За день до того, как Россия начала операцию в Украине, границу пересек "спецзруз" с ядерным топливом для одной из украинских АЭС. Груз сопровождали четверо российских охранников.
Украина не отрицала факта, что небольшой отряд охраны прибыл поездом 23 февраля и присутствовал при выгрузке техниками новой партии топливных стержней на Ровенской атомной электростанции в 340 километрах к западу от Киева. Но вот дальше заявления украинской стороны сильно расходились с мнением "Росатома" по поводу того, что произошло с охранниками "Атомспецтранса", когда начались боевые действия.
Несколько дней спустя Украина сообщила Международному агентству по атомной энергии, что они были разоружены и отказались возвращаться домой. Кремль обвинил Киев в захвате в заложники четырех сотрудников государственной компании "Росатом". На прошлой неделе в телеграмм-каналах появились сообщения об их обмене (на официальном сайте "Росатома" нет информации подтверждающей факт освобождения)
Этот инцидент только подчеркнул еще одну надвигающуюся энергетическую проблему для лидеров европейских стран. Даже несмотря на то, что Европа стремится запретить российское ископаемое топливо, остаётся вопрос - как сократить свою зависимость от российского ядерного топлива?
Реакторы, созданные на основе советских технологий, вырабатывают электроэнергию по всему бывшему блоку Варшавского договора, на их долю приходится более половины всей электроэнергии в Украине и около двух пятых на большой территории от Финляндии до Болгарии. До начала нового витка санкционной войны поставки топлива были достаточно рутинным делом. Но что делать теперь?
Бонни Дженкинс, высокопоставленный американский чиновник, отвечающая за ядерную отрасль:
Страны относятся к этому теперь гораздо серьезнее из-за сложившейся ситуации. Они осознают свою зависимость.
Росатом, который является крупнейшим в мире экспортером ядерных реакторов и сохраняет почти полную монополию на топливо, используемое ими для выработки электроэнергии, не подвергался санкциям ни со стороны США, ни со стороны Европы. (подробнее см. США не могут решить как заменить уран из России)
Эксперты по нераспространению ядерных технологий предупреждают, что это может обернуться новыми проблемами, заставив больше стран выйти на рынки ядерного топлива. Официальные лица США заявили, что санкции должны быть тщательно выверены, чтобы избежать нанесения ущерба экономикам союзников, а также другим дипломатическим усилиям США, таким как ядерные переговоры с Ираном. Эти переговоры предусматривают продолжение поставок топлива на построенный Россией реактор.
Для Москвы атомный экспорт остается ключевым геополитическим рычагом, и она использует государственное финансирование для расширения деятельности "Росатома" на новые рынки в Китае, Индии, Иране и Турции. Ни одна из этих стран, не последовала вслед за Европой и США, и не ввела санкции в отношении РФ.
Ядерное топливо отличается от "обычных" товаров, таких как газ или уголь, тем, что для него требуются высокоточные сборки, соответствующие лицензионным требованиям, установленным регулирующими органами безопасности. Попытка преждевременно разорвать связи с Россией может поставить под угрозу электроснабжение почти 100 миллионов европейцев в странах, которые полагаются на атомные электростанции как на крупнейший источник чистой энергии.
61-летний Дженкинс, заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности, предупредил, что подобны отказ или переход может занять годы.
Лииса Хейкинхеймо, заместитель генерального директора по энергетике Министерства экономики Финляндии, заявила: “Факт в том, что [нам] необходим альтернативный поставщик. Это станет проблемой. Реальной проблемой."
Финляндия, где компания Fortum Oyj эксплуатирует два реактора ВВЭР советского производства в 90 километрах к востоку от Хельсинки, попыталась найти альтернативы поставкам из России. В 1990-х годах она заключила контракт с British Nuclear Fuel Ltd., ныне принадлежащей Westinghouse Electric Co., но в конечном итоге отказалась в пользу более конкурентных цен "Росатома".
Cовсем недавно Министерство энергетики США и Украина сотрудничали с Westinghouse, чтобы заменить топливо Росатома на 15 действующих реакторах, которые по-прежнему обеспечивают более половины электроэнергии страны.
Топливо производства Westinghouse, принадлежащее частным инвесторам из Brookfield Business Partners LP, в настоящее время вырабатывает электроэнергию на шести украинских энергоблоках, а инженерам потребуется несколько лет, чтобы переоснастить другие блоки.
Хосе Эметерио Гутьеррес, испанский инженер-ядерщик, который ранее руководил многолетними усилиями компании по конкуренции с "Росатомом":
Westinghouse начала свою деятельность в Украине благодаря межправительственному соглашению с США.
Но особенности рынка ядерного топлива, наряду с советским технологическим наследием, затрудняют диверсификацию...
Немногие страны обладают обширной инфраструктурой и технологиями, необходимой для обогащения урановой руды, которая затем должна быть переработана в керамические гранулы и встроена в циркониевые топливные стержни с допуском безопасности, измеряемым в долях миллиметра.
По словам Гутьерреса, государству требуется не менее пяти лет, чтобы лицензировать нового поставщика, и до десяти лет, прежде чем она сможет начать получать топливо, изготовленное по индивидуальному заказу. Топливо, лицензированное в одной стране, не может автоматически передаваться в другую из-за правил и различий в конструкции реакторов.
Для операторов установок российского производства в Восточной Европе, многие из которых продолжают работать прямо сейчас, скорее всего, не стоит тратить сотни миллионов долларов, необходимых для переключения на новых поставщиков ядерного топлива.
Хотя Словакия, располагающая четырьмя энергоблоками российского производства, в прошлом месяце создала топливный консорциум, чтобы попытаться разделить эти расходы. США также принимают в этом участие, пообещав на прошлой неделе помочь Чешской Республике диверсифицировать топливо для ее шести реакторов российского производства.
Но уход от “Росатома” потребует времени, сказал Хейкинхеймо, который считает, что пройдет "три-четыре года", прежде чем российское топливо, используемое в настоящее время в Финляндии, будет полностью заменено на новые топливные сборки.