Найти в Дзене
Литературный завтрак

Литературная маска: кто из писателей за ней скрывался?

Оглавление

Литературная маска - особый тип творческого псевдонима писателя. Тексты создаются от лица другого человека. При этом читатель даже знает подробную биографию, личностные качества, интересы этого вымышленного автора. И трудно догадаться, что под "литературной маской" скрывается иногда даже не один человек!

Литературная маска
Литературная маска

Козьма Прутков

Это имя, пожалуй, на слуху у каждого. Но не все знают, что Козьма Прутков - литературная маска, за которой скрывались граф Алексей Константинович Толстой  и братья Алексей, Владимир, Александр Жемчужниковы. Большая часть информации о вымышленном авторе известна из произведения "Биографические сведения о Козьме Пруткове". Читатель знает его биографию, портрет, состав семьи и место службы. Произведения Козьмы Пруткова публиковались в журналах "Современник", "Искра". На протяжении десяти лет Алексей Толстой и братья Жемчужниковы сочиняли водевили, шуточные басни, сатирические стихи, афоризмы. В произведениях авторы высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность". Козьме Пруткову принадлежат известные крылатые фразы: "Что имеем — не храним; потерявши — плачем", «Смотри в корень!» и другие.

Козьма Прутков - литературная маска Алексея Толстого и братьев Жемчужниковых
Козьма Прутков - литературная маска Алексея Толстого и братьев Жемчужниковых

Барон Брамбеус

Барон Брамбеус - маска-мистификация. Под этим именем скрывался Осип-Юлиан Иванович Сенковский - русский, польский востоковед. Маска и настоящее имя переплетаются друг с другом. Многие черты характера барона Брамбеуса схожи с самим Сенковским. До использования литературной маски труды Осипа Ивановича не пользовались популярностью. Мистифицированный автор, биография которого описана в самих произведениях, - улучшенная версия Сенковского. В этом он сам сознавался. Барон Брамбеус писал юмористические и сатирические светские повести, приключенческие рассказы, в которых отражались знания Сенковского о Востоке. Литературная маска дала писателю "билет в жизнь": после публикации первых произведений от лица барона Брамбеуса его пригласили редактором в журнал "Библиотека для чтения".

Барон Брамбеус - литературная маска Осипа Сенковского
Барон Брамбеус - литературная маска Осипа Сенковского

Поэтесса Нелли

За литературной маской "шикарной" городской куртизанки Нелли, увлеченной модными веяниями, скрывался Валерий Яковлевич Брюсов - русский поэт XX века, основоположник символизма. Лирика, созданная от женского имени, - попытка выйти из творческого кризиса и найти новый стиль. Поэтесса Нелли - своего рода эксперимент по созданию иного типа лирического героя. Брюсов в этих стихах использует поэтику, не свойственную для его творчества (аллитерации, неологизмы). Лирические произведения основоположника символизма, написанные от лица куртизанки, по стилю напоминают тексты футуристов.

Поэтесса Нелли - литературная маска Валерия Брюсова
Поэтесса Нелли - литературная маска Валерия Брюсова

Черубина де Габриак

Писатели скрывались под литературной маской, но продолжали творить и под собственными именами. Таинственная красавица-католичка Черубина де Габриак - вымышленный автор, придуманный Дмитриевой Елизаветой Ивановной. Сама Дмитриева печатала только переводы, но никогда не публиковала произведения под собственным именем. Черубина де Габриак сочиняла стихи. Её лирические произведения охотно публиковались из-за колоритных подробностей биографии: отец- испанец, мать-русская. Но через год Дмитриева была разоблачена. За этим последовал скандал, жесткая критика, и поэтесса Черубина де Габриак исчезла навсегда...

Черубина де Габриак - литературная маска Елизаветы Дмитриевой
Черубина де Габриак - литературная маска Елизаветы Дмитриевой

Алваро де Кампос, Алберто Каэйро и Рикардо Рейс

Эти литературные маски принадлежат португальскому поэту, прозаику и драматургу Фернандо Пессоа, творившему в стиле авангарда. Он активно пользовался литературными масками-гетеронимами: вымышленные имена появлялись только на обложках книг, они никак не фигурировали в текстах и реальной жизни писателя. Фернандо Пессоа, выбирая очередную маску, перевоплощался в другого человека со своими характерными чертами. Каждый автор имел собственную философскую концепцию, эстетическую позицию, стиль. Очень похоже на раздвоение личности.

Фернандо Пессоа использовал множество масок-гетеронимов
Фернандо Пессоа использовал множество масок-гетеронимов

Подписывайтесь на мой канал, оставляйте комментарии!