стоявший у рулевого управления, оставил его и повернулся ко мне с таким видом, как будто хотел сказать, что делать больше нечего. Я инстинктивно схва­тился за оставленный Мальмгреном руль, но уже в следующее мгно­вение увидел приближающиеся остроконечные льдины. Я спокойно ждал неизбежного столкновения со льдом. Послышался страшный грохот. Потом какой-то предмет упал мне на голову. Я был сжат. Сра­зу же почувствовал, что у меня внутри как бы что-то оборвалось, но боли не ощутил. Затем я был сбит с ног. ’’Все кончено, — подумал я спокойно...”».

Для итальянского генерала Умберто Нобиле дирижабль "Норвегия" оказался самым счастливым
Для итальянского генерала Умберто Нобиле дирижабль "Норвегия" оказался самым счастливым

Снова слово Франтишеку Бегоунеку: «...Люди, выброшенные на лед, с трудом поднимались и стряхивали снег с лица и одежды. Толь­ко двое продолжали лежать - Нобиле и Чечиони. У обоих при паде­нии были сломаны ноги. Между тем облегченный дирижабль носом вверх тяжело поднимался в хмурое небо. Его оболочка покороби­лась, место, откуда была вырвана гондола, походило на разорванную грудь огромной птицы... Дирижабль быстро поднимался и через не­сколько секунд исчез в низких облаках, унося с собой шесть чело­век».

Опасный маршрут

Из Архангельска к знаменитой красной палатке, в которой спаса­лись выжившие члены экспедиции Нобиле, отправилась спасатель­ная экспедиция.
4 дня, 16 часов и 13 минут понадобилось экипажу ледокола «Кра­син», чтобы 15 июня 1928 года покинуть Ленинград и взять курс на Арктику. И совсем не случайно названы эти цифры: 4 дня 16 часов 13 минут. Дело в том, что «Красин» в момент катастрофы находился в ленинградском торговом порту и со дня на день должен был встать на консервацию. Машины давно бездействовали, в котлах был спу­щен пар. На борту срочно вышедшего в море «Красина» находился не совсем обычный «пассажир» по имени «Красный медведь» — так назывался самолет, командиром экипажа которого был летчик Бо­рис Чухновский.
...Близ побережья Шпицбергена «Красин» вошел в тяжелый лед. В трудных погодных условиях начались разведывательные полеты экипажа Чухновского. Во время одного из них были обнаружены люди на льду. Это были итальянцы Цаппи и Мариано. Из-за плохой видимости самолет вынужден был совершить посадку на торосистое ледяное поле. При этом у машины оказались повреждены винты и шасси, наши летчики сами оказались в довольно серьезном положе­нии.
«Вначале мы не верили, — признался потом Вильери — помощ­ник генерала Нобиле по экспедиции, — в то, что ледоколы смогут пробраться сквозь льды. Ведь в те времена такой эксперимент в Ар­ктике был новостью... А тут еще известие о вынужденной посадке Чухновского. Теперь, думали мы, русские отправятся спасать сво­его летчика. Но вдруг через день "’Красин” показался на горизон­те... Мы бросились обниматься и целоваться». А совсем незадолго до подхода «Красина» к красной палатке были приняты на борт Цаппи и Мариано. Чухновский сразу после неудачной посадки на лед ради­ровал: «Считаю необходимым ’’Красину” срочно идти спасать Мальмгрена!» Тогда пилот еще не знал, что шведский ученый Финн Мальмгрен месяц назад сам похоронил себя во льдах.

Сомнениям вопреки

12 июля 1928 года ледокол «Красин» подошел ко льдине, на кото­рой находились остальные оставшиеся в живых участники итальян­ской экспедиции. Спасательная операция была блестяще завершена.
Триумфальным было возвращение «Красина». За эти тревож­ные месяцы лета 1928 года весь мир смог собственными глазами убе­диться в эффективности советской полярной техники и, главное, в торжестве идей гуманизма и интернационализма, присущих нашим людям, А ведь всего лишь месяц назад западная пресса пророчила полную несостоятельность планов по спасению экипажа дирижабля «Италия»: «...Господин Амундсен в своих статьях о полярных пионе­рах ссылается на Россию, — писала английская газета «Нью-Лидер». — Но вряд ли Россия, потрясенная революцией и экономическими трудностями, сможет теперь конкурировать, например, с Норвегией в проникновении на Север».
Датские газеты во время похода «Красина» к месту катастрофы дирижабля «Италия» публиковали статьи со следующими заголов­ками: «Так собираться в Арктику могут только сумасшедшие или... большевики», «134 человека на ’’Красине” обречены на верную ги­бель».
В тот же день, когда со льдины были сняты Цаппи и Мариано, уже знакомая газета «Нью-Лидер» поспешила реабилитировать себя: ’’Красину” удалось разбить много льда, еще разъединяющего СССР и Европу». Шведская газета «Эресуданс постен» писала в эти дни: «Русская экспедиция совершила свои подвиги спокойно и без же­стов. И это делали представители народа, который считают варва­рами цивилизации. Мы смотрели на Россию широко открытыми от удивления глазами».

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ