От дедушки Старых Василия Ивановича участника штурма Берлина, в составе 1-го Белорусского фронта, 1-ой гвардейской танковой Армии, 11-ой гвардейской танковой дивизии 283 (октобон) отдельного Краснознаменного ордена Кутузова моторизованного батальона особого назначения. Закончили войну 8 мая 1945 г. Расписывался на стене в рейхстаге. Демобилизован из армии (г. Дрезден) в ноябре 1946 г. 01.11.1990. г. Новомосковск Тульской области.
Детство, родные края и родственники.
Дата записей - 20.02.1979
Молодость наша,
Ты кратковременна,
Как тень промелькнули года
Ты птицей залетной
На миг появилась,
Вспорхнув – улетела
От нас навсегда.
По просьбе младшей дочери Елены Васильевны Старых, попробую написать свои воспоминания о прожитых годах с того времени, как помню себя, а также кратко описать свою родословную по словам старших сестер и с того времени как помню сам. Эти воспоминания предназначены только для своих потомков, да простят они меня за то, что могут быть допущены грамматические и орфографические ошибки, а также непоследовательный и не совсем полный текст описания.
Итак, я, Старых Василий Иванович родился в 1922 году 14 января в семье крестьянина, Орловской области, Русско-Бродского района, Троицкого сельского совета, деревня Лимовое.
Родился я восьмым ребенком, а всего было рождено 9 детей: из них 5 девочек и 4 мальчика. Девочки (а теперь женщины-старушки живы до настоящего времени), ребята Иван, Михаил, Иван умерли в младенческом возрасте и так из ребят(мальчиков), я в живых остался один. Был я слабеньким ребенком, на переносице с синеватой жилкой, что говорили признак не долголетия, сельский священник сказал, что если проживу до 12 лет, то буду жить долго, то есть до старости (это со слов матери).
Отец - Старых Иван Викторович 1884 г. рождения, уроженец той же деревни, района и области. Он был старшим сыном в семье.
Образование - церковно-приходская школа. Кроме него в семье было еще два брата- Сергей- умер во время тифа в 1921 году, Федор- прожил до 82 лет.
Умер г. Тула Косая Гора. Кроме ребят в семье было- 3 сестры.
Одну из них я помню, жила недалеко от нас (о ней я напишу немного позже). Дед Виктор Агафонович - уроженец той же деревни. Их было два брата – мой дед и Николай Агафонович.
Мать – Кириллова-Старых Матрена Семеновна 1884 года рождения, уроженка той же деревни, того же района и области. Была неграмотная, из алфавита знала буквы Ж и З.
В семье она была старшей дочерью. В семье их было 5 чел. Детей- мать, сестра Елена, брат Кузьма, и 2 брата близнеца. Один из них умер младенцем незадолго после рождения, а второй был избит гирей из-за мести соседями и умер, не дожив до 18 лет (это со слов старших сестер).
Когда матери было 11 лет, умерла после родов ее мать, то есть моя бабушка. Дедушка по матери женился вторично на женщине имеющей 2 детей. Неродная бабушка прожила с неродным сыном Кузьмой Семеновичем до 1935-1936г.?
Деревня наша не была в крепостном праве. Назывались они однодворцы. Откуда приехали и поселились в д. Лимовое мои предки, мне неизвестно.
В основном в деревне преобладали четыре фамилии - Старых, Кирилловы, Черниковы, Корогодины. Деревня насчитывала около 150 домов и дворов (так их тогда называли).
Проживали в этих домах близкое или дальнее родство. Так мой отец по фамилии Старых, мать его (моя бабушка по отцу ) Кириллова Александра Ивановна, она была якобы из довольно зажиточной семьи, вроде мещанской.
Матери, девичья фамилия то же Кириллова, она была из бедной семьи.
Деревня расположена на возвышенных местах (буграх – так их называли тогда).
В деревне или слободке и называли их Корогодинский, Кирилловский, Старых, Старицы(?). Посреди этих слобод протекали ручейки, которые впадали в один общий пруд. Повыше этого пруда был выкопан колодец, в котором било несколько родников (ключей).
Сруб этого колодца был примерно 12-14 кв.м., вода в нем не замерзала никогда при любых морозах, из колодца вода выходила в желоба, которые называли корытами. Возле этих корыт лежали большие камни, на которых зимой и летом женщины (бабы) колотили (стирали) белье и полоскали в ручье.
На нашей слободе было несколько домов, в которых проживали семьи по фамилии Старых - вероятно они были в каком-то родстве между собой.
По фамилии не обращались, а у всех были прозвища. На бугорке между двух ручьев стоял дом Старых по прозвищу Тишкины. Постараюсь на память нарисовать расположение слобод, хотя в своей деревне в основном я не был, то есть выехали оттуда в 1933г., а последний раз был я там с женой и двумя старшими дочерьми в 1954 году или тридцать четыре года тому назад(?).
Наша деревня, как я писал ранее, не была в крепостном праве. Полтора - два километра от нашей деревни расположено село Троицкое. Оно в два - три раза больше нашей деревни.
В этом селе было имение генерала Скарятина,
у него было еще много сел, деревень и выселков. В его имении был винокуренный завод, прекрасный пруд, много десятин старого и молодого фруктового сада, прекрасный парк, леса.
Но у крестьян садов не было, да и после революции они ими не увлекались и дома в основном стояли «голые», даже мало было посажено обыкновенных деревьев. В нашей деревне у каждого дома был фруктовый сад и небольшие площади посаженного леса.
Итак я писал, что у моего деда Виктора по отцу было три сына – Иван (мой отец)- старший, Сергей и Федор и З дочери. После смерти деда (которого я не знал, он умер далеко до революции) отец остался за старшего мужчину в доме.
Мой отец – Иван женился в 1901-1902г. Отделился в 1919г. (когда делили землю), земли было десятин шесть (или 7-8 га). Потом они поделились. На старой усадьбе мать, Сергей, Федор и сестра Нюра.
Отец ниже старого дома метров на 300. Дом (его в деревне называли хата) был построен из чураков.
Чураки делали так – распиливают дерево на чурбаки см. 50 потом раскалывают на поленья, месят глину с навозом и мелкой соломой. Делают небольшой фундамент из камней и начинают выкладывать стены, укладывая одну четвертую часть чурки, кладут смесь глины с навозом и так строят до потолка, потолок из толстых осиновых досок. Чурки пилили в основном из ракиты (лозы) или осины.
Пол был немощенный, то есть земляной. Хата была размером 8*8 аршин или примерно 36 кв. м.
Перед входом в хату были пристроены сени, входная дверь с улицы вела в сени, а из сеней одна дверь вела в хату, а вторая на скотный двор. Посреди избы с левой стороны была установлена большая русская печь, которая занимала примерно 1/4 – 1/5 всей избы, от печи через всю хату вели черепичные трубы, которые выходили в сени.
На крышу хаты они не выходили и дым выходил в сени, а в сенях на крыше было отверстие, куда выходил дым. Почему трубы не были выведены на крышу? Потому, что они были дорогие и достать их трудно и средств, вероятно, не было.
Сени были размером метров 20 кв., с левой стороны от входной двери в хату стояла лестница, которая вела на потолок.
В хате было 3 окна, одно окно смотрело на скотный двор, где было несколько закут. Двор был огорожен плетнем и оштукатурен - обмазан смесью навоза с глиной и соломой.
2 окна смотрели на улицу (на дорогу). Окна были небольшие в одну раму и зимой так промерзали, что на них было снегу сантиметров на 5.
И мы, дети, чтобы больше было света обстригали со стекол снег ножом.
В хате кроме печки были нары. В правом углу наглухо был установлен стол, который достался при дележе.
По стене Г-образно были вкопаны столбы и к ним прибиты толстые, широкие доски- это были лавки, на которых во время принятия пищи сидели, а ночью они служили, как кровати для сна.
Кроме того были 2-3 переносные скамейки.
В печке были сделаны такие ниши, что назывались печурками, а чтобы залезть на печку были приделаны коники – нары на которых тоже спали.
***